Есть интерес и желание, нет — финансов

0
56

Есть интерес и желание, нет - финансовЛюбовь к профессии зарождается часто в детстве. Если ребенок охотно увлекается техникой: строит модели, мастерит радиоприемники, собирает настоящий планер с взрослым наставником, то, скорее всего, из такого любознательного ребенка получится технический специалист. А такие специалисты сейчас и в обозримой перспективе нашей стране очень необходимы.

Навыки к техническому творчеству юное поколение получает в секциях и кружках детских Центров технического творчества.

Чем они живут сегодня? Наш корреспондент встретился с директором Центра детского технического творчества «Факел» Вахитовского района Казани Георгием АНДРИАШИНЫМ, который и ответил на этот вопрос.

— В последние годы наблюдается повышенный интерес подростков и детей к техническому творчеству. Раньше, года четыре назад, нам сложно было привлечь детей в технические секции: багги, картинга, мото. Сейчас дети приходят и с удовольствием занимаются. В секцию багги ребята приходят с таким стремлением и огромным желанием, что готовы здесь находиться с утра до вечера. Родители теперь все чаще приводят детей в технические кружки с такой целью, чтобы они познали технику, а полученные знания помогли бы им в дальнейшей жизни и трудоустройстве.

Есть интерес и желание, нет - финансовУ нас есть даже и такие случаи, когда ребята самостоятельно выбирают себе будущую профессию, исходя из того, чем они занимались в той или иной секции. Вот один подросток, например, заканчивает сейчас 9-й класс и хочет поступать в техникум, а желание отца — направить сына в вуз. Но мальчик сам выбрал себе будущую специальность: ему нравится техника, он все своими руками «пощупал» и уверен, что это ему по душе.Сорокалетний рубеж перешагнул наш Центр детского технического творчества. Раньше мы относились к профкому Электротехнического завода. Шефы помогали нам материалами, оборудованием, инструментами. Существовал у нас планерный клуб. Сейчас относимся к Отделу образования управления образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани по Вахитовскому району.

Работает секция багги — автоконструирования. Дети изготавливают здесь под руководством опытного наставника Олега Смирнова различную технику, и не только багги, но и трактора, пневмоход. Не так давно они провели испытание пневмохода.

Над ним дети трудились день и ночь, им так хотелось успеть провести испытания готовой машины, пока не растаял снег. Успели. Работает секция «Мотто», но из-за отсутствия финансирования мы не можем выставлять команду мотоциклистов на соревнования, как это было раньше. Закупка современных мотоциклов Центру не по карману.

Большую помощь оказывает Фонд безопасности дорожного движения ГИБДД МВД РТ объединению «Картинг». Картингисты участвуют в соревнованиях — городских, республиканских, всероссийских — и завоевывают призовые места. Среди детей-подростков есть и кандидат в мастера спорта по картингу. Это Ринат Садриев.

К нам идут дети, в основном, из малообеспеченных семей. Родители чем могут, помогают нам. В Центре работают педагоги-энтузиасты.

Из-за острого дефицита педагогических кадров руководителями технических секций и объединений принимаются люди независимо от уровня их профессиональной подготовки: зачастую здесь работают высококвалифицированные специалисты по выбранному профилю — фанатики, «кулибины», для которых техническое творчество стало любимым делом, но, как правило, не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми. Они зачастую тратят свою мизерную зарплату на нужды секции.Дети в технических кружках учатся выполнять слесарные работы, токарные и сборочные. В секциях проводится работа по профориентации. Что мешает развитию детского технического творчества? Как всегда — отсутствие достаточного финансирования. Препон очень много со всех сторон. В том числе — и маленькая зарплата у педагогов. Сейчас хотят сделать платным дополнительное образование. А ведь к нам ходят, в основном, дети из малообеспеченных семей. Тогда мы их потеряем, а кружки закроются. Не только средств не хватает, но с обеспечением материалами, оборудованием существуют проблемы. Есть проблема и с трассой по обкатыванию техники. Сейчас вокруг нашего Центра построено много жилых домов. Они пока не заселены, а как только в них вселятся жильцы, на нас посыпятся жалобы. Потому что наша техника — картинги и багги — создают много шума, а где нам их испытывать? Нужен испытательный полигон. Пока проблема эта не решена.

Какие шаги нужно предпринять, чтобы способствовать развитию детского технического творчества?

Во-первых, необходимы финансовые вливания. Во-вторых, требуется реорганизация дополнительного образования, программ, которые надо менять. Они такие, что не позволяют ребенку заниматься одновременно в нескольких кружках. Чтобы повысить роль дополнительного образования детей (особенно технического), расширить перечень услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей (в том числе и платных), нужно объединять усилия общеобразовательных учреждений и дополнительного образования на основе преемственности и интеграции содержания основных и дополнительных программ.

В-третьих, нужен закон о дополнительном образовании, который бы регулировал все вопросы, связанные с детским техническим творчеством.

С сентября в нашей системе собираются ввести подушевую оплату труда педагогов, а также плату за занятия в технических кружках. Мы ждем этого с тревогой: что будет? Дети могут здесь больше и не появиться, и педагоги останутся без работы. В конечном счете, надо полагать, государство может недосчитаться грамотных специалистов, новых изобретений и открытий. Ведь в технические кружки приходят любо-знательные дети, у которых есть тяга к этому. Другие там не приживаются. Многие из бывших учеников поступают в технические вузы, а потом идут работать на промышленные предприятия. Вот они — кадры, которым поднимать страну, отечественную промышленность.

Мы, конечно, готовы частично перейти на платное образование. Но ведь к этому надо подходить осторожно, с учетом всех сопутствующих обстоятельств.

В-четвертых, необходимо специально готовить и педагогов дополнительного образования. Выпускники, возможно, и не пойдут к нам, потому что зарплата маленькая: в два раза меньше, чем в обычной школе. Но эту проблему, я думаю, по силам разрешить нашему государству. Если, конечно, стране нужны квалифицированные, технически грамотные специалисты.

Владимир ВЫРУПАЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя