Эффективность управления

0
19

Генеральный директор ОАО Альметьевское ПОПАТ П. КириченкоБлестящий образец использования неблагоприятной рыночной конъюнктуры для изыскания новых возможностей экономического роста показывает ОАО «Альметьевское производственное объедение пассажирского автотранспорта».

Управление предприятием в условиях рыночной экономики требует от его руководства постоянной готовности эффективно реагировать на изменения внешней ситуации на рынке – вплоть до использования навыков кризисного управления. Успешная управленческая деятельность, нацеленная на обеспечение экономической стабильности в период неблагоприятной конъюнктуры свидетельствует о высоком уровне менеджмента. Пример Альметьевского ПОПАТ красноречиво подтверждает справедливость этого постулата. В районах расположения нефтедобывающей отрасли республики все автотранспортные организации так или иначе связаны с обслуживанием нефтяников, и их экономическое положение напрямую зависит от тех процессов, которые происходят в главной бюджетообразующей корпорации Татарстана. Последние годы ОАО «Татнефть», все больше вписываясь в макроэкономический ландшафт глобального рынка и воспринимая стандарты мирового экономического сообщества, проводит кампанию по совершенствованию своей внутренней структуры и минимизации затрат на добычу «черного золота». Этот комплекс процедур, небезболезненный на первых порах, совершенно необходим для обеспечения стабильной и высокоразвитой экономики региона на длительную перспективу. Но сегодня автотранспортникам не легче от понимания этого момента. Предприятия, создававшиеся по мере развертывания нефтедобычи и предназначавшиеся изначально для обслуживания нефтяников, сегодня стремительно теряют объемы вахтовых перевозок, соответственно, и доходность.

— До недавнего времени, — рассказывает генеральный директор ОАО «Альметьевское ПОПАТ» П. Кириченко, — доля вахтовых маршрутов обеспечивала 80% всех перевозок против нынешних 35 — 40. Именно благодаря этому у нас была возможность регулярно пополнять парк, поддерживать хороший уровень заработной платы, обеспечивать в полном объеме городские и пригородные перевозки, строить жилье, объекты производственной базы, решать социальные задачи, откликаться на различные городские нужды. И вот ежегодно стали снимать по 50 — 70 вахтовых маршрутов. Сегодня их осталось 190 из 600! Естественно, в этих обстоятельствах последние 5-6 лет нашей главной задачей стало изыскание возможностей сохранения предприятия, расширения числа источников доходов. И если взглянуть на цифры аналитической таблицы, можно увидеть, что доходы от вахтовых перевозок из года в год стремительно сокращаются, но общий доход от деятельности предприятия по годам неизменно возрастает. И действительно, в свое время поставленная советом директоров задача о том, чтобы не допустить снижения доходности предприятия, несмотря на радикальное сокращение вахтовых перевозок, — неуклонно выполняется. Мало того, транспортники находят возможности экономического роста. И вот красноречивый пример. Только в этом году, несмотря на сокращение дохода от вахтовых перевозок (по сравнению с прошлым годом) на 21 миллион рублей, коллектив сумел за счет увеличения доходов от прочих услуг с 29 до 45 (!) миллионов рублей сделать упомянутую потерю практически неощутимой и заработать за восемь месяцев этого года 300 миллионов рублей, то есть даже больше, чем за соответствующий период года минувшего.

И все это дается, конечно, непросто. Руководство объединения напряженно работает над изысканием новых методов работы с клиентурой, улучшения качества обслуживания пассажиров, новых источников пополнения доходов. И в этих направлениях делается многое. Например, для обслуживания частных автомобилей была построена платная мойка. Открыты магазины – продуктовый и запасных частей. Поскольку запчасти объединение закупает у производителей большими партиями и по оптовым ценам, то эта услуга имеет хорошую рентабельностью. На высоком профессиональном уровне оказываются услуги по ремонту автотранспорта сторонних организаций. Проведена оптимизация структуры объединения. Был расформирован филиал, подвижной состав которого переведен на основную производственную базу. Интересной формой работы стало сотрудничество с туристическими фирмами, оно позволило активизировать перевозки отдыхающих на знаменитые курорты (Соль-Илецк, Анапа, Сочи) и обратно в период летних отпусков. Было бы натяжкой утверждать, что сложный период перераспределения акцентов в своей деятельности коллектив переживает без издержек и потерь. Увы, чем-то приходится жертвовать, с какими-то потерями временно мириться. Так, сокращены некоторые из наиболее нерентабельных городских пассажирских маршрутов. Урезаны некоторые социальные вопросы. Главная тревога заключается, пожалуй, в оттоке водителей. Шутка ли, за последние три года их ушло порядка 300 человек! Конечно, речь тут идет о расширении рынка труда в этой сфере, о появлении дополнительных возможностей выбора. Ведь большинство водителей уходят в управляющую компанию, кроме того, существует и сектор частных перевозок. Но для объединения это слабое утешение, и повышение престижности труда здесь считают одной из важнейших задач. Скажем, с 1 октября зарплата всех категорий работников повышается на 7 — 10%.

Как бы то ни было, а некоторая часть автобусов оказалась без работы, вышла, так сказать, из активного оборота. Но не стоять же им мертвым грузом, отягощая налоговое бремя родного предприятия! Техника должна служить людям. И вот в объединении рождается удивительная инициатива, которая сразу же была оценена и поддержана руководством республики. Было предложено передать партию автобусов в ведение республиканского министерства просвещения для перевозки в школы детей, проживающих в сельской местности. Идея школьных автобусов наилучшим образом вписалась в комплекс задач соответствующего национального проекта. И комиссия из представителей всех заинтересованных ведомств ее одобрила. Работники АПОПАТ провели большую работу по переделке этих автобусов, чтобы они соответствовали всем нормам и требованиям, связанным с перевозкой детей. Это была работа кропотливая и тщательная. Автобусы покрасили в радостный солнечный цвет, на них установили подножки, зеркала, пеналы для рюкзаков, багажные полки, словом — всякую всячину для полного удобства ребятни. И вот уже 27 сверкающих свежей краской автобусов готовы мчать с ветерком своих юных новых хозяев по сельским трассам и столбовой дороге знаний одновременно.

Сегодня ОАО «Альметьевское ПОПАТ» одно из крупнейших автотранспортных предприятий республики. Отметив в минувшем году свой полувековой юбилей, оно с честью несет авторитет высокоэффективного и надежного исполнителя всех заказов на пассажирские перевозки по городским, вахтовым и междугородным маршрутам. Не случайно оно награждено Правительственной грамотой РФ по итогам Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», а также призом «Золотой слиток» от Высшего женевского института бизнеса и управления.

Евгений КОБЛЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя