Человек большой души

0
32

Человек большой души65-летие генерального директора ООО «Железнодорожник»  (Набережные Челны) Александра ИВАНЬКОВА совпало с 30-летим его деятельности в качестве руководителя этого предприятия.

Александр Александрович Иваньков родился 6 мая 1943 года в деревне Буда-Люшев Буа-Кушелевского района Гомельской области Белорусской ССР. По окончании школы поступил в Ташкентское военное училище, но, проучившись там три с половиной года, был комиссован — подвело чрезмерное увлечение спортом: поврежденная во время соревнований рука не позволила продолжить военную карьеру. А надо сказать, спортивные пристрастия у него были самые обширные. Он и по сей день большой поклонник, знаток и ценитель всех игровых видов спорта. А в молодости серьезно занимался волейболом, баскетболом, футболом, а по гандболу даже имеет звание мастера спорта. И вот, оказавшись в гражданской жизни, вчерашний курсант свое пристрастие к технике реализует в мирной профессии: окончив в 1967 году Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, получил специальность инженера путей сообщения — механика. По распределению молодой специалист был направлен в Свердловскую область на Качканарский обогатительный комбинат, где, начав трудовой путь мастером, уже через четыре года занимал должность начальника локомотивного депо. Перспективный инженер, успевший проявить организаторские способности, был приглашен в январе 1971 года руководством производственного объединения «Камгэсэнергострой» в Набережные Челны, где как раз в ходе Всесоюзной ударной стройки разворачивалось возведение таких крупных объектов, как КАМАЗ, Нижнекамская ГЭС, и на глазах вырастал молодой автоград. Александр Александрович был направлен в Объединенное железнодорожно-водное хозяйство (ОЖВХ) начальником отдела подвижного состава. А в 1978 году он уже возглавил ОЖВХ, являясь с тех пор — уже тридцать лет — руководителем этого предприятия, претерпевшего за этот период немало преобразований. Невиданное строительство набирало гигантские обороты, оно требовало адекватного развития железнодорожного хозяйства. И на всех этапах становления и укрепления предприятия в этот ответственный период инициатором всех позитивных изменений был его руководитель Александр Иваньков. Завоз строительных и технических грузов, продовольственных и промышленных товаров достигал тогда в год восьми миллионов тонн. От руководителя и коллектива его соратников и единомышленников требовались незаурядная работоспособность и преданность своему делу.

Важность этого предприятия для экономики Закамского региона трудно переоценить. ООО «Железнодорожник» начало свое существование с железнодорожного участка в составе автохозяйства «Камгэсэнергостроя». Необходимость этого подразделения диктовалась началом строительства Нижнекамской ГЭС и Заинской ГРЭС. С 1 апреля 1967 года участок обрел статус самостоятельного формирования. В 1997 году предприятие акционировалось, и по настоящее время является связующим звеном между ОАО «Российские железные дороги» и грузополучателями города Набережные Челны, своевременно доставляя поступающие грузы на фронты выгрузки. Задача ООО «Железнодорожник» как дочернего предприятия «Камгэсэнерго-строя» сегодня та же, что и прежде, — обслуживание города, пригородной зоны и строителей. Миллионы тонн различных грузов доставлены за прошедшие годы стройке и другим объектам благодаря слаженной и четкой работе коллектива под руководством А. Иванькова.

Человек большой душиВместе со всей страной коллектив пережил и кризисные 1990-е годы, однако здесь, в отличие от многих предприятий, не было ни задержек по выплатам заработной платы, ни «серых» выплат, ни состояния банкротства. Как считают на предприятии, такое мягкое вхождение в рынок произошло благодаря тому, что для Александра Александровича как руководителя главная забота — это люди.

Коллектив наш, — рассказывает генеральный директор, — составляют люди опытные, прошедшие немало испытаний, доказавшие свою профессиональную самостоятельность. И поэтому для нас не было драмы в переходе к рыночным условиям. Цивилизованные взаимоотношения с деловыми партнерами потребовали большего внимания вопросам качества обслуживания грузополучателей. И мы отвечаем на вызовы времени.

В настоящее время предприятие обслуживает 90 км железнодорожных путей, при этом площадь занимаемых земель составляет 43 га. На договорной основе услугами ООО «Железнодорожник» пользуются более ста грузополучателей. И среди них Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, Завод ячеистых бетонов, ОАО «Гравзавод», ОАО «Камснаб», ТЭЦ, элеватор и много других объектов. При оказании своих услуг по доставке грузов путями необщего пользования промышленным железнодорожным транспортом коллектив большое внимание уделяет работе с юридическими, физическими лицами, частными предпринимателями, предоставляя им фронты выгрузки, скидки на перевозки, необходимое консультирование и полезные рекомендации. Умение работать по-новому, не отказываясь в то же время от богатого опыта, приводит к стабильному росту технико-экономических показателей. Об этом свидетельствуют результаты деятельности коллектива в минувшем 2007 году. К примеру, объем услуг за этот год составил 108 млн руб., что на 28,2% выше показателя преды-дущего года. Уверенно растут рентабельность, производительность труда на одного работающего, средняя заработная плата.

На протяжении всех лет своего существования, — рассказывает главный бухгалтер Зоя НОВИКОВА, — наше предприятие работает рентабельно и имеет положительную финансовую историю. Оно никогда не находилось в стадии банкротства, всегда вовремя рассчитывалось по налоговым обязательствам перед бюджетом, никогда не имело нереальной дебиторской и кредиторской задолженности. Это во многом результат того, что генеральный директор очень хорошо знает экономику предприятия, держит ее под контролем и умело организует производственный процесс.

Александру Александровичу все удается, — подхватывает эту мысль начальник планового отдела Валентина ПЕРМИНОВА, — потому что он большой души человек и, по его убеждению, коллектив — это главное ядро забот и внимания руководителя. Условия труда, заработная плата, социальные запросы работников для него всегда на первом месте. Отношения работодателя и коллектива регулируются на предприятии коллективным договором, который принимается на три года. И работники здесь располагают всеми социальными гарантиями. В отношении ветеранов действует программа «Забота».

На предприятии трудятся сегодня 180 человек, причем костяк коллектива составляют опытные кадры, зачастую пенсионеры, потому что необходимых специалистов, особенно машинистов, в городе мало. Но примечательно, что ветераны производства, работающие здесь с основания предприятия, охотно приводят в коллектив своих детей и родственников. Так передается эстафета особой ответственности, опыта поколений и приверженности к своей профессии. Образовались многочисленные трудовые династии: Забелиных, Бочкаревых, Хузиных, Амировых. Носителями большого производственного опыта, мастерства и ответственного отношения к делу стали работающие со дня основания предприятия машинисты Ш. Дашкин, Н. Фролов, М. Гаршин, Л. Латыпов, А. Бергачев и многие другие авторитетные работники коллектива. Надежными производственниками зарекомендовали себя мастер пути В. Калясев, слесарь пути Е. Ларионов. Настоящими единомышленниками руководителя являются начальник подвижного состава Ф. Павлищин, заместитель генерального директора А. Забелин, начальник планового отдела В. Перминова, главный бухгалтер предприятия З. Новикова и другие специалисты. Многие достойные работники представлены к высоким правительственным наградам, имеют почетные грамоты и иные поощрения. Добрый пример в этом показывает сам Александр Александрович. Так за высокие достижения в сфере развития железнодорожного транспорта, за творческую инициативу в совершенствовании управления производством, активную общественную деятельность, за весомый вклад в строительство Нижнекамской ГЭС и города Набережные Челны он награжден орденами: «Во славу Отечества», «Знак Почета» (дважды), а также медалью «Ветеран труда», знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки», Почетными грамотами Обкома профсоюза рабочих электростанций энергетической промышленности Минэнерго СССР. Ему также присвоено почетное звание «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан», он является обладателем Почетной грамоты РТ, нагрудного знака «За заслуги перед городом Набережные Челны» и медали «В память 1000-летия Казани».

Но не только в трудовых достижениях довелось этому незаурядному человеку в полной мере проявить свои гражданские качества и гражданское мужество. Пользуясь доброй известностью среди жителей города, он дважды избирался народным депутатом в Совет Комсомольского района Набережных Челнов. И это доверие земляков он оправдал важной и ответственной деятельностью: возглавляя депутатскую комиссию, Александр Александрович много сделал для решения жилищно-бытовых проблем, волнующих население. И были в его жизни страницы, свидетельствующие об особой душевной прочности, патриотизме и готовности к подвигу. В 1986 году Александр Александрович участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, где ему довелось работать целых двадцать долгих дней. А в 1988 году он был направлен на восстановительные работы после землетрясения в Армении. И эта способность не отворачиваться от трудностей, от чужой беды, быть первым там, где опасно, и выполнять свой долг — качества настоящего сына своего Отечества и Человека с большой буквы.

В коллективе предприятия Александр Александрович пользуется неподдельным, заслуженным долгими годами уважением. Эпоха крутых перемен изобиловала трудностями, проблемами, изменениями ситуаций, но руководитель, подобно капитану, ведущему свой корабль сквозь бури и штили, обходящему мели и подводные камни, ни при каких обстоятельствах не дал повода усомниться в чистоте своих помыслов и праве быть лидером. Авторитет его проверен временем, и это отмечают все работники предприятия.

Хотя коллектив у нас достаточно возрастной, — говорит машинист-инструктор Шамиль ДАШКИН, — но мы видим в своем руководителе настоящего отца, который умеет быть и взыскательным, и заботливым. Люди ему верят и стараются быть на уровне, не подводить. Александр Александрович беспокоится обо всем коллективе и о каждом человеке в отдельности. Никогда не пройдет мимо, не поздоровавшись. И каждого человека понимает с полуслова. Если кому-то случилось оступиться, он борется за этого человека, не позволяет ему терять самоуважение. Люди чувствуют эту человечность, эту заботу о них и отвечают благодарностью. Специфика нашей работы требует дисциплины и организованности. И когда генеральный директор тихим голосом отдает команды, все бегут выполнять их, и готовы сутки не спать, пока не справятся.

Это святой человек для нас, — уверяет электросварщик Владимир СЫРОВ, — требовательный, правильный. Не держит зла. А главное — подает личный пример добросовестного отношения к делу. Предприятие работает круглосуточно, и он здесь находится ежедневно — и в праздники, и в будни — и контролирует ситуацию непрерывно. Это большая нагрузка. Зато мы за спиной такого руководителя чувствуем себя уверенно и, конечно, стараемся.

Человек большой душиДля того чтобы поспевать за требованиями времени, обеспечивать экономическую стабильность в жестких условиях рыночной экономики, в коллективе ООО «Железнодорожник» непрерывно совершенствуются технические и организационные моменты, влияющие на повышение эффективности и качественных показателей производственной деятельности. Из такого рода усовершенствований можно отметить, к примеру, приближение весового хозяйства к местам погрузки-выгрузки, или оснащение рабочих мест всех участников перевозочного процесса средствами современной оперативной связи. А для ускорения оборота вагонов пошли на то, что соответствующий показатель напрямую связали с оплатой труда. Улучшение экономики предприятия в силу всех принимаемых мер позволяет и увеличивать объемы перевозок, и решать целый ряд назревших проблем. Так было отремонтировано административное здание. С каждым годом все больше средств направляется на цели ремонта железнодорожных путей. Развивается и ремонтная база, роль которой по мере старения имеющейся техники возрастает. Ведь здешние специалисты заняты восстановлением тепловозов.

Одной из важнейших сторон, определяющих деятельность предприятия, с полным правом можно назвать создание в ООО «Железнодорожник» замечательной системы социальной защиты работающего человека. Она, кстати, во многом предопределяет лидирующие позиции предприятия во всероссийских конкурсах по профилю деятельности. И действие уже упомянутого коллективного договора, и перечисление всех страховых и пенсионных взносов строго в установленные сроки, и многогранность социальной защиты, которая охватывает не только тех, кто непосредственно участвует в производственном процессе, но и ветеранов коллектива, пенсионеров, женщин, пребывающих в декретном отпуске, а также имеющих детей. К примеру, молодые мамы, сидящие дома с ребенком, по достижении ребенком полуторагодовалого возраста ежемесячно получают в дополнение к социальному страхованию еще и определенную индексированную сумму. Отдельного разговора заслуживает и обширная благотворительная деятельность, которую ведет ООО «Железнодорожник» под руководством А. Иванькова. Заботясь о своих работниках, здесь не отказывают и другим людям и социальным учреждениям, нуждающимся в поддержке. Ежегодно предприятие оказывает благотворительную и спонсорскую помощь учреждениям образования, здравоохранения, спорта и другим. И масштабы такой помощи растут. Если в 2006 году на эти цели было перечислено 509 тыс. руб., то в 2007 году спонсорская помощь составила уже 934 тыс. руб. И неслучайно за активную благотворительную деятельность Александру Александровичу было присвоено почетное звание «Человек — золотое сердце». Из года в год предприятие принимает участие в республиканских программах: вначале — «Ветхое жилье», а ныне — в программе по поддержке социального ипотечного строительства.

И многотрудный, но славный путь, пройденный генеральным директором вместе со своим коллективом, и атмосфера высокой ответственности и организованности, которая сочетается с вниманием и заботой по отношению к каждому работнику, умением успешно адаптироваться в условиях меняющейся экономической реальности — все это способствовало тому, что под руководством А. Иванькова ООО «Железнодорожник» сегодня получило признание как одно из лучших и наиболее эффективных предприятий своей отрасли в масштабах Российской Федерации. Так в ходе участия во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной активности» предприятие было отмечено Почетной грамотой Правительства Российской Федерации. По результатам анализа финансового состояния, проведенного ЗАО «Международный центр инвестиционного консалтинга» (Москва), ООО «Железнодорожник» была присвоена высшая группа инвестиционной привлекательности с вручением соответствующего сертификата, а генеральный директор А. Иваньков назван лауреатом международной премии «Кубок MBA». Вошло предприятие и в число номинантов Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница». Александру Александровичу как одному из наиболее эффективных менеджеров предприятий, организаций и учреждений страны присвоено почетное звание «Топ-менеджер Российской Федерации». Многочисленные знаки общественного и профессионального признания — это лишь отдельные внешние символы достойного жизненного пути настоящего труженика, руководителя и гражданина.

Евгений КОБЛЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя