Очерк с пристрастием

0
72

Марат НАГУМАНОВ, директор ООО НПФ «Пакер»

 

 

Сидим, едим, директор и я, корреспондент.

— Пока не поедите, разговаривать не буду.

Ем и слушаю. Звонок на директорский телефон.

— Совещание? В одиннадцать? Давай перенесем, а то, пока буду ходить по совещаниям, устану, и разговаривать с корреспондентом будет плохо.

 

А корреспондент пока не может понять, что, собственно, происходит. Встретили на проходной минута в минуту. В вестибюле электронное панно. На нем приветствие с информацией о корреспонденте и пожеланием удачи. Еще несколько шагов — и навстречу, словно невзначай, идет сам директор НПФ «Пакер» Марат НАГУМАНОВ.

— Добро пожаловать! Давайте сфотографируемся!

И вот сидим в отдельном кабинете. Хорошо сервированный стол. Ем кашу, и директор ест кашу, очень вкусную, пьем чай с медом. Кошусь на отдельную подставку рядом: флажки с символикой НПФ «Пакер» и журнала «Элита Татарстана» — когда успели изготовить? И слушаю монолог директора. Манера говорить рушит привычные стереотипы: каждая мысль, как мазок кисти художника, ярка, образна, но поначалу понять логику мышления Марата Мирсатовича весьма сложно — «человек думает языком, я говорю и одновременно ищу решения». Но в этом — он весь: не сам ведь напросился в гости — к нему приехали. А раз так, слушайте, буду говорить обо всем, что меня интересует, волнует, что сделал и как. Но более о том, что хочу сделать — от замысла построения культуры производства в отдельно взятой российской компании, которая зовется «Пакер», до обустройства всей отечественной промышленности.

— Я не хочу быть просто самым лучшим и красивым. Я хочу, чтобы система работала и развивалась без меня.

— Инструментарий, который дают сегодня теоретики развития предприятий, не встроен в практику. Значит, не может работать.

— Принимаем нового сотрудника, мне говорят: надо. А я: хорошо, примем, а мы станем продавать больше? Дайте мне обоснование приема.

— Мы как делаем: приглашаем хорошего специалиста и диагностируем компанию по какой-нибудь проблеме. Он объясняет нам, какие мы бестолковые. И мы медленно, но эффективно умнеем и только потом начинаем работать…

Отдельные мазки начинают понемногу обретать логическую завершенность.

 

Уехал не шокированным — почему?

— Вот сижу я, директор, с вами, трачу время, а бизнес страдает. И я думаю: надо мне это или не надо? Приехал Алексей Николаевич, посмотрел компанию, пообщался и пусть свое мнение высказывает. А какое? Вот-вот, формировать это мнение мы начинаем с процедуры приема. У нас один из лучших процессов встречи гостей: флаг приезжающей компании, приветствие на экране, бейдж, чай, обед, экскурсия, интервью с кем желают, фото, подарки, сувениры… 27 процедур приема. Я как директор не занимаюсь этим лично — система работает. Но я вписан в ту или иную процедуру и не могу ее игнорировать. Мне гости иногда намекают: хорош говорить, давай посмотрим. Я отвечаю: ребята, цените то время, в которое я, директор, вам что-то говорю. Я на вас трачу время и энергию. И на производство успеете, и все посмотрите. 

Это тоже часть бизнеса — «продать» компанию гостю. Понятно, да? Если мы удивим его, значит, он нас запомнит и индивидуализирует. А потом напишет о нас, похвалит, расскажет тем, кто не приехал, а те — другим. А у каждого «сват и брат» есть и в бизнесе, и во власти. Нас хвалят и те, кто у нас не был! Эффект вируса. Вирус «ООО НПФ «Пакер» — самая лучшая компания» разлетелся! И свои начинают верить, и другие. И те, другие, может, тоже попробуют внедрить наш опыт. Вот так, общими усилиями, и будем менять страну. Из-за границы приезжают, смотрят, я говорю: у нас в России везде так. Если бы каждый делал подобный прием, нас бы все в мире уважали. Вы поняли, почему к нам приезжают? Мы лучшие! А если человек уедет от нас не шокированным? Понятно, что будет, да?

Вот так, едва переступив проходную, корреспондент оказался зараженным фирменным вирусом с названием «Пакер». И болезнь эта начала прогрессировать с каждой новой встречей и знакомством с жизнью и деятельностью компании.

 

 

А человек-то где?

— Приходят люди — пальцы веером: суперпроекты с суперприбылью, — продолжает Марат Нагуманов. — А человек-то где, спрашиваю. Не видят. Так что же ты собираешься делать с компанией, если идешь по трупам? Тема моя главная, как директора, на которой концентрируюсь, хаосно пока — промышленная медицина и производственная психология, точнее — повышение производительности труда за счет физиологии человека, его здоровья. Тема интересная — как оптимизировать производственный процесс, сведя к минимуму негативное воздействие производственного фактора на работника и сохранив его здоровье? Здоровый человек не болеет, не отвлекается на лечение, не думает о болячках — он хорошо работает.

Ассоциация здоровый человек — здоровая компания уже не выходила из головы за все время пребывания в «Пакере». Именно социальная составляющая определяет главный управленческий принцип его руководителя — сначала человек, потом болты и гайки. Как поел, так и работать будешь: похвастать бесплатным сбалансированным питанием может далеко не каждое предприятие. В «Пакере», будь то обед, завтрак или полдник — да-да, есть здесь и завтрак, и полдник, предлагается весь спектр продуктов, обеспечивающих энергетические потребности организма работников компании с учетом особенностей их труда. Ладно бы обед, но на всех производственных участках установлены термосы с фиточаем. А желаешь сок — бесплатный фреш-автомат у тебя на глазах выжмет свежий апельсиновый сок. Вторая сторона медали — бесплатное медицинское обслуживание.

— В нашем медпункте, — с готовностью демонстрирует физкабинет и процедурный кабинет руководитель службы здоровья компании Елена Миронова, — работают, помимо меня, медицинская сестра, два фельдшера и два терапевта. Основная деятельность — профилактика заболеваний. Есть у нас УВЧ, и магнитотерапия, и массажное кресло… В условиях нашего медпункта каждый работник может не только пройти все диагностические и терапевтические процедуры, но и лечиться. Обслуживаем как сотрудников, так и членов их семей, причем бесплатно: оказываем любую первичную помощь при травмах и недомоганиях, проводим процедуры, назначенные поликлиникой. С другой стороны, поставив диагноз, можем посоветовать, в какую клинику, к какому врачу попасть на лечение. Даже на прием записать. А вот смотрите — это аптечки для командированных сотрудников, несколько комплектаций в зависимости от сроков, дальности командировки, способов передвижения…

Дальше — больше: если сотруднику необходимо дорогостоящее лечение, компания оплатит его, как и услуги, например, стоматолога. Хочешь бесплатный абонемент в спортзал — только скажи, нужна путевка на курорт, в санаторий — часть расходов компания тоже возьмет на себя. В общем, в беде не оставит и радость разделит. Стало нормой проведение в «Пакере» множества разнообразных оздоровительных мероприятий. Особая тема — борьба с курением. За последние три года сократилось число курильщиков. Не без участия директора, который при необходимости лично находит способ «выяснить отношения» с каждым любителем сигарет. Без компромиссов здесь относятся и к тем, кто любит приложиться к рюмке: в начале смены, прямо на проходной, тебя протестируют на содержание алкоголя. Производство — зона особая: не подвергай опасности ни себя, ни тех, кто рядом. Неслучайно на каждом рабочем месте листовка с обращением директора тут же прекращать работу, останавливать любое производство, если возникает опасность для здоровья работника. И это — не декларация, а принцип, возведенный в ценность компании.

— Я сама о своем здоровье раньше так не заботилась, как здесь обо мне заботится предприятие, — рассказывает специалист службы оптимизации производственных процессов Айсылу Шакирова. — Мне, как и всем, очень нравится отношение директора к людям — мало кто может так любить людей, заботиться о своих сотрудниках. Нежадный. 10% от чистой прибыли делит на всех поровну. Где вы видели такое?

Действительно, может, для топов эти суммы и не совсем значимые, а вот для уборщицы — очень ощутимая прибавка.

— Очень важно сформировать такое отношению к труду, — говорит Марат Нагуманов, — чтобы работник не думал: приду, отработаю восемь часов, а там трава не расти. Для этого необходимо создать условия, при которых ему просто будет стыдно работать плохо и он будет стремиться раскрыть свой потенциал. Задача бизнеса — вкладывать в работника, чем больше, тем лучше. Поэтому на «Пакере» формируют свой, фирменный, менталитет: это мое предприятие, здесь заботятся обо мне и моем здоровье, обеспечивают возможность развития, я уверен в завтрашнем дне, мне комфортно, хочу, чтобы и дети мои здесь работали. И не было стыдно никому рекомендовать компанию. Работник должен гордиться и своим трудом, и компанией.

 

Будем придурками, придурками и умрем

— Мы должны быть инновационной рыночной компанией, уметь входить в рынок, жить им. Для этого нужны компетентные кадры. Эффективный человек — это командный человек. Если он будет один работать эффективно, разработает, например, продукт, а другие его произвести не смогут, что будет? А будет… понятно, да?

Я учился, чтобы понять все: и бизнес, и производство, и человека на производстве, и себя на месте директора. Сейчас вижу, что иногда команда не успевает, а нужно выстраивать систему. А главное в системе — работник, поэтому беру профессионалов умнее меня, компетентных и дотошных. Расставляю вокруг себя таких системных людей — им нужно уметь общаться между собой и другими, выстраивать грамотно коммуникации, уметь договариваться. Хочу, чтобы у них были соответствующий уровень компетенции и свои мозги по улучшению всех процессов, которые обеспечивают стабильную работу компании и ее развитие.

Нацеленность на командный результат — доминирующий принцип управленческой деятельности Марата Нагуманова. И подходы у него, как всегда, нетрадиционные. Команду управленцев, да и всех, кто обеспечивает тот или иной процесс, директор «Пакера» старается сформировать как своеобразную группу по интересам, как в хобби. Именно принцип работы хоббистов — самоорганизация, саморазвитие, считает Нагуманов, открывает новые горизонты в создании эффективной управленческой системы, которая зовется «Пакер».

— Говорю — играйтесь, результатом, в первую очередь, должен быть не только рост производственных показателей, скажем, на 200%, а рост на 200% ваших увлечений. Что вам, сотрудники, надо для этого?

Но любое творческое озарение всегда связано с ломкой стереотипов. Поэтому, убежден директор «Пакера», не может быть никакого прорыва без креатива и хаоса.

— Именно хаосники и креативщики являются революционерами производства, могут и «дров наломать», но и звезды зажигают тоже они.

Откуда дует ветер, понятно: сам Марат Мирсатович умудряется сочетать в себе все качества революционера производства — и системщика, и креативщика, и хаосника. Ибо для любого развития необходимы не только новые идеи, взгляды, но и, как когда-то сказал мудрый Виктор Шкловский, энергия заблуждения, энергия свободного поиска на пути к истине.

— Я могу сам сделать так, чтобы, например, выйдя в цех, поднять ежемесячный объем выпуска продукции на 10-20%. Но мне нужно, чтобы это делали без меня, директора, без прямых указаний. Я провожу совещание раз в неделю. На производство, операционку, не хожу и не даю указаний — там уже все сами делают. Значит, движемся, умнеем, мудреем, но пока очень медленно.

Для себя разделил процессы так: текучка, построение системы, развитие и оптимизация. Четыре направления. Текучка — это производственный процесс, главная сила, герои: они делают план, кушать надо всем. Говорю тем, кто занимается остальными тремя процессами: не трогайте тех, кто работает в текучке, не прикрывайтесь текучкой. Вы должны заниматься систематизацией процессов, построением системы, которая создает условия для выполнения плана.

Но при этом, убежден Марат Нагуманов, все должны хорошо понимать текучку и только через ее призму рассматривать весь поток, все ключевые точки от разработки и создания продукции до ее реализации.

— Без выстраивания эффективных межфункциональных процессов, — говорит директор «Пакера», — ничего хорошего не получим. Не устаю повторять: сверяйте показатели, по которым оцениваются подразделения и отдельные бизнес-процессы, с целью всего предприятия. Это очень важно. Каждый руководитель должен ясно представлять весь поток создания ценности в компании, не «тянуть одеяло» на себя и уметь продавать.

 

Дело государственной важности

НПФ «Пакер» не скрывает, что позиционирует себя как открытую площадку для обмена опытом: и мнениями, и достижениями, и неудачами. Цель одна — двигаться вперед вместе с партнерами и способствовать развитию отечественной промышленности. Как это можно эффективно делать, Марат Нагуманов изложил год назад на совещании у тогдашнего вице-премьера российского Правительства Владислава Суркова, посвященном вопросам стимулирования инноваций. Построение «умной экономики» — разработка, освоение и продвижение на рынок инновационных продуктов сегодня не могут обойтись без контроля со стороны государства и его покровительства. Одним из краеугольных камней в фундаменте этой стратегии, считает директор «Пакера», должна стать концепция организации промышленной компании как целостной системы.

— Многие собственники и директора даже не понимают сегодня, какие этапы в развитии предприятия, которые оно должно обязательно пройти, существуют. В концепции с учетом опыта успешных российских и зарубежных компаний понятным языком должны быть прописаны уровни роста предприятия и, главное, четкая последовательность этапов его развития на основе нескольких эффективных моделей.

Но алгоритм любой модели, как предлагает Марат Нагуманов, должен базироваться на трех составляющих: человек — клиент — прибыль. И здесь он остается верен себе: главный капитал любой компании — ее высокомотивированная целеустремленная команда.

— При построении любой модели организации промышленной компании должно быть больше искренности к человеку труда. Мне понятно, как директору, что хочет предприятие в целом, концептуально. А вот что хочет человек внизу? Как он к этому относится? Поддерживает ли эта концепция его? Неслучайно рисую нынешнюю вертикаль персонала: наверху все нормально, внизу плохо. Человека в низу системы в упор не замечаем, и там я не вижу почему-то счастливых глаз. А перевернем пирамиду? Тогда какие приоритеты выстраивать? Эту философию строить намного сложнее, чем нынешнюю. Но я знаю одно — простые люди делают бизнес, и мы на правильном пути.

В связи с этим очень беспокоит Марата Нагуманова непонимание в России проблемы «бережливого производства» как одного из этапов в развитии промышленной компании. Он, практик и теоретик успешного предприятия, убежден: надо человека вписать сначала в концепцию, а потом уже заниматься «бережливым производством».

— Есть все: цифры, факты — сколько сделано, сколько внедрено, сколько чего сэкономлено. И получается — локальная субтимизация: все есть в системе, а человека нет. Я очень боюсь этого.

 

 

Благодарность за посещение и… просьба о благотворительности

Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, а в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни, подытожил однажды собственный опыт Генри Форд. Подобное понимание бизнеса для Марата Нагуманова лежит в основе его жизненной позиции. НПФ «Пакер» — в высшей степени социально ориентированная компания. Сказать, что она просто занимается благотворительностью — не сказать ничего, ибо у Нагуманова и здесь свое особое видение. В столовой на самом видном месте большой стеклянный ящик для пожертвований. Над ним — несколько листовок с подробной информацией: кому, по какой причине и в каком размере нужна помощь. Судя по солидным купюрам, выделяющимся среди других, без директорского участия эта акция не проходит. А когда люди видят, что директор направляется к ящику, они понимают, что приглашение помочь больному ребенку относится ко всем, начиная с директора, и тоже начинают помогать.  

Ящик ящиком, но в компании есть специальный сотрудник, который отслеживает информацию по обращениям за помощью и готовит для директора отдельный список.

— Каждое обращение внимательно разбираем, и если действительно человек в беде, стараемся помочь. Помимо этого, пользуемся и базой крупнейшего в стране благотворительного фонда «Русфонд», куда также еженедельно, адресно перечисляем деньги каждому больному ребенку по 5000 рублей.

Но и это еще не все. Каждый, кто посещает компанию, увозит не только сувениры и подарки, но и листовку с данными на больного ребенка — специальное приглашение к руководителю своей организации внести благотворительный вклад, а вдогонку письмо с благодарностью за посещение и… просьбой о благотворительности. Это — необычная «плата» за посещение «Пакера». В словах директора опять слышится его любимое слово «вирусим» — чтобы все, кто попадает в орбиту притяжения компании, «заразились» и вирусом доброты, который зовется благотворительностью.

— Всем, конечно, помочь мы не можем. Но если кто-то с нашей помощью подключится еще — мир вокруг станет теплее.

 

Сказать, что у нас все супер, — не могу

Всякий раз, возвращаясь из журналистской командировки, везешь главный багаж — знакомство с неординарными людьми, неугомонными и амбициозными, прорывного характера, отвергающими догмы и ломающими привычные стереотипы. Но одно качество объединяет их всех — твердость жизненной позиции, четкие приоритеты бизнеса, его социальная составляющая, «думы» о тех, кто рядом, и о благоденствии всего Отечества. И еще одно — все они практики до мозга костей. Директор НПФ «Пакер» Марат Нагуманов из этой когорты. После встречи с ним понимаешь: если судьба предприятий в таких руках, то достижение мировых стандартов организации производства и производительности — дело времени.

— Главная функция директора — не мешать никому работать. Но прежде надо сформировать командный интеллект — найти нужных людей, расставить их на ключевых позициях и проектах, предложить им представить будущее таким, каким его можно видеть в самых амбициозных планах. Как только они научатся взаимодействовать, перестанут бояться принимать смелые решения, тогда и начнется движение вперед. Поэтому сказать, что сегодня у нас все супер, — не могу. Но я говорю, что фирма «Пакер» — лучшая компания в России, фирма «Пакер» станет одной из лучших самообучающихся, саморазвивающихся и быстродействующих компаний в мире. Потому что здесь работает самый лучший персонал и самообучающийся, саморазвивающийся директор, пока мы достигли 0,24%, и у нас еще все впереди.

 

 

НПФ «Пакер» — лидер в производстве пакерно-якорного оборудования и скважинных компоновок в России и СНГ, обеспечивающих весь комплекс работ по повышению добычи нефти. Производственные мощности компании на базе обрабатывающих центров от лидеров мирового станкостроения Mori Seiki (Япония) и Sigma (Италия) обеспечили «Пакеру» репутацию одного из самых высокотехнологичных предприятий страны. В числе потребителей продукции с маркой «Пакер» — более 400 нефтегазодобывающих и сервисных компаний России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и других стран мира.

 

Алексей ШИЛОБОДИН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя