Своя колея

0
529
Агтас Нургатиевич Галиахмет
Агтас Нургатиевич Галиахмет

1963 год: два вагончика в зоне Нижнекамской промбазы, 15 стареньких «ПАЗиков» — вот и все хозяйство филиала автоколонны Набережночелнинского АТП, созданного в Нижнекамске с началом строительства города и нефтехимкомбината.

 

С транспортом в те годы было туго, и помощь, которая пришла в Нижнекамск из Набережных Челнов по решению Татарского управления автотранспорта, была как нельзя кстати. Дорог в те годы не было, и поэтому видавшим виды «ПАЗикам», приходилось «и в холод, и в зной, и в дождик проливной»  месить колесами чернозем, прокладывая первые колеи от бараков и вагончиков поселка первостроителей до котлована химкомбината, где вовсю шла закладка фундаментов. А спустя год в районе нынешнего центрального рынка появились первые жилые дома и был открыт и первый городской маршрут «Поселок — город». Стоили билеты тогда в прямом смысле копейки: из города до промбазы две копейки, а с промбазы до поселка — три. Позже сделали одну цену билета — 5 копеек.

Но самостоятельная история нижнекамского общественного пассажирского автотранспорта началась 18 октября 1965 года, когда на базе прежнего филиала было образовано самостоятельное Нижнекамское автотранспортное хозяйство, которое возглавил Василий Гаврилович Глухов. За сравнительно небольшой срок выросли двухэтажный административно-бытовой корпус и здание цехов для ремонта и обслуживания автомобилей. К тому времени состав автопарка уже насчитывал  64 автобуса и 34 грузовые автомашины. К ветеранам автобусных дорог «ПАЗам» прибавились несколько единиц более комфортабельных и вместительных автобусов марки «ЛАЗ», а в 1968 году нижнекамцы увидели и первые «ЛиАЗы». Помимо вахтовых и грузовых перевозок, водители Нижнекамского АТХ обслуживали два городских, два пригородных маршрута и 3 междугородных, протянувшихся до Бугульмы, Альметьевска и Лениногорска.

 

Азат Агтасович Галиахмет
Азат Агтасович Галиахмет

Под занавес 1974 года с целью повышения эффективности пассажирских и грузовых перевозок Нижнекамское АТХ реорганизуется в два самостоятельных предприятия: Нижнекамское пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) и Нижнекамское грузовое автотранспортное предприятие (ГАТП), во главе которых стали соответственно Габдулхак Бариевич Каюмов и Василий Гаврилович Глухов. Результаты структурных преобразований не заставили себя долго ждать: помимо расширения маршрутной сети перевозок, ПАТП приступило к модернизации и увеличению ремонтной зоны, начались работы по строительству нового гаражного комплекса. А 1 мая 1982 года было торжественно открыто новое здание Нижнекамского автовокзала, вошедшего в состав ПАТП. По своей архитектуре этот вокзал, рассчитанный на ежедневное обслуживание пяти тысяч пассажиров, не имел аналогов и являлся одним из крупнейших автовокзалов в Среднем Поволжье,

Но самый мощный рывок в развитии пассажирского автотранспорта в Нижнекамске связан с именем Агтаса Нургатиевича Галиахметова, который с июля 1982 года стал у руля Нижнекамского ПАТП. Его неслучайно называют реформатором городского пассажирского транспорта, который сумел вывести предприятие на новый уровень. Уже к 1986 году парк автобусов достиг 742 единиц, а численность персонала составила более 2000 человек. Появились комфортабельные автобусы междугородного типа «Икарус», что позволило основательно увеличить количество маршрутов и их  протяженность. А маршрутов к тому времени уже было более пяти десятков: 28 пригородных, от Нижнекамска до всех центральных усадеб колхозов и совхозов района и 24 междугородных. Предприятие обеспечивало также доставку работников в промышленную часть города, осуществляло вахтовые и заказные перевозки, а в летний период и перевозки горожан в сады-огороды.

 

Марат Агтасович Галиахмет
Марат Агтасович Галиахмет

Активно расширялась и укреплялась инфраструктура ПАТП. В июле 1983 года была открыта автостанция в аэропорту «Бегишево», а два года спустя в поселке «Камские Поляны» приступила к работе специальная автоколонна для обслуживания строителей Татарской атомной станции. При поддержке нефтехимиков коллектив автопредприятия получил также новую производственную базу с теплым гаражом для 200 автобусов.В 1986 году была введена в эксплуатацию механизированная мойка для автобусов, а спустя некоторое время и собственная автозаправочная станция.

Укрепление производственной базы предприятия, обновление подвижного состава современной техникой, увеличение количества маршрутов и оказываемых услуг шло в неразрывной связи с повышением качества обслуживания. Нижнекамское ПАТП первым в Татарстане внедрило на городских маршрутах передовую по тем временам систему индуктивной связи автобусов с диспетчерской — «Дистон-УМ». Это позволило сократить интервал движения автобусов в городе по отдельным маршрутам до трех минут и осуществлять полный контроль за графиком их движения. По нему можно было сверять часы, что всегда приводило в восторг как самих нижнекамцев, так и гостей города. Одними из первых в Татарстане нижнекамские перевозчики ввели в эксплуатацию и линию электроподогрева автобусов, что значительно облегчило труд водителей в зимнее время и позволило более эффективно использовать пассажирский транспорт.

Труды коллектива не остались незамеченными. К концу 80-х Нижнекамское ПАТП прочно вошло в число лидеров среди предприятий Министерства автомобильного транспорта РСФСР, ему было присвоено звание «Пассажирское автотранспортное предприятие образцового обслуживания населения». Неслучайно именно нижнекамским транспортникам было оказано доверие обслуживать в составе сводного отряда Татарского транспортного управления гостей и участников летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году, а пять лет спустя — и Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

27 декабря 1994 года был завершен процесс приватизации предприятия, и оно было преобразовано в акционерное общество «Нижнекамское ПАТП-1». 5 сентября 1995 года главным инженером общества был назначен Азат Агтасович Галиахметов, который в июле 1997 года на общем собрании акционеров был избран генеральным директором. В июле 2011 года его, умелого и грамотного специалиста, перевели в Министерство транспорта и дорожного хозяйства заместителем министра по транспортному обслуживанию населения Республики Татарстан. А Агтас Нургатиевич Галиахметов 17 января 1992 года Указом Президента Республики Татарстан был назначен главой администрации города Нижнекамска и Нижнекамского района. В 1994 году он стал и первым председателем объединенного Совета народных депутатов города и района. Проработал на должности главы до апреля 1998 года, а затем был направлен в аэропорт «Бегишево» для формирования его международного статуса по заданию первого Президента РТ Минтимера Шаймиева. Задание было выполнено успешно.

Сегодня предприятие возглавляет его младший сын Марат Галиахметов. По результатам всероссийского конкурса «Инженер года» он еще в 2006 году был отмечен званием «Профессиональный инженер России» в номинации «Транспорт». А сам Агтас Нургатиевич, кавалер ордена «Знак Почета», обладатель званий «Заслуженный работник автомобильного транспорта Российской Федерации», «Почетный автотранспортник Российской федерации», «Заслуженный работник транспорта Республики Татарстан», «Почетный гражданин города Нижнекамска» руководит сегодня деятельностью совета директоров акционерного общества.

Как бы трудно ни приходилось, ОАО «Нижнекамское ПАТП-1» всегда, особенно это ощущается в последние годы, активно занималось обновлением автобусного парка, модернизацией и укреплением сервисной базы, компьютеризацией технологических процессов, расширением сферы оказываемых услуг. Одним из основных направлений в укреплении позиций хозяйства становится перевод с 2005 года первых 50 автомобилей на газомоторное топливо — сжиженный газ. Все это позволило полностью выполнять принятые на себя обязательства по перевозкам пассажиров, хотя в этот период многие автотранспортные предприятия республики, не выдержав конкуренции с «серым рынком» автоперевозчиков, непомерного роста цен на материальные и энергетические ресурсы, увеличения налогов и инфляции, просто обанкротились. С 2005 года предприятие инвестировало в производство свыше 442 млн рублей собственных средств. Одних только автобусов приобрели 117 единиц на 363,5 млн рублей. И все это при том, что только за период с 2008 по 2012 год не возмещенные расходы предприятия по перевозкам льготных категорий пассажиров на пригородных внутрирайонных маршрутах составили 72,2 млн рублей.

В апреле 2009 года Нижнекамское ПАТП-1 посетил  заместитель Министра транспорта России Сергей Москвичев (ныне председатель Комитета по транспорту Госдумы РФ), который после осмотра производственной базы был восхищен увиденным: «Если бы все автопредприятия работали, как Нижнекамское ПАТП-1, то проблем в сфере российского пассажирского автотранспорта было бы гораздо меньше».

ОАО «Нижнекамское ПАТП-1», в котором трудятся более 300 человек, и сегодня продолжает оставаться одним из передовых автопредприятий в системе пассажирского автотранспорта нашей республики. Его колесный парк насчитывает более 120 единиц, в числе которых комфортабельные междугородные автобусы вместимостью от 20 до 49 мест, а годовой объем пассажиров превышает 3,5 млн человек. Услугами предприятия активно пользуются ПАО «Нижнекамскнефтехим», «ТАИФ-НК», «ТАНЕКО». С 2006 года Нижнекамское ПАТП-1 осуществляет школьные перевозки, став в этой сфере одним из лучших перевозчиков в Татарстане. Среди главных направлений деятельности предприятия остается организация межрегиональных и региональных маршрутов. Автобусы с эмблемой Нижнекамского ПАТП-1 сегодня можно встретить в Казани и Самаре, Москве и Тюмени, Сочи и Екатеринбурге, Перми, Соль-Илецке, Уфе, Ульяновске и других городах Российской Федерации. Все междугородные автобусы оснащены тахографами, камерами видеонаблюдения и системами спутниковой навигации «ГЛОНАСС», а пассажиры имеют возможность бесплатно пользоваться в пути беспроводной сетью Интернет Wi-Fi.

 

 

ОАО «Нижнекамское ПАТП-1» первым среди пассажирских автопредприятий Татарстана было награждено дипломом лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» в номинации «Услуги», а затем стало обладателем диплома конкурса «100 лучших товаров России». В его наградном арсенале — дипломы лауреата национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница», «Лучшее предприятие Российского автотранспортного союза», «За вклад в развитие и улучшение благосостояния России», «Добросовестный перевозчик пассажиров», а также диплом национального реестра «Ведущие организации транспорта России». Около сотни работников предприятия были удостоены различных государственных наград, почетных званий и нагрудных знаков. Многие из них, отдав любимому делу 30-40 лет, продолжают трудиться и сегодня. Ярким свидетельством любви и верности избранной профессии являются многочисленные трудовые династии автомобилистов.

Благодаря добросовестному труду ветеранов производства и молодого поколения работников, пришедшим им на смену, ОАО «Нижнекамское ПАТП-1» продолжает оставаться одним из передовых в системе пассажирского автотранспорта нашей республики, год от года укрепляя свои лидерские позиции.

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя