Под руководством абсолютного батыра

0
22

Руководитель Мамадышского АТП Фарид Мухаметович СибгатуллинМамадышское АТП прочно удерживает позиции одного из лучших районных автотранспортных предприятий республики.

Порой приходится слышать высокомерное и ложное утверждение, будто бы всегда те, кто «качает мышцы», работают на тех, кто «качает голову». Противопоставление тут надуманное, и упоминание о Президенте РФ, дзюдоисте высокой квалификации, было бы слишком сильным козырем в этом споре. Да и анализ биографий руководителей предприятий современного Татарстана показывает, что за спиной у многих и многих из них не просто спортивное, а блестящее спортивное прошлое, напоминающее о себе привычкой к регулярному тренингу и здоровому образу жизни. Но главное все же в том, что спорт смолоду закаляет характер, учит преодолевать любые трудности на жизненном пути. Об этом и свидетельствует опыт руководителя Мамадышского АТП Фарида Мухаметовича Сибгатуллина.

После трудных дорог на базу своего предприятия водители Мамадышского АТП возвращаются как мореплаватели к долгожданной гавани, как усталые путники к родному порогу. Все здесь радует глаз, дает отдохновение душе, успокаивает нервы, заряжает положительными эмоциями и энергией для дальнейшей успешной работы – и обширные клумбы, вскипающие праздничным многоцветьем, и ухоженные газоны, и прекрасный яблоневый сад, и живописный уголок с искусственным прудиком, где плещутся рыбки. Во всем этом ландшафтном богатстве угадывается художественный вкус и хозяйский глаз самого Фарида Мухаметовича, убежденного в том, что при любых обстоятельствах нужно быть настроенным на то, чтобы жить, а не выживать. Именно такое – оптимистическое – мироощущение вызывают у работников коллектива созданные для их удобства здравпункт, столовая, где водителей, кондукторов и ремонтных рабочих дважды в день кормят бесплатно; тренажерный зал, парикмахерская, массажный кабинет и многое другое, в чем угадывается осознанная, искренняя забота о человеке труда. К примеру, что может быть лучше в промозглую весенне-осеннюю погоду, а тем более в зимние холода, чем посещение здешней сауны, которой позавидует любой санаторий! И как умиротворяет, помогает восстановиться от трудов праведных время, проведенное в комфортабельной комнате отдыха, где можно почитать свежие газеты, посмотреть телепередачи, сразиться с товарищами в шахматы, да просто пообщаться. А порой захочется зайти и в музей истории предприятия, чтоб осознать себя в потоке времени, проникнуться профессиональным патриотизмом, подумать о связи поколений.

Если бы автобусы, эти неутомимые трудяги городских и районных дорог, были живыми существами и могли разговаривать, от них мы тоже могли бы услышать слова благодарности в адрес руководителя предприятия и его дружного и сплоченного коллектива. Ведь даже неодушевленной технике должно быть приятно находиться в такой сверкающей, идеальной чистоте – на асфальтированной просторной стоянке, в светлых гостеприимных цехах, —  где каждая машина окружена общей заботой, где каждый автобус помоют, почистят, подремонтируют, приведут в полный порядок, чтобы на линию он вышел, что называется, бодрым, свежим и помолодевшим.

Уже эти внешние признаки благополучия свидетельствуют о том, что и в осуществлении своих прямых производственных задач, и в сфере экономической предприятие чувствует себя уверенно и развивается стабильно. И происходит это от того, что Фарид Мухаметович прошел серьезную школу жизни и, что важно, не последнюю роль в формировании его личности сыграл спорт. Крепкая стать выдает в нем бывалого атлета. И действительно, в глазах мамадышцев он по сей день окружен славой как обладатель своеобразного удивительного рекорда: пять раз завоевывал Фарид Мухаметович звание абсолютного батыра на районных Сабантуях. Мамадышцы, надо прямо сказать, не обделены силой тела и духа, а секретами национальной борьбы на поясах овладевают буквально сызмальства. Стать среди них лучшим – эта задача не каждому по плечу. Она покоряется лишь тому, кто способен идти к цели, не жалея себя и преодолевая все трудности – тяжесть тренировок, травмы, усталость, волнение, необъективное судейство. И тут нужно уметь мобилизоваться на победу, отбросив все сомнения. Неверие в свои силы, нытье и страхи – первые вестники поражения, позитивный настрой – залог победы.

Так и в жизни вообще. Были в судьбе Сибгатуллина взлеты и падения, все невзгоды встречал он лицом к лицу, не теряя присутствия духа и твердо веря в успех. Так, в годы экономических перемен, когда многих поразила растерянность, он стал в Мамадыше одним из первопроходцев в сфере предпринимательства. Заниматься довелось и торгово-закупочными операциями, и производством строительных блоков, — главное, что и в условиях плановой экономики, и в практике самостоятельного бизнеса Фарид Мухаметович показал себя незаурядным хозяйственником. И именно такой человек на посту руководителя автотранспортного предприятия оказался необходим для того, чтобы поднять Мамадышское АТП практически из состояния разрухи. Он сумел взять ситуацию под контроль в то время, когда на автовокзале были отключены уже вода, электричество, отопление и связь, не работала диспетчерская, а мамадышцы, чтобы добраться до Казани, Челнов, Елабуги, вынуждены были путешествовать автостопом. Освободившись от маловеров и разгильдяев, сделав глубокий экономический расчет и заручившись поддержкой здоровых сил коллектива, Сибгатуллин так организовал производственный процесс, что предприятие смогло самостоятельно заработать средства на реконструкцию производственной базы. Помощь руководства отрасли в обновлении подвижного состава в счет невыплаченных ранее дотаций позволила коллективу в полной мере вернуть утраченные позиции, решить проблему пассажирских автоперевозок в масштабах района и восстановить свой авторитет в глазах населения. В оказании транспортных услуг были заняты прежде утраченные и новые сегменты рынка, что открыло дополнительные источники дохода. Из обновленного автовокзала двинулись строго по расписанию автобусы в важнейшие города республики и сельские населенные пункты.

С группой коллег побывал Фарид Мухаметович в Италии, Швейцарии, познакомился с опытом организации пассажирских автоперевозок в Европе. Он убедился, что всюду городские и пригородные перевозки – это исключительная прерогатива государства, это забота социальная и, по большому счету, политическая. На Западе принято, что если живут высоко в горах четверо старушек, автобусный маршрут должен существовать. Какой уж тут интерес для бизнеса! Междугородние перевозки – это совсем другое дело. Он познакомился с семьей владельцев одного автопредприятия. Отец, мать и сын имеют 36 автобусов, нанимают водителей, перевозят туристов. Стоянку они арендуют, сервис оплачивают сторонней фирме. Ничего лишнего. А у нас в районных АТП производственная база, с точки зрения бизнеса, балласт, на одного водителя приходится три человека обслуживающего персонала. Кроме того, местными автобусами из села в райцентр едут как правило по необходимости – в больницу, в загс за справками. Нет возможности поднять оплату за проезд, чтобы достигнуть рентабельности, достаточной для приобретения новых автобусов по существующим ценам. Видимо, истина в том, что нужно заимствовать опыт развитых западных стран.

В то же время транспортники не сидят сложа руки и сами делают многое для улучшения экономических показателей. К примеру, перевели подвижной состав на дешевое газовое топливо. Но рыночная ситуация оказалась нестабильной: этим летом газ подорожал на 60%. Не оставалось ничего другого, как приладив старые бензобаки и карбюраторы, вернуться к привычному бензину. Другие меры оказались более удачными. Например, в отдаленных селах приняли на работу и обучили живущих на местах водителей. Это вдвое (!) сократило расходы на соответствующие маршруты. Фарид Мухаметович убежден, что несмотря ни на что жизнь движется к лучшему, и XXI век станет веком нашего Отечества.

Евгений Коблев

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя