Российский завод с американскими корнями

0
24

Человек издавна научился из дерева делать фанеру. Еще в Древней Греции и Риме ее в виде тонких дощечек использовали для отделочных работ. А в наше время она широко применяется в промышленности, строительстве, мебельной отрасли, отделке интерьеров, авиа- и кораблестроении.
Массовое производство этого материала началось в 90-е годы XIX века. Именно тогда на левом берегу Волги и было построено предприятие, известное сегодня как Зеленодольский фанерный завод. Основателем его стал американский промышленник Ропс. Первую продукцию завода – спички и пиломатериалы — вывозили на собственном пароходе в Англию, Францию, Бельгию. Подумать только: в то время еще самого Зеленодольска не было, вокруг стояли непроходимые леса. Так что завод в некоторой степени способствовал созданию города. Конечно, за 110 лет своего существования предприятием многое было пережито. Однако даже в тяжелейшие постсоветские годы руководство завода нашло средства и силы на решение комплекса задач экспортного направления, на обновление оборудования, к примеру, замену малопроизводительных обрезных станков на линию обрезки фанеры финского производства.
Но главное, лидер деревообрабатывающей промышленности республики выдержал испытание временем, накопил бесценный опыт и прекрасные традиции, нашел эффективный путь приумножения экономического потенциала. Министр промышленности и торговли РТ А.А.Когогин проработал на посту руководителя ОАО «ЗФЗ» с 2000 по 2007 годы и был удостоен почетного звания «Топ-менеджер Российской Федерации-2006». В 2001 году в числе 150 зарубежных предприятий завод был награжден Клубом лидеров торговли призом «За технологию и качество». Он первым в России из деревообрабатывающих предприятий сертифицирован по международному стандарту ИСО 9001-2000.
Внедрение системы менеджмента качества потребовало, в свою очередь, масштабной компьютеризации. В результате компьютеры были установлены в цеховых комнатах мастеров, производственные показатели стали отражаться в режиме on-line. Это сказалось на повышении эффективности управленческого учета. Постоянное совершенствование технологий и строгая ориентация на качество дают возможность заводу быть в авангарде рынка. Развитая производственная база позволяет изготавливать до 60 тысяч кубических метров фанеры в год. Зеленодольская фанера известна в мире и ценится многочисленными клиентами, которые уверены в ее качестве. Тем более что по желанию заказчика выполняются любые типоразмеры и раскрой, детали сложной конфигурации, а также мебельные и другие заготовки.
— Основная продукция завода традиционно поставляется на экспорт, — рассказывает директор предприятия Вадим Владимирович Васильев. — Продукция весьма конкурентоспособна в мире, поскольку в ее производстве используется береза, хорошо известная своими прочностными и декоративными характеристиками. Примерно тридцать процентов реализуется в республике и в целом по России, остальное идет на экспорт. Такая же ситуация наблюдалась и в советский период. Нашу фанеру ждут в Европе, Америке, Азии, Африке. Вообще, у нас есть серьезное конкурентное преимущество. Завод расположен на перекрестке автомобильных и железных дорог, к тому же рядом Волга. Мы прямо с завода грузим фанеру на судно, и оно отправляется, к примеру, сразу в Египет. Без перевалов, посредников — соответственно, гораздо меньше порчи, дефектов и т.д. Кроме того, экономим на стоимости доставки.
Надо заметить, что процесс фанерного производства не так прост. Сначала в цехе сырья осуществляется его технологическая подготовка с целью повышения пластичности древесины. Когда-то здесь преобладал исключительно тяжелый ручной труд. Сегодня многие процессы модернизированы. В лущильно-сушильном цехе сырой шпон превращается в полуфабрикат, а в клеильно-обрезном цехе готовая фанера попадает в руки к упаковщикам. Отметим, что сырье поступает не только из республики, но и из соседних регионов, в частности, из Кировской области и Марий Эл. Не так давно в правительстве республики обсуждались перспективы передачи заводу в аренду лесных угодий. Остается только надеяться на положительный результат, поскольку организовать собственную лесозаготовку в республике для такого предприятия стало бы неплохим стимулом для дальнейшей деятельности и увеличения мощностей производства.
Удобное географическое расположение – это, несомненно, важный фактор успеха. Но главное богатство предприятия — его сотрудники. Здесь трудятся настоящие мастера своего дела, которые создают славу всей деревообрабатывающей промышленности республики в целом. Именно поэтому на заводе делают все, чтобы сохранить трудовые ресурсы. Бесплатное питание, вахтовые автобусы, ежегодные медицинские обследования работников, активная деятельность заводского союза молодежи и совета ветеранов, бурная культурно-спортивная жизнь – это еще далеко не все, что делает компания для сотрудников. Помимо необходимого обучения, специалисты завода посещают международные выставки деревообрабатывающего оборудования в нашей стране и за рубежом, а также родственные предприятия в целях обмена опытом. Не будет преувеличением сказать, что работники завода живут, как одна большая и дружная семья. Более 200 лет трудового стажа в общей сложности у знаменитой династии, родоначальником которой еще в 1930 году стал Л.Полосухин. Более 100 лет стажа у династий Григорьевых, Дышиных, Зиновьевых, Мингалеевых, Савельевых, Малаховых, Гусевых, Гимадутдиновых — Тимергалеевых, Антипиной — Грузковых. Некоторых можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса. Например, Б.Н.Новичкова, который уже более 50 лет трудится на заводе. Или В.К.Погодина, отдавшего предприятию более 45 лет жизни. На их глазах родной фанерный менялся, совершенствовался, ручной труд вытеснялся машинным.
Генеральный директор ОАО «ЗФЗ» В.В.Васильев с момента своего назначения в 2007 году взял курс на эффективную модернизацию производства, прекрасно понимая, что без этого трудно увеличить свой сегмент рынка. Важно, что приоритетами для него в данном направлении являются следующие условия:
-обновление парка технологического оборудования;
-внедрение ресурсосберегающих технологий;
-сокращение трудоемкости производственных процессов;
-реконструкция системы энергообеспечения с применением энергосберегающих технологий;
-повышение экологической безопасности предприятия;
-повышение качества продукции и степени удовлетворенности потребителей.
Все эти мероприятия должны положительно сказаться на бизнес-процессах, происходящих на предприятии. Целью проведения модернизации является увеличение объемов выпуска фанеры и сокращение затрат на единицу выпускаемой продукции. С учетом уже достигнутых успехов и богатого потенциала никто в этом не сомневается.

Айгуль Хисамова

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя