Леонид БАРЫШЕВ: Мы — лидеры России

0
73

Леонид БАРЫШЕВ, глава холдинга «ЭССЕН Продакшн АГ»

 

В 2014 году холдинг «Эссен Продакшн АГ» побил все возможные рекорды роста и развития. «Махеевъ» продолжает лидировать на рынке майонеза и демонстрировать рост продаж, кондитерская фабрика не успевает расширять производство, чтобы справляться с заказами, а сеть «ЭССЕН» перешагнула рубеж в 100 торговых объектов и завоевала лидерство в продуктовом ритейле Поволжья. В интервью журналу «Элита Татарстана» глава холдинга Леонид Барышев рассказывает о том, как за 16 лет смогли из маленькой елабужской компании вырастить федерального лидера, охватить сетью дистрибуции всю Россию и зарубежье, заключить контракты с голливудскими кинокомпаниями и запустить системную работу по импортозамещению в республике.

 

«В кризис спрос на нашу продукцию будет только расти»

 

Леонид Анатольевич, как для вас прошел 2014 год? Какие значимые события можете отметить?

— Для нас ключевым стало то, что в 2014 году мы стали крупнейшим пищевым холдингом Татарстана. Мы выросли по всем позициям: производство майонеза и кетчупов, кондитерской продукции, расширение торговой сети, развитие производственной площадки в Новосибирске, перевыполнение плана по продажам продукции. Первая очередь кондитерской фабрики вышла на проектную мощность и увеличила ежегодный объем производства до 40 тысяч тонн. Сейчас на фабрике работает пять производственных линий, и мы не успеваем справляться с заказами. Даже если бы линий было вдвое больше, вся наша продукция раскупалась бы. В 2015 году мы увеличим продажи кондитерской продукции еще на 30% и расширим ассортимент до 100 позиций.

В 2013 году мы заключили контракт с Disney на производство продукции «Махеевъ» с изображениями героев известных мультфильмов. Сейчас этот проект активно развивается, мы выпускаем новинки к каждой премьере Disney. В 2014 году, успешно подписав контракт о сотрудничестве с другой известной кинокомпанией — Dreamworks, подтвердили наше соответствие самым высоким мировым стандартам качества. Образы из мультфильмов этой студии также будут использованы на упаковках джемов и конфет. Сейчас мы выпускаем продукцию с персонажами мультфильма «Ледниковый период».

По майонезу мы также побили свой собственный рекорд: в ноябре достигли исторического максимума продаж — 15 тысяч тонн в месяц. Объем производства на елабужской площадке вырос на 45%. Планируем, что по итогам 2014 года удастся нарастить совокупный оборот холдинга до 36 млрд рублей. В прошедшем году мы расширили линейку майонезных брендов — приобрели торговые марки «Обжорка» и «Ермак» крупного челнинского производителя. Тем самым мы увеличили наш объем продаж майонеза на 5% и укрепили позиции на рынке недорогих высококачественных соусов.

Мы не производим премиальных продуктов. Наши соусы, кондитерские изделия, джемы — все это качественные популярные продукты. Поэтому уверены, что спрос на нашу продукцию будет только расти, вне зависимости от курса доллара или цены на нефть.

 

«Строительство завода в Новосибирске — это вынужденная мера»

 

Какие у вас ожидания от 2015 года? Какие направления бизнеса для вас наиболее приоритетны?

В 2015 году мы планируем расширить производственную площадку в Новосибирске и построить завод общей площадью около 10 тысяч кв. метров. Производственная мощность возрастет до 5 тысяч тонн в месяц. На базе завода будет создан распределительный логистический центр. Это вынужденная мера. Новосибирская площадка необходима, чтобы справиться с растущим спросом на нашу продукцию в Сибири, Казахстане и на Дальнем Востоке. Планируется, что в развитие завода в Новосибирске будет вложено около 450 млн рублей. 

Торговая сеть «ЭССЕН» продолжит свое активное развитие в 2015 году. По итогам 2014 года сеть закрепилась в Поволжье, количество торговых объектов превысило 100. Мы открыли первых два магазина «ЭССЕН Экспресс» в Казани, а на рынке Набережных Челнов развиваемся в новом для себя формате: там начали свою работу первых два супермаркета «ЭССЕН Грин».

В 2014 году нам удалось успешно реализовать крупный инвестиционный проект — мы запустили торгово-развлекательный центр в Йошкар-Оле площадью 35 тысяч кв. метров, он стал крупнейшим в Марий Эл, в число якорных арендаторов вошли «Детский мир», MediaMarkt, «Спортмастер».Кроме того, продолжается развитие ритейл-парка «Яшьлек» в Набережных Челнах — в декабре на территории парка открылся первый в городе гипермаркет спортивных товаров «Декатлон» площадью 4,5 тысячи кв. метров.

 

«Сегодня торговые сети заинтересованы в фермерах, а фермеры – в кооперации с сетями»

 

Вы инициировали и запустили в Татарстане проект кооперации с местным фермерами. Каковы первые итоги?

— Мы начали пилотный проект кооперации с сельхозпроизводителями в начале 2014 года. В феврале Президент Татарстана Рустам Минниханов посетил распределительный центр «Эссен», который обеспечивает поставку товаров в сеть гипермаркетов. Мы представили ему концепцию создания сервисно-логистических центров для фермерских хозяйств республики. Цель проекта — формирование овощного кластера Закамья и замещение импортных овощей местной продукцией. Сегодня через нашу торговую сеть продается 10000 тонн овощей в год. Площади логистического центра позволяют увеличить объем реализации до 30000 тонн. Но для этого нужно обеспечить поставку, хранение и первичную переработку фермерских продуктов. Рустам Минниханов положительно оценил наше предложение, поручил Минсельхозпроду изучить наш опыт.

На сегодняшний день у нас есть два реализованных примера кооперации с фермерами, несколько в разработке. Например, КФХ «Вятские зори». Мы начали проект три года назад с того, что глава КФХ Сергей Полынкин пришел к нам и запросил стандарты качества голландского картофеля, который продается в нашей сети гипермаркетов «ЭССЕН». Мы выдали ему стандарты и договорились: если он сможет вырастить такой же картофель, мы возьмем его на реализацию. Сейчас мы выкупаем весь его картофель. Мы профинансировали строительство овощехранилища и приобретение техники для мойки, сушки, фасовки продукции. Недавно начали реализацию цветной капусты производства КФХ «Вятские зори», перца, моркови, свеклы, томатов. Другой проект — это сотрудничество с фермерским хозяйством Киямова. С ним мы совместно строим теплицу для круглогодичного выращивания огурцов, планируем довести долю его продукции в наших магазинах до 20%.

Есть другие проекты, которые находятся на стадии обсуждения: выращивание птицы совместно с КФХ Хамадишина, выращивание ягод с одним из татарстанских фермеров. Представьте себе, у него клубника растет с мая по август. Он продавал ее по 180 рублей, а такие же ягоды из Европы мы закупаем по 550 рублей за килограмм.

Насколько востребованы проекты кооперации для татарстанских фермеров? Какой потенциал есть у подобных проектов с точки зрения импортозамещения?

— Говоря об импортозамещении в Татарстане и в России, мы должны понимать, что в пищевой промышленности мы зависим от западных поставщиков. У нас нет собственного производства инкубационных яиц бройлеров, мы не выводим собственное маточное поголовье коров, свиней. Сейчас важно подумать о том, как мы будем обеспечивать республику сырьем, которое нужно для качественного развития пищевой промышленности.

Мы готовы обеспечить себя продуктами питания в рамках базового уровня потребления. Но покупатели хотят потреблять расширенный ассортимент товаров. Поэтому наших возможностей пока недостаточно, чтобы полностью заместить импортную продукцию.

Работа по импортозамещению должна быть комплексной, аналитической. В Закамье мы можем создать пищевой кластер, который обеспечит внутренние потребности в продукции не только Татарстана, но и соседних регионов. Для этого необходимо проанализировать собственное производство: что мы производим внутри региона, а что поставляем извне? К примеру, чтобы развивать мясную промышленность, чтобы организовать производство инкубационных яиц или маточного поголовья, нам нужен биотехнологический центр. Безусловно, такой центр потребует инвестиций в технологии и научные кадры. Именно такая системная работа поможет запустить процессы импортозамещения в республике и повысить нашу конкурентоспособность.

Говоря о фермерах и необходимости кооперации с ними, я всегда утверждаю: развитие овощного кластера Закамья должно происходить рыночным путем. Проблема местных сельхозпроизводителей в том, что они могут выращивать овощи, но не умеют их продавать. Их продукты часто не соответствуют стандартам качества торговых сетей и запросам покупателя. Чтобы наверстать разрыв, нашим фермерам нужно выстраивать хранение, учиться переработке, внедрять стандарты качества. И это станет эффективной альтернативой агропромышленным паркам. Те фермеры, которые действительно хотят развиваться и следить за качеством своей продукции, смогут усилить свои позиции с нашей помощью. Мы, как системообразующая часть пищевой промышленности Татарстана, готовы поддерживать сельхозпроизводителей инвестициями, информацией, знаниями о технологиях. Таким образом, мы встанем на эффективный рыночный путь развития нашего сельского хозяйства.

 

Беседовала Наталия МАТИОС

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя