СЕМЬ УРОВНЕЙ ЛЮБВИ

0
130

СЕМЬ УРОВНЕЙ ЛЮБВИ

Каждый человек желает любви и не может без нее жить. Но часто ли мы задумываемся над тем, что вмещает в себя это главное чувство? Может быть, такой вопрос необходимо задавать себе ежедневно… Веды – сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите – выделяют разные уровни любви, от простого до высшего. Опираясь на эти знания, можно понять, каков он – истинный путь к любви и счастью.

Первый уровень любви

На первом уровне восприятия мира находятся люди, для которых смысл жизни – материальные приобретения и сексуальные наслаждения. Такие семьи весьма нестабильны и легко распадаются, если хотя бы один из супругов находит себе другого, более сексуального или финансово обеспеченного партнера.

Владельцы СМИ­индустрии сегодня намеренно стаскивают и удерживают людей на этом материалистическом потребительском уровне, поскольку это им помогает управлять обществом посредством финансов. Сегодня все фильмы, ток­шоу воздействуют на человека так, чтобы люди видели смысл своего существования в приобретении все большего количества товаров и услуг и строили взаимоотношения, главным образом, лишь на основе половой близости и финансовой выгоды. На этом уровне человек создает семью, побуждаемый, в основном, только лишь половым чувством. Этим начальным уровнем развития любовных отношений заведует Рати – целомудренная жена Камадева (Купидона). Всевышний Господь наделил этого прекрасного полубога способностью пробуждать плотские желания в сердцах живых существ для того, чтобы продолжать жизнь во Вселенной.

Второй уровень любви

Те, кто возвысились над корыстными устремлениями и находят счастье в достижении поставленных перед собой творческих целей, являются очевидными двигателями прогресса. Они совершают великие открытия, живут ради искусства, строят мосты через Ла­Манш, внедряют новейшие технологии и всячески стремятся изменить внешнюю жизнь общества к лучшему. Если первый уровень объединяет тех, чей смысл жизни – приобретение, то на второй ступени находятся люди дела и творчества. Благодаря тому, что деньги для них – не цель, а средство, они обладают сильной внутренней энергией, которая позволяет им добиваться успеха в жизни и проживать ее более ярко и насыщенно. Подобное притягивает подобное, поэтому женщины, которых восхищают такие целеустремленные личности и которые готовы разделять вместе с ними любые трудности, тоже находятся на этом уровне внутреннего развития. Его олицетворяет собой Шачидеви, супруга царя небес – Индры (в греческой традиции – Зевса). Эта богиня служит мужу так же, как любящая рабыня служит своему господину. Благодаря самопожертвованию таких женщин их мужья могут достичь любой поставленной ими для себя цели. Именно о них говорится, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина!

Здесь очень важно отметить, что женщина может действительно посвятить себя служению мужу, и это не будет ухудшать его качеств характера только в том случае, если мужчина поднялся над потребительским отношением к жизни и его цель – как минимум творческая самореализация в служении обществу. Если мужчина мечтает, чтобы женщина служила ему как Шачидеви, ему нужно подняться хотя бы до этого уровня. Главное качество мужчины – дать женщине, детям чувство защищенности: уверенность, что он их не предаст и не бросит. Чувство защищенности дает только истинный правитель и муж. Это возможно только на уровне высоких стремлений мужчины.

 

Третий уровень любви

По мере духовного роста творческие люди постепенно приходят к пониманию, что путь к счастью и процветанию лежит не только через внешние изменения в обществе, а в большей степени – через развитие таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, справедливость и доброта. Те, кто искренне стремятся развить в себе возвышенные качества характера, находят умиротворение и радость в чистых и возвышенных отношениях. Благородство души является главной отличительной чертой людей, находящихся на этом уровне и выше. Олицетворением любви, проявляемой на этом уровне, является принцесса Савитри, которая оставила царскую роскошь и ушла жить в лесную хижину, чтобы верой и правдой служить благородному Сатьявану, очарованная красотой его души. Целомудрие и мудрость Савитри, сила ее любви поразили даже повелителя смерти Ямараджа, который был вынужден уступить ее просьбе и продлить срок жизни ее мужа.

Когда человек целенаправленно совершенствует свой внутренний мир, он начинает ценить красоту внутреннего мира других. И чем больше человек развивает хороших качеств в себе – тем больше он видит хороших качеств в других. И поскольку те пары, которые возвысились до этого уровня, ценят не материальные вещи, не красоту внешнюю или таланты и положение в обществе, а отношения и красоту внутреннюю, добродетель, их отношения не ослабевают со временем. Начиная с этого уровня уже не существует разводов. Его воспевают в стихах все мирские поэты, романтики. Поэтому этот уровень пробуждения любви олицетворяет собой земная женщина, принцесса с планеты Земля. Здесь красота и глубина взаимоотношений двух любящих друг друга сердец превосходят силу смерти, и в следующей жизни они встречаются снова.

Четвертый уровень любви

Те пары, которые, преодолев притяжение внешних материальных вещей и развив так в себе все хорошие качества, начинают использовать их в служении другим, поднимаются на еще более высокую ступень отношений, на которой они начинают заботиться о благе всех окружающих. На этом уровне человек осознаёт важность и ценность исполнения каждым своего долга, и, следуя ему, он получает поддержку, защиту всех сил мироздания. Так же, как каждая здоровая клеточка тела, которая исправно выполняет свою особую функцию в организме, получает защиту иммунной системы и все необходимые ей питательные вещества от других органов тела, так и человек, ставший здоровой клеточкой мироздания, исправно исполняющий свои обязанности ради блага других, получает поддержку, защиту общественного и космического организма.

Практически все древние восточные культуры основывались на этом надежном фундаменте исполнения каждым своего долга в духе служения обществу. Древнеяпонская культура Бусидо является одним из таких примеров достижения внутренней и внешней гармонии через выполнение долга. Слово «самурай» в переводе означает «слуга». Истинный самурай – это совершенный слуга, безупречно владеющий своими чувствами и лишенный даже тени корысти.

Приверженность дхарме – бескорыстное выполнение своих обязанностей – являлась также сутью культуры Древней Индии и ведического мировоззрения в целом.

На этом уровне муж и жена заботятся о благополучии общества и помогают друг другу так же, как помогают друг другу любящие брат и сестра. Именно в таком умонастроении служит Господу Шиве его жена Парвати – сама олицетворенная Мать­Природа, олицетворяющая собой этот уровень. Не заботясь о своем личном удобстве, Шива и Парвати заботятся только о благополучии других. Воспитание детей, наделенных всеми добродетелями, становится служением Богу и обществу супругов, возвысивших свое восприятие жизни до этого уровня. Неудивительно, что Ганеш – старший сын Шивы и Парвати почитается как самый добрый полубог индийского пантеона, устраняющий препятствия на пути духовного и материального прогресса тех, кто идет по пути добродетели. А младший их сын Картикея – главнокомандующий армии полубогов, – всех светлых сил во Вселенной.

Этот уровень связан с пробуждением мудрости и необыкновенных способностей в человеке. Это – мистический уровень Мастера Жизни: когда человек входит в гармонию с окружающим миром и, не желая большего, чем ему необходимо для жизни, посвящает себя благополучию других, Мать­Природа берет на себя полную заботу о нем.

 

Пятый уровень любви

Исполняя свой долг ради блага других, человек начинает осознавать совершенство устройства космического мироздания и, наполняясь всё большей глубокой признательностью и благодарностью к Богу, начинает ощущать Его присутствие во всем сущем и всё более и более глубокое желание действовать под Его руководством, приносить Ему радость. На этом уровне человек начинает получать знания на уровне откровений. Бог дает все необходимые знания и правильное понимание Священных Писаний тем, кто предается Ему и принимает Его руководство. Поэтому пятый уровень пробуждения любви к Богу олицетворяет богиня Знания Сарасвати – супруга творца материального космоса Брахмы (в славянской традиции – Сварога). На этом уровне взаимоотношения супругов приводят к взаимному их духовному росту, поскольку каждый из них своими поступками, качествами вдохновляет другого служить Господу.

Люди, находящиеся на этом уровне, рассматривают духовное развитие как главную цель своей жизни и действуют так, чтобы каждый их поступок приносил радость Всевышнему. Поэтому если первые пять уровней, связанные с материальным восприятием жизни, олицетворяли богини и женщины материального мира, то следующие два олицетворяют богини, живущие в высшей всепроникающей сфере, духовной.

Духовный прогресс человека заключается в постепенном переносе его внимания, привязанностей на всё более и более высокие уровни. В семейной жизни – когда супруги открывают для себя новые планы своего бытия, своей личности и личности своего спутника жизни. Первый уровень – когда мы сосредоточены только на теле партнера и декорациях жизни, привязаны к удовольствиям лишь только телесного плана. Второй уровень – когда мы помогаем партнеру развить его способности, раскрыть заложенные в нем от природы таланты. Третий – когда мы сосредоточиваемся на возвышенных качествах, которые он развивает в служении другим. Четвертый – когда наша привязанность к человеку переносится на его служение другим. И пятый – когда мы сосредоточиваемся на отношениях этого человека и Бога и ценим в нем больше всего его бхакти – его отношение к Богу. Именно это духовные учителя имеют в виду, когда говорят, что человек должен освободиться от привязанности к противоположному полу и постепенно сосредоточиться только лишь на служении Богу. Нет необходимости оставлять своих близких для достижения духовного совершенства и обретения любви к Богу. Мы можем пройти этот путь вместе, удовлетворяя определенного уровня потребности, желания друг друга и развиваясь духовно, переходя в своем восприятии жизни с одного уровня на другой постепенно все выше и выше. Поэтому хорошо, когда сходятся люди одного уровня ценностей жизни – им легче будет развиваться совместно духовно.

Шестой уровень любви

Те, кто достиг просветления, хорошо понимают, осознают всем своим существом, что лишь только духовный прогресс может по­настоящему сделать человека счастливым и принести мир в этот мир, процветание всем людям. Они могли бы сидеть в святом месте, молиться и наслаждаться духовным блаженством общения с Богом, но ради прогресса других просветленные люди идут проповедовать в массы, жертвуя всем, в том числе и духовным своим индивидуальным прогрессом. Духовным возвышением через самопожертвование можно назвать такое состояние души, когда человек жертвует своим духовным прогрессом ради духовного прогресса других и таким образом приближается еще ближе к Всевышнему. Практически все основатели истинных мировых религий действовали, исходя из умонастроения, присущего этому уровню. На этом уровне любовь ко всем живым существам побуждает человека жертвовать всем, даже самой своей жизнью ради духовного возвышения других.

Корысть – это забота о своем индивидуальном благополучии, о своем счастье, в том числе и духовном. Тогда как любовь – это забота о благополучии, счастье других. Когда люди заботятся только лишь о себе, общество раздирается войнами. Но когда люди в любви заботятся друг о друге, общество во всех отношениях процветает. Поэтому шестой уровень пробуждения любви олицетворяет богиня Процветания Лакшми – жена Господа Вишну.

 

Седьмой уровень любви

Чувства, которые питает Шримати Радхарани к Шри Кришне, являются наивысшим, непостижимым проявлением любви (согласно ведическим текстам, Шри Вишну, Шри Кришна – это одна и та же Верховная Личность, Всевышний, проявляющий себя в этих двух образах в двух настроениях. Вишну – это «Бог на работе». Кришна – это «Бог дома». Так же как президент страны или директор). На этом уровне не существует ничего, кроме всепроникающей бескорыстной любви, которая способна управлять даже самим Богом. Достигнув этого уровня, человек утрачивает двойственное восприятие мира и перестает считать кого­то хуже, а кого­то – лучше. Для такого человека не существует врагов, горя и зла, потому что он видит во всем одну только любовь Бога к нам и сам он стал воплощением любви к Богу. Тот, кто обрел такую возвышенную любовь, воспринимает весь окружающий мир всецело духовным и уже в этой жизни становится обитателем духовного мира.

 

 

Из книги Александра УСАНИНА
«Пропуск в третье тысячелетие»
(Издательство АСТ, 2018)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя