ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО

0
14

 

 

Абдулхак БАТЮШОВ,

директор филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ТРК «Чаллы-ТВ»

 

Пожалуй, нет в современной жизни другого такого социально-культурного феномена, охватывающего своим воздействием самые широкие слои населения и вызывающего большие споры, как телевидение. От фанатичной приверженности до яростного отрицания — таков спектр эмоций, мнений, позиций вокруг задач, смысла и практики электронных СМИ, содержания и стилистики их программ. Это пространство — арена непрерывной конкурентной борьбы политических, экономических, социальных и творческих взглядов при живейшем неравнодушии всего общества. Телевидение — это не только волшебное зеркало, которое позволяет нам взглянуть на самих себя, увидеть как бы со стороны свои достижения и проблемы, достоинства и недостатки, но и средство, стимулирующее нас добиваться большего, становиться лучше. В этом и проявляется роль журналистов. Набережные Челны — город первопроходцев, здесь так сильны симпатии жителей к зачинателям всего нового, и поэтому первая по времени создания городская телерадиокомпания — предмет гордости всех челнинцев и жителей Закамского региона. О том, как удается журналистскому коллективу сохранять «лица не общее выражение» и быть всегда притягательным для своей аудитории, рассказал в беседе с нашим корреспондентом директор филиала ОАО «ТАТМЕДИА» «ТРК «Чаллы-ТВ» Абдулхак БАТЮШОВ.

 

Абдулхак Мустафович, как начиналось телевидение в Набережных Челнах?

— Это сегодня кажется естественным, что в городе не просто действует телевизионное вещание, но и существует полноценная конкурентная среда в сегменте электронных СМИ. А тогда, в далеком уже апреле 1992 года, очень многим это не казалось ни остро необходимым, ни реально достижимым. Тем не менее идея витала в воздухе. А реализовать ее удалось благодаря настойчивости тогдашнего собкора республиканского телевидения по Закамской зоне, председателя депутатской комиссии по печати и гласности городского Совета народных депутатов Рахмана Шафигуллина. Он же и возглавил созданную редакцию телерадиовещания. В мэрии было выделено помещение, где прежде находилась профсоюзная библиотека. Руководство города поддержало журналистов-энтузиастов, а им пришлось все начинать с нуля и осваивать во многом необычное для себя дело. Нужно было провести планировку студий, аппаратных монтажа для телевидения и радиовещания и оборудовать их техническими средствами. Коллектив, который формировался по ходу этих подготовительных работ, проникался духом особой увлеченности и показывал невероятно высокую работоспособность. Конечно, если сравнивать с нашей сегодняшней оснащенностью, то первая аппаратура была достаточно примитивной. Работать было трудно. Первые передачи — вначале проводного радио, а затем и телевещания — выходили в эфир благодаря тому, что монтировались буквально сутками. При этом первый эфир состоялся уже в декабре 1992 года — так быстро молодая редакция показала свою состоятельность и огромный творческий потенциал. 

 

А что представляли собой первые передачи?

— Еженедельно выходила в эфир телевизионная программа, представлявшая собой обзор событий по Набережным Челнам. Что же касается проводного радио, где осуществлять вещание было технически проще, то здесь новостная программа выпускалась ежедневно. Около года работали в таком ключе, осваивали достигнутый уровень. Часовую программу приходилось готовить целую неделю, работая каждый день от темна до темна. Дальнейшее профессионально-творческое развитие, расширение числа программ было связано с необходимостью обрести свой канал. Дело в том, что первоначально передачи велись путем «вклинивания» в сетку вещания федерального канала «Россия». Остро необходим был канал собственный. И редакция несколько лет занималась решением этой задачи. А в 1995 году было, наконец, осуществлено лицензирование, и коллектив получил право вещания телевизионных программ на 51-м, уже своем, канале, а радиопрограмм — на выделенной УКВ-частоте. Все эти организационные победы способствовали и расширению возможностей для творческой самореализации журналистов. Но главным результатом следует считать, конечно, рост авторитета компании у аудитории и наше стремление непрерывно совершенствовать предлагаемые ей программы, которые информируют, просвещают, развлекают и воспитывают.

 

Абдулхак Мустафович, сегодня уже трудно себе представить город и регион без телерадиокомпании «Чаллы-ТВ»: настолько важное место занимает она в жизни людей и настолько востребована как инструмент плодотворного диалога между властью и населением. Сознают ли журналисты важность своей миссии, находят ли поддержку со стороны муниципальной администрации?

— Повседневная деятельность коллектива телерадиокомпании — это напряженный трудовой процесс, это производство, конвейер, где абсолютно необходимы организованность, дисциплина, компетентность, ответственность, умение работать в связке и острое чувство времени. Но это еще и творческий процесс, предполагающий креативные способности, вдохновение, умение мыслить образами, формировать смыслы. А творчество невозможно без ощущения своей сверхзадачи. Так вот, если говорить о нашей компании, то ее сверхзадача родилась раньше ее самой. Достаточно вспомнить обстановку начала 90-х, когда на обломках ушедшей в прошлое сверхдержавы зарождались новое политическое устройство, новая экономика, новый уклад жизни. Сколько было экстремистских, криминальных проявлений! Но, к счастью, многое было предпринято руководством нашей республики для того, чтобы перемены происходили в цивилизованных формах, чтобы в обществе возобладали здоровые, а не деструктивные силы. Обуздать хаос, утвердить социальную гармонию, солидаризировать социум вокруг общечеловеческих ценностей, патриотизма, демократических начал — это и было тем настроением, которое вызвало к жизни наш творческий коллектив, воодушевило его, а вместе с тем породило и доверительные отношения взаимного понимания, поддержки и сотрудничества между нами, руководством города и населением. Мы все необходимы друг другу, служим одной цели — созиданию лучшей жизни. А поэтому год от года развивается и сама телерадиокомпания, последовательно решая все свои проблемы — материально-технические, организационные и творческие. Еще в 1996 году компании было передано великолепное здание, где мы и работаем по сей день. Здесь все благоустроено и оснащено для продуктивной работы коллектива журналистов, который насчитывает уже более ста человек. После переезда сюда из мэрии мы стали активно осваивать свои каналы и радиочастоты. Поначалу, как уже сказано, свои программы транслировали мы на канале «Россия», но после перевели их на собственный. К тому же мы пригласили на свой канал телекомпанию НТВ, которая с удовольствием откликнулась, и мы ее программы ретранслируем. Кроме того, по конкурсу в масштабах холдинга «ТАТМЕДИА» мы выиграли право реализовать вещание канала «Кама-ТВ», что мы и делаем, совмещая эти программы с материалами телеканала «Звезда».

 

В таком живом деле, как телевидение и радио, нельзя останавливаться на достигнутом, потому что изменяется сама жизнь, а вместе с ней и запросы аудитории, наконец, появляются новые игроки на рынке СМИ, и в результате творческого соперничества симпатии зрителей, слушателей, рекламодателей могут испытывать колебания. Насколько вас заботит рейтинг телерадиокомпании в конкурентном медийном пространстве?

— Очень заботит. Мы все делаем для того, чтобы оставаться в этом пространстве лидерами. Конечно, заказываем социологические исследования. Но у меня остаются сомнения в отношении добросовестности их проведения. Порой начинает казаться, что получаешь не объективную картину предпочтений аудитории, а просто кто заказывает исследования, тот и одаривается комплиментарно высоким для себя рейтингом. И я, не пренебрегая этими результатами, все-таки больше доверяю своей профессиональной интуиции. Во многом прояснить ситуацию тут может такой, например, фактор, как популярность компании у рекламодателей. К нашей гордости, их костяк сохраняет нам верность в течение долгих лет. А это, в частности, и говорит о том, что на медийном рынке мы уверенно занимаем свою нишу и работаем на постоянную аудиторию, которой мы, очевидно, приходимся по душе. Одним из своих серьезных достижений мы считаем работу радио «Кунел». Это во многих отношениях уникальное явление журналистской практики. Достаточно сказать, что редакция самостоятельно создает программы и 24 часа в сутки предлагает радиослушателям авторский продукт. Это очень важное отличие и преимущество в сравнении с конкурирующими радиостанциями, которые представляют собой преимущественно сетевиков. Кроме того, наше радио, с точки зрения охвата аудитории, преодолевает еще две трудности: во-первых, вещание ведется на татарском языке, во-вторых, — в УКВ-диапазоне, а последний ограничивает технические возможности приема наших программ, поскольку большинство радиоприемников настроено на FM-диапазон. И все же популярность радио «Кунел» такова, что позволяет зарабатывать на рекламе даже больше, чем это удается тем , кто выпускает русскоязычные развлекательные программы в FM-диапазоне. Очень быстро развиваются технологии в современных электронных СМИ. Аппаратура, предлагаемая рынком, настолько же разнообразная, насколько и дорогостоящая. Но мы стараемся идти в ногу с прогрессом. И можно сказать, что «Чаллы-ТВ» сегодня по технической оснащенности не уступает в республике никому по профилю своей деятельности.

Но главное — это, конечно, люди. Телерадиокомпания стала настоящим питомником талантливых журналистов, хотя, увы, не каждому удается обнаружить призвание к этой беспокойной профессии. Но мы делаем все, чтобы каждый сумел испытать свои силы, проявить творческие задатки. Стараемся дать максимальную свободу для реализации креативных замыслов, обеспечить всем необходимым для этого. Очень помогают профессиональному росту сотрудников различные формы обучения, повышения квалификации. Телерадиожурналистика — это действительно сфера, которая непрерывно развивается, и мы учимся постоянно, каждый день. Только что, к примеру, один из авторитетных московских тренеров закончил мастер-класс с группой журналистов нашей службы новостей. Регулярно участвуют сотрудники компании в семинарах, проводимых по линии холдинга «ТАТМЕДИА». Операторы и режиссеры более недели обучались на Первом канале в Москве. Такого рода учеба способствует накоплению опыта, расширяет кругозор и, в конечном итоге, положительно сказывается на качестве наших программ. Конечно, первоначальный энтузиазм, который всех окрылял в период становления и развития телерадиокомпании, не то чтобы совсем ушел в область приятных воспоминаний, но, скорее, трансформировался в общее желание быть настоящими профессионалами и непрерывно совершенствоваться. С учетом всего этого мы всегда рады открывать новые, смелые, яркие журналистские дарования.

Беседовал Евгений КОБЛЕВ

 

 

         

 

 

         

 

 

Владимир ШИБАКОВ,

д.т.н., профессор, ректор ФГБОУ ВПО

«Камская государственная инженерно-экономическая академия» (ИНЭКА)

 

Уважаемый Абдулхак Мустафович!

 

Искренне поздравляю телерадиокомпанию «Чаллы-ТВ» с 20-летием! Сегодня трудно представить наш любимый город без этого телеканала, имеющего свой неповторимый стиль и пользующегося влиянием не только в Набережных Челнах, но и в республике и за ее пределами. Не случайно талантливые журналисты, прошедшие здесь школу профессионального становления, впоследствии были востребованы как в республиканских, так и в федеральных СМИ.

Многие программы «Чаллы-ТВ» давно узнаваемы и любимы зрителями. Телекомпания является лауреатом различных городских, республиканских и всероссийских конкурсов. Но думаю, что в большей степени не награды, а доверие и любовь жителей Набережных Челнов служат стимулом к творчеству журналистов, которые отличаются креативностью, оригинальными идеями в подаче информации, доброжелательностью по отношению к зрителям.

Встречи с яркими популярными личностями, интересные интервью, полезная информация, оперативная работа информационной службы, объективное освещение событий городской жизни, вещание на двух языках, ярко выраженный творческий подход к рубрикам и темам передач — все это «Чаллы-ТВ». Уверен, что и в дальнейшем коллектив будет совершенствоваться, радуя нас новыми проектами. Надеюсь на плодотворное сотрудничество и хочу пожелать коллективу «Чаллы-ТВ», чтобы удача никогда не покидала вас!

 

 

Николай ЛОГИНОВ, директор МУП «Горсвет»,

Людмила ЛУНИК, директор ООО УО «Челныстройремонт»,

Ильгизар ИМАНОВ, Генеральный директор ООО УК «Электротехников»,

Галина Лукина, Генеральный директор ООО УК «Ремжилстрой»,

Миннефанис ХАБИБУЛЛИН, директор МУП «Челныкоммунхоз»

 

Уважаемый Абдулхак Мустафович!

 

Мы искренне рады поздравить «Чаллы-ТВ» с юбилеем! Для телекомпании это серьезная дата, ведь вы формируете городское информационное поле и имидж города, создаете общественное мнение. Все прошедшие годы ваш коллектив трудится для того, чтобы каждый зритель, будь то мужчина или женщина, ребенок или взрослый человек, представитель любой профессии мог найти для себя интересную и полезную программу. Сфера ЖКХ тоже нередко находится в центре вашего внимания, и это хорошо, что поднимаются проблемы, обсуждаются пути их решения, показывается передовой опыт работников нашей отрасли.

У «Чаллы-ТВ» нелегкий, но интересный труд — делать мир лучше, хотя бы на экране. Тщательное внимание к деталям, многообразие точек зрения, взвешенные оценки, деловой стиль — это всегда отличало «Чаллы-ТВ». К мнению журналистов телекомпании прислушивались и прислушиваются представители власти и общественных организаций Набережных Челнов.

Поэтому, прежде всего, хотим пожелать руководству и всем сотрудникам «Чаллы-ТВ» новых творческих находок, ярких телевизионных «звезд», высоких рейтингов, престижных профессиональных наград и, конечно, любви и признания зрителей!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя