ДОСТОЯНИЕ РЕСПУБЛИКИ

0
68
Евгений ЖИРКОВ,
генеральный директор
АО «Зеленодольское
ПКБ»

Каждый корабль военно-морского флота – показатель уровня развития науки, техники и промышленности в стране, ее военной мощи. Корабли – сложные сооружения, проектирование и постройка которых требуют глубоких знаний, мастерства и очень высокой точности в работе. К примеру, надо учитывать «поведение» моря и силу ветров и волн на путях плавания, особенности портов, в которые будут заходить суда, ледоставы морей и влияние плавучих льдов в тех или иных водных пространствах. Инженеры и конструкторы вкладывают в проекты все знания с тем, чтобы построенные по их чертежам и расчетам корабли могли безопасно плавать и полноценно служить поставленным перед ними целям. Всеми секретами проектирования качественных судов владеют специалисты Зеленодольского проектно-конструкторского бюро (ПКБ) – предприятия с богатейшей историей.

 

Лучше всего о деятельности  любой организации говорят цифры. В данном случае они впечатляют. Зеленодольское проектно­конструкторское бюро, созданное в 1949 году, за время своего существования спроектировало более 800 кораблей и судов, из которых свыше 150 поставлены на экспорт. И, самое главное, все проекты Зеленодольского ПКБ прошли проверку временем, заслужив положительные отзывы от российских специалистов и иностранных заказчиков. Прекрасные тактико­технические характеристики в комплексе с исключительной надежностью и безопасностью обеспечивают кораблям достойное место на мировом рынке военно­морской техники. Вспомним хотя бы самый массовый противолодочный корабль проекта 1124 «Альбатрос» (всего построено 87 единиц), который  когда­то назвали «рабочей лошадкой флота». Или самый большой в мире малый противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1141/11451 «Сокол». Или сторожевой корабль проекта
11540 «Неустрашимый», который на момент передачи ВМФ России в 1993 году по своим тактико­техническим характеристикам превосходил не только отечественные, но и зарубежные аналоги. А за создание малого артиллерийского корабля проекта 21630 «Астрахань» в 2009 году бюро была присуждена премия Правительства Российской Федерации.

Впрочем,  перечислять придется очень долго, скажем главное. Зеленодольское ПКБ специализируется на создании военно­морской техники для охраны заповедных и промысловых зон, судов для перевозки пассажиров, сухих грузов и нефтепродуктов, для путешествий и отдыха на воде. Бюро имеет опыт создания скоростных судов с динамическими принципами поддержания (суда на подводных крыльях, воздушной подушке и с аэродинамической разгрузкой). Среди оригинальных разработок – тримараны различного назначения, от предназначенных для перевозки пассажиров до высокомореходных судов мониторинга экономической зоны. Фактически сегодня
АО «Зеленодольское ПКБ» – одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли России, использующее современные технологии мирового уровня. Высококвалифицированные кадры и опытно­экспериментальное производство позволяют бюро в тесном сотрудничестве с отраслевой наукой изучать и отрабатывать различные параметры. Речь идет о гидродинамических, маневренных, мореходных и прочностных характеристиках кораблей и судов, причем отрабатываются они на масштабных моделях в собственном опытовом бассейне бюро и на самоходных и радиоуправляемых моделях в открытых водоемах, а также проводятся испытания узлов и изделий создаваемого оборудования в целях обеспечения его надежности.

АО «Зеленодольское ПКБ» использует целый спектр современного программного обеспечения, в который входят как общемашиностроительное программное обеспечение (AutoCad и Siеmens NX), так и специализированное судостроительное программное обеспечение AVEVA Marine (кстати, в значительной степени адаптированное под специфику работы самого бюро). Применение системы AVEVA Marine позволяет специалистам предприятия не только повысить качество документации, но и обеспечить задел для разработки систем интерактивной эксплуатационной документации, систем борьбы за живучесть и поддержки жизненного цикла изделий. Инженерные расчеты производятся в программном обеспечении Ansys и FlowVision, результаты проверяются при испытаниях масштабных моделей в опытовом бассейне. А для выявления ошибок моделирования на ранних стадиях проектирования и коллективного решения сложных конструкторских вопросов используется программно­аппаратный комплекс виртуального прототипирования на базе системы IC.IDO.

Среди множества вопросов, возникающих при проектировании, особое значение имеет выбор и обоснование оптимальных тактико­технических характеристик создаваемых кораблей. По признанию генерального директора предприятия Евгения ЖИРКОВА, жизнь и развитие техники ставят перед отечественным кораблестроением все новые задачи, которые успешно решаются коллективом Зеленодольского ПКБ. Здесь работают специалисты самой высокой квалификации, создаются и внедряются инновационные технологии, используются самые современные достижения конструкторской мысли. Кстати, бюро давно связано плодотворным сотрудничеством с Зеленодольским заводом имени А. М. Горького.

Малый морской танкер проекта 03182

Отметим, что в 2015 году началась постройка малых морских танкеров проекта 03182 на Восточной верфи для ВМФ и на АО «Судостроительный завод «Волга». Суда предназначены для пополнения запасов жидких (мазут, дизельное топливо, авиационное топливо, пресная вода) и сухих грузов. В рамках развития ВМФ до 2030 года планируется модификация данного проекта.

И, конечно, нельзя обойти вниманием тему, связанную с тримаранами. Уже в 1970­е годы идея, связанная с аутригерами тримаранного типа, начала реализацию в Зеленодольском ПКБ, поскольку низкий уровень мореходности малых кораблей традиционной однокорпусной архитектуры не удовлетворял усложненные требования к их оперативным характеристикам. С тех пор Зеленодольское ПКБ выполнило с участием других контрагентских предприятий и институтов огромное количество исследовательских, экспериментальных и проектно­конструкторских работ по кораблям с аутригерами при финансовой поддержке Минсудпрома СССР и Минпромторга РФ. Эти работы доказали каскадное преимущество малых кораблей с аутригерами по сравнению с морально устаревшими однокорпусными аналогами по уровням оперативных, кораблестроительных, эксплуатационных, технологических и экономических характеристик. Есть немало положительных заключений научных, проектных, производственных предприятий и командования региональных флотов – Тихоокеанского, Северного и Балтийского.

В перечне инновационных проектов бюро – морское скоростное судно на подводных крыльях с аэродинамической разгрузкой «Акваплан». Его гидродинамическая компоновка содержит подводные крылья (как у СПК) и воздушное крыло (как у экранопланов), которое несет большую часть нагрузки судна. Поэтому «Акваплан» по своим характеристикам находится в промежутке между СПК и экранопланами, то есть его скорости хода, экономические и эксплуатационные показатели занимают среднюю нишу.

А в рамках программы обновления пассажирского флота Зеленодольское ПКБ проектирует два судна проекта 03620 и 03621 «Чайка» на 250 и 150 человек.

– Боевые и мореходные качества наших кораблей по достоинству оценены Военно­Морским Флотом СССР и России, иностранными заказчиками, – говорит Евгений Жирков, – задача коллектива и руководства бюро – сохранить и приумножить уникальный конструкторский и научный потенциал нашей организации, продолжать плодотворную работу на благо Родины. У нас имеются перспективные наработки по гражданской тематике в области пассажиро­ и грузоперевозок, что позволит в будущем участвовать в обновлении гражданского флота России. Мы ставим перед собой задачи по повышению инновационной активности, внедрению новых технологий, способных развивать кораблестроение, и уверены, что наше бюро станет еще более инновационной и успешной компанией.

 

АО «Зеленодольское ПКБ» – одно из ведущих предприятий судостроительной отрасли России, использующее современные технологии мирового уровня.

 

Дорогие татарстанцы!

 

От всей души поздравляю вас с Днем республики. Татарстан добился грандиозных успехов во всех сферах социально-экономического развития благодаря стратегическому видению, масштабному мышлению руководства региона и преданности своему делу всех вас, каждого на своем рабочем месте. Сегодня модернизация производственной базы, использование инновационных технологий и внедрение передового опыта в совершенно разных отраслях позволяют значительно повышать эффективность труда и сохранять высокие темпы развития.

Ни один год нашей жизни не проходит бесследно и дает многое: жизненный опыт и мудрость, новые знания и, конечно, достижения. А достижения – это закономерный результат неустанного труда, полной самоотдачи, требовательности к самим себе и к окружающим.

Искренне желаю тепла и уюта вашим домам, татарстанцы, пусть в ваших семьях царят любовь, покой и уют, доброта и забота. А в работе сопутствуют удача и радость ярких побед!

Евгений ЖИРКОВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя