4 ноября Казань празднует День народного единства

0
65

Это день прославления Казанской иконы Божией матери, вот уже 400 лет чествуемой за помощь в изгнании из Москвы иноземных захватчиков и прекращении смуты. Юбилейный крестный ход в Казани начнётся в 9.00 сразу после торжественной литургии в Благовещенском соборе Кремля. Процессия проследует до Крестовоздвиженского храма по улицам Кремлевской, Чернышевского, Дзержинского, Япеева и Большой Красной.

Важнейшими событиями в жизни Казани были обретение в 1579 году иконы Казанской Божией Матери и участие казанцев по благословению патриарха Гермогена в изгнании из Москвы поляков.

Уже в начале 1611 года по инициативе рязанского воеводы Прокопия Ляпунова стало собираться так называемое Первое ополчение. К нижегородцам, направлявшимся под руководством Репнина к Коломне, примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Большую роль в мобилизации сыграли грамоты бывшего казанца патриарха Гермогена, который, находясь в Москве под контролем захватчиков, тем не менее выступал с призывами к борьбе.

Сборы еще одного отряда начались когда в Казань «из подмосковных полков» приехали дети боярские Воин Левашов и Семен Пелепелицын, сообщившие о тяжелых боях. Около 12 июня большой отряд, состоявший из дворян с их холопами, стрельцов, служилых татар, выступил под Москву. Во главе его был первый воевода Василий Петрович Морозов, оставив во главе города и уезда дьяков Шульгина и Дичкова. Отряд Морозова с благословения митрополита взял с собой список с Казанской чудотворной иконы Божией Матери. 

Прибыв под Москву, казанский отряд принял участие в штурме Новодевичьего монастыря, но Первое ополчение уже близилось к своему распаду. Однако Морозов вместе с отрядом и списком с Казанской иконы оставался под Москвой, даже когда князь Дмитрий Пожарский был тяжело ранен, а Прокопий Ляпунов пал от руки наёмного убийцы. Казанцы не вернулись домой, как многие участники Первого ополчения.

Из грамот, направленных в начале сентября из Казани в Пермь, следует, что казанцы, со ссылкой на патриарха Гермогена, осудили убийство Прокопия Ляпунова и отказались присягать «Маринкину сыну», то есть сыну Лжедимитрия II.

В сентябре 1611 года Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский выступили организаторами нового ополчения, рассылая по городам грамоты с призывом собираться в Нижнем Новгороде. Первыми казанцами, присоединившимися к ним, стал отряд воеводы Василия Петровича Морозова, пришедший из-под Москвы вместе с иконой Казанской Божией Матери, а в декабре 1611 года прибыл и отряд из Казани.

Правительство «всей земли» во главе с Мининым и Пожарским считало казанского митрополита Ефрема временным главой Русской Православной Церкви, а Казань – временной церковной столицей.

Таким образом, в период смуты Казань стала, наряду с Нижним Новгородом, центром отпора польской интервенции, а видные казанцы, православные и инородцы, сыграли значимую роль в освобождении Москвы и восстановлении централизованной власти в России.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя