Автотранспортник от Бога

0
27

Генеральный директор ОАО Азнакаевское ПАТП Владимир Алексеевич КРОТОВГлавное увлечение генерального директора ОАО «Азнакаевское ПАТП» Владимира Алексеевича Кротова – это его любимая работа.

33 года тому назад пришел в Азнакаевское ПАТП этот незаурядный человек. 20 лет он возглавляет это предприятие, которое благодаря его усилиям является сегодня одним из лучших в Республике Татарстан по профилю своей деятельности. Безукоризненная порядочность, компетентность, организаторский талант снискали ему признание и авторитет у специалистов отрасли, работников предприятия и жителей Азнакаевского района. Ныне почетный автотранспортник Российской Федерации, заслуженный работник транспорта Республики Татарстан, отличник пассажирских перевозок «Татавтотранса», обладатель диплома РТ «Человек — золотое сердце», медалей «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», «В память 1000-летия Казани», «100 лет профсоюзам России», Благодарственного письма Президента РТ отмечает свое 60-летие. Он встречает свой юбилей во всеоружии опыта, знаний, поддержки коллектива, неиссякаемой энергии и многообещающих замыслов.

Характер Владимира Алексеевича примечателен своей целостностью, а жизненный путь – прямизной. Он родился 29 октября 1947 года в селе Берлибаш Апастовского района республики. Послевоенная страна с великими трудами выходила из нужды, и нагрузка ложилась на всех – от мала до велика. Неизбалованными достатком росли ребятишки той поры, зато окрыленными Великой Победой, гордостью за страну и мечтой стать достойными ее сыновьями, проявить себя с лучшей стороны в большом и ответственном деле. А что же еще в глазах любознательного сельского парнишки могло обладать большей притягательностью и завораживающей силой, чем автомобиль! Знаменитая «полуторка» казалась верхом изящества и технического совершенства, а счастливчик за ее баранкой – настоящим полубогом. Возрождение села и всей жизни среди бездорожья, в годы, когда недоставало рабочих рук, потому что слишком многие земляки не вернулись с полей сражений, можно было связывать только с приходом в глубинку большой техники, и прежде всего автотранспорта. И приверженность к автомобилю, к делу, так остро необходимому людям, родившаяся в душе нашего героя в далеком детстве, стала определяющей в его судьбе на всю достойную последующую жизнь.

В 1963 году он приехал в Азнакаево и, окончив здесь 10-й класс школы, начал свой трудовой путь учеником сварщика, слесарем на автобусе №51 треста «Каздорстрой». Здесь же он получил водительские права, а затем некоторые время работал водителем Азнакаевского райкома комсомола. В 1967 году успешно окончил Куйбышевский автотранспортный техникум. А последовавшая затем армейская служба также способствовала его укоренению в избранной автотранспортной отрасли и приобретению практического опыта. Немало довелось ему поколесить за баранкой военного автомобиля во время службы в Керчи и Днепропетровске, так что на гражданку вернулся он уже водителем первого класса. Устроился на работу в НПУ «Азнакаевнефть». И машина ему досталась серьезная – «КрАЗ». Нефтедобыча в республике была на самом подъеме, так что трудиться приходилось с полной отдачей. Но молодой многообещающий профессионал стремился достигнуть в своем деле больших высот. Без отрыва от производства он окончил Уфимский нефтяной институт по специальности, на первый взгляд, неожиданной для него: «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов».

— В то время, — поясняет он сам, — мы все ощущали себя нефтяниками, и автотранспорт был неотъемлемой частью нефтедобывающей отрасли, было ощущение нераздельности и общего сплочения.

Счастливо складывалась и личная жизнь Владимира Алексеевича в те годы. Он женился, и этот союз оказался надежным и прочным – на всю жизнь. Забегая вперед, отметим, что супруга нашего героя, Лидия Петровна, до ухода на заслуженный отдых работала техником–геологом в нефтяных организациях, а главное – была хранительницей домашнего очага и надежным тылом своего занятого ответственной работой мужа. Супруги вырастили троих сыновей – Сергея, Алексея и Андрея. Есть и внуки: 16-летний Стас, 11-летний Володя и 10-летняя внучка Юля.

Тогда же, по окончании нефтяного института, началась для Владимира Алексеевича главная часть его трудовой биографии: он пришел на предприятие, которое ныне возглавляет и достижения которого сегодня справедливо считают результатом его многолетних усилий. И в качестве начальника колонны, и в дальнейшем, в роли начальника отдела эксплуатации Азнакаевского ПАТП Владимир Алексеевич показал себя прекрасным специалистом, добросовестным работником, умелым организатором и, что особенно отмечают люди, хорошо его знающие, — принципиальным и порядочным человеком, умеющим вызвать к себе неподдельное уважение. Без преувеличения можно сказать, что и сам Владимир Алексеевич, как опытный автотранспортник и руководитель, является воспитанником этого коллектива, имеющего славную историю. Его здесь многому научил пример первых руководителей, ветеранов производства, заложивших основы деятельности предприятия, преодолевших трудности его становления.

 На волне подъема нефтедобывающей отрасли предприятие это получило путевку в жизнь в 1961 году по приказу министерства автомобильного транспорта. Все начиналось со скромного автохозяйства, которому коллеги из Лениногорска и Бугульмы передали сто единиц транспортных средств. Это были, главным образом, крытые брезентовыми тентами грузовые автомобили. Им довелось на славу поработать в ходе обслуживания нефтяников и строителей. Еще и сегодня ветераны вспоминают, в каких непростых условиях доводилось выполнять свои задачи в начале пути. Ведь не хватало опытных водителей, специалистов, практически не было ремонтной базы. Но все искупалось энтузиазмом и сознанием того, что все необходимое со временем будет. И действительно, с каждым годом дела шли на лад, усилия руководства и всего коллектива приносили ощутимые результаты. И уже к 1975 году это было крепкое автопредприятие, насчитывающее 750 человек работающих. Только для осуществления вахтовых перевозок нефтедобытчиков ежедневно выделялись 250 автобусов.

Глубокую благодарность испытывает Владимир Алексеевич к тем из своих старших товарищей по работе, которые повлияли на его профессиональное становление и послужили вдохновляющим примером на жизненном пути и в производственных делах.

— Я многое почерпнул, — рассказывает он, — из опыта общения и совместной работы с первым и вторым директорами автопредприятия, моими предшественниками на этом посту: Караматуллой Сунгатулловичем Занчуриным и Анваром  Сабировеичем Шарафеевым. Я многим также обязан тем жизненным урокам, которые в свое время воспринимал из повседневной практики начальника УТТ НГДУ «Азнакаевнефть» Саиха Салиховича Фархутдинова. Этот замечательный человек и сегодня, находясь на пенсии, живо интересуется всеми сегодняшними делами нашего коллектива. Огромное впечатление произвел на меня стиль работы начальника УАД Завдята Заллиловича Хазипова. Это был тип руководителя жесткого, требовательного, но и справедливого. Исполнительская дисциплина его подчиненных была на самом высоком уровне. На автотранспорте иного подхода и быть не должно, ведь мы отвечаем за безопасность людей. Мне пример этих старших товарищей, который я получил, будучи молодым руководителем, помогает и сегодня.

В августе 1987 года В.А. Кротов стал директором Азнакаевского ПАТП. В результате преобразований форм собственности предприятие изменило свою организационно-правовую форму, и ныне Владимир Алексеевич – генеральный директор ОАО «Азнакаевское ПАТП». Немалая его заслуга заключается в том, что на протяжении 20 лет он делает все для того, чтобы сохранить и обеспечить стабильную деятельность этого предприятия, созданного самоотверженным трудом многих людей. Сегодня азнакаевцы не мыслят жизни города и района без пассажирского сообщения и с привычными чувствами спокойствия и доверия отправляются в повседневные поездки — на работу, на учебу, на дачи или в соседний город. Это и понятно, ведь Азнакаевское ПАТП – это развитое автотранспортное предприятие, имеющее фундаментальную производственную базу, компетентный состав инженерно-технических работников, квалифицированных ремонтных рабочих. В состав производственной базы входят 16 основных и вспомогательных цехов и специализированных участков. Более двухсот единиц техники насчитывает здешний машинный парк, который обслуживает 5 городских, 17 пригородных, 9 междугородних и два межобластных маршрута. Руководитель прилагает все усилия для того, чтобы предприятие не просто выживало, поскольку объективные трудности, конечно, имеются, но и развивалось. И тут немаловажно отметить, что как умелый организатор Владимир Алексеевич гибко реагирует на изменяющуюся экономическую реальность, не позволяя себе окостенеть в рамках привычных подходов к управлению. Один из секретов его успехов – постоянное стремление к новым знаниям. Так, эффективно руководить предприятием в условиях рыночной экономики ему помогло то, что в 2003 году он окончил Московский институт экономики и управления в строительстве и промышленности, получив квалификацию экономиста-менеджера по специальности: «Экономика и управление на предприятии в строительстве». Видимо, это сыграло не последнюю роль в том, что предприятие активно обновляет технику, приобретает запчасти и ремонтное оборудование. По мнению Кротова, гнаться за расширением парка автомашин в то время, когда имеющийся не соответствует требованиям, неразумно. Прежде всего должен быть уровень соответствия стандарту, качественного обслуживания, профессионального и технического оснащения. И техника сегодня здесь содержится в прекрасном состоянии.

Половина дохода предприятия приходится на вахтовые перевозки рабочих нефтедобывающей отрасли. Но проблема в том, что объем таких перевозок из года в год снижается. И в полный рост встает задача поиска новых форм оказания услуг. Одним из путей решения этой задачи стало открытие новых маршрутов. И вот уже азнакаевцы привыкают к тому, что появилась возможность ездить в Казань, а также летом на отдых в Геленджик и Анапу по принципу: «туда-обратно».

Автотранспортником от Бога называют Владимира Алексеевича его коллеги – руководители родственных предприятий. Но при всем том собственно инженерные стороны работы всегда были для него главными. Это, по его мнению, вопросы само собой разумеющейся профессиональной компетентности. А главная забота и главный интерес Кротова – это прежде всего люди – с их чаяниями, запросами, характерами и отношением к делу. В коллективе знают, что Владимир Алексеевич умеет общаться с людьми в любой обстановке, умеет посоветоваться с подчиненными, прислушаться к чужому мнению. Это помогает ему создавать в коллективе атмосферу взаимного уважения и понимания, правильно подбирать кадры, быть справедливым ко всем работникам предприятия. И в этом кроется объяснение всему тому, что делается на предприятии для социального благополучия автотранспортников. Сегодня в ПАТП трудятся 375 человек, из них 150 – водители. Здесь предусмотрены все основные составляющие социального пакета. Как говорит Владимир Алексеевич:

— Мы работаем с людьми, и важно, чтобы они знали, что могут надеяться на поддержку, помощь и понимание.

Предприятие строит жилье для своих работников. Дети автотранспортников отдыхают в оздоровительном лагере «Солнышко». О внимании к истории предприятия, к его ветеранам говорит здесь многое – и стенды с фотографиями орденоносцев, участников войны, представителей трудовых династий, и существующий в административном здании музей трудовой славы.

— Люди старой закалки, — утверждает Кротов, – обладают более развитым чувством ответственности, большей дисциплинированностью, и они по-настоящему любят свой труд. Поэтому 296 пенсионеров мы считаем членами нашего коллектива. С ними интересно встречаться, разговаривать, вспоминать, как начиналось предприятие, какие трудности приходилось преодолевать. Без наших ветеранов труда здесь ничего бы не было. Поэтому стараемся им помогать и поддерживать их.

— Владимир Алексеевич, — рассказывает председатель Совета ветеранов ПАТП С.Н. Желнин, — оказывает большую поддержку нашим ветеранам. Благодаря его усилиям коллективный договор содержит немало положений, связанных с социальной защитой пенсионеров.

— Во многом благодаря нашему руководителю, – утверждает старший инспектор по кадрам Альфия Асгатовна Садыкова, — мы живем как одна дружная семья. — Владимир Алексеевич отдает людям все душу. Он знает каждого работника, каждого пенсионера, знает их семейное положение, вникает в нужды. Он старается укреплять связь между ветеранами и нашей молодежью.

— В любом подразделении, отделе, — говорит председатель профкома Фирдаус Хабраевич Мустаев, — наш генеральный директор знает как пять пальцев и состояние дел, и людей. Всегда разделит и радость, и горе. Потому мы, работники ПАТП, гордимся своим руководителем, а нам, знаю это точно, многие завидуют.

Что же волнует сегодня генерального директора Азнакаевского ПАТП?

— Наша задача, — утверждает он, — сохранить коллектив и обеспечить население города и района качественными транспортными услугами, в том числе и вахтовыми перевозками. Способны ли мы справиться с этим? Безусловно. Однако в сфере автотранспортных услуг не все вопросы еще отрегулированы с точки зрения того, как должно быть в условиях рыночной экономики. Мы за честную конкуренцию. И думаю, все население нас в этом поддерживает. Конечно, труд водителя непростой. Это и напряжение, и ответственность, и необходимость приспосабливать свой повседневный образ жизни к скользящему графику работы. Каждое утро, когда азнакаевцы только еще собираются ехать к своим рабочим местам, водитель, вставший на час раньше, уже вывел свой автобус на маршрут. И конечно, наше расположение в центре нефтедобывающего региона невольно наталкивает людей на сравнение заработков у нефтяников и автотранспортников. Такое сравнение, прямо сказать, не в нашу пользу. И зачастую по этим соображениям люди уходят. Мы, конечно, кадровую проблему решаем, ведем подготовку молодых водителей. К примеру, в этом году готовим группу из 18-и молодых людей в Лениногорской автошколе. Мы всегда сохраняем и будем сохранять впредь с преемственностью наши лучшие традиции, выработанные внутри нашего коллектива. Вопрос заключается в другом — цивилизованная организация пассажирских автоперевозок, ответственность перед земляками – это дело нашего профессионального самоуважения. А что происходит в этой сфере? Торжествует «дикий» частник. Никто не может гарантировать профессиональную подготовленность этих самозванцев, их адекватность по медицинским показателям, безопасность их транспортных услуг. Зато они преуспевают по части сманивания пассажиров любыми способами и практически не поддаются контролю. Мне нередко приходится заявлять свою точку зрения по этому вопросу. Положение сдвигается медленно. Но я уверен, что объединением усилий профессионального сообщества, власти и общественности мы наведем порядок в этой области и улучшим качество пассажирских услуг, которого достойны наши граждане.

Эта принципиальная позиция Владимира Алексеевича Кротова находит все большее понимание. Его поддерживает руководство Азнакаевского муниципального района. И неслучайно в день торжеств, посвященных 20-летию города Азнакаево и Дню Республики Татарстан праздничную колонну было доверено возглавить именно коллективу пассажирского автотранспортного предприятия.

Евгений КОБЛЕВ

В преддверии юбилея наша редакция поздравляет Владимира Алексеевича Кротова с этим замечательным праздником. Не только в его, но и в жизни близких, сослуживцев, жителей города Азнакаево и Республики Татарстан. Желаем ему крепкого здоровья, успехов в работе. Мы гордимся Вашим талантом руководителя, проффесионализмом и относимся с большим уважением к Вашей личности. Благодарим Вас и Ваш коллектив за тесное сотрудничество с редакцией нашего журнала.

От имени редакции
руководитель представительства
журнала в Набережных Челнах
П.Н. НИКОЛАЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя