Татфлот – на гребне волны

0
156

Новейшая история в судьбе ОАО «СК «Татфлот» – крупнейшего предприятия Волжского пароходства – началась в августе 2010 года. Судоходная компания «Татфлот» наконец вышла из длившейся пять лет процедуры банкротства. Все течет, все изменяется, и эти скандальные и трудные годы – уже часть прошлого, которое лучше не ворошить. Главное в истории компании только начинается. В этом уверен генеральный директор ОАО «СК «Татфлот» Ильдус ЗАРИПОВ.

 

ЦЕЛЫЙ И НЕДЕЛИМЫЙ
Сегодня судоходная компания «Татфлот» – это многофункциональное производственное предприятие, осуществляющее полный цикл по поставке нерудно-строительных материалов.
– Это добыча, перевозка, выгрузка, реализация песка, ПГС и ОПГС, а также переработка ОПГС в гравий, щебень и песок обогащенный, работы по перевозке и переработке грузов, перевозке пассажиров, погрузо-разгрузочным работам, хранению, складированию и других видов деятельности, связанных с эксплуатацией причальных сооружений, ремонтом и снабжением флота, – рассказывает Ильдус Фатихович. – Можно без преувеличения сказать, что Татфлот – единственный порт на Волге, который сохранил свою целостность. Очень важно, что мощь Татфлота сохранена. Надеюсь, вскоре будет и приумножена. Сейчас мы имеем 22 грузовых и буксирных судна, 27 барж, 10 земснарядов, 16 вспомогательных и обслуживающих судна, 2 гидроперегружателя, 12 плавучих и 21 портальных кранов, 12 брандвахт мотозавозней, 32 пассажирских и грузопассажирских судна, 30 единиц стоечного и дебаркадерного флота. Имея все это, мы можем в год добывать до 10 миллионов тонн нерудно-строительных материалов, перевозить собственным флотом до 4 миллионов тонн груза. Инфраструктура Казанского, Чистопольского речных портов и пристани «Тетюши» позволяет ежегодно перерабатывать более 1,5 миллиона тонн груза. Сегодня можно уже говорить о прибыльности предприятия.

Как сказалось на результатах вашей работы обмеление Волги и Казанки?
– Этот год, прямо скажем, по затратам непохож на другие. Снижение уровня воды в Куйбышевском водохранилище привело к тому, что теплоходы начали ходить недогруженными. По предварительным данным, потери этого сезона составляют порядка 400 тысяч тонн недогруза. Раньше времени мы потеряли и Казанку: обычно перевозкой занимались до появления льдов, а в этом году – только до сентября. Кроме того, понижение уровня воды часто не позволяло подходить к нашим причалам. Мы были вынуждены частично выгружать их на другие баржи, что приводило к двойным затратам. Однако мы ни на день не останавливали работу, просто подстроились под ситуацию. А что делать, ведь и на следующий год ситуация, скорее всего, не изменится в лучшую сторону.

 

Татфлот работает круглый год, закончилась летняя навигация, начинается зимняя…
– В середине декабря и начнется. В этом году мы планируем запустить перевозку пассажиров на скоростных судах на воздушной подушке. Для этого приобрели два новых судна в Нижнем Новгороде. Абсолютно безопасный вид транспорта – ходит по льду и воде, и, что важно, скоростной. К примеру, чтобы добраться из Казани в Печищи, что в Верхнем Услоне, понадобится всего 8 минут. На автобусе же этот путь займет два часа. Мы заинтересованы в продвижении и расширении сферы услуг этой продукции. Охота, зимняя рыбалка, экскурсия по зимней реке – спрос татарстанцев нам еще предстоит определить.

ТАТФЛОТ ДЕРЖИТ КУРС НА ПЕРЕМЕНЫ
СК «Татфлот» – один из крупнейших перевозчиков в Российской Федерации и владеет более чем 85 процентами пассажирского и грузопассажирского флота Республики Татарстан. Большая часть флота полностью отработала свои нормативные сроки. Каждый год их ремонтируют, но это не делает погоды. Основная инфраструктура пассажирской части порта состоит из 16 причалов. Шесть транзитных причалов полностью реконструированы, а пригородные эксплуатируются с конца 50-х годов и требуют срочного капремонта.
По словам Ильдуса Зарипова, со временем им предстоит полностью обновить флот, который уже во многом не соответствует современным стандартам. Большие планы связаны со строительством Свияжского мультимодального логистического центра. В связи с этим будет сделан упор на развитие контейнерных перевозок, которые так популярны во всем мире. Времени не так много. Главное, с чего начнется стройка, – возведение причальной стенки, ее проектная длина не менее 1,5 км.  
Высокую планку задает и предстоящая в Казани Универсиада.
– К 2013 году мы должны иметь достойный флот: пассажирский, грузовой, экскурсионный, – говорит генеральный директор СК «Татфлот». – Чтобы принять гостей на достойном уровне, будут закупаться современные, комфортабельные суда, планируется произвести полное обновление флота. Тем более, что флот и кадровый состав у нас сохранен. Новые суда для обслуживания населения Татарстана и гостей Универсиады будут достойно представлять нашу республику.  

Вы активно принимаете участие в строительстве объектов Универсиады?
– Да, обслуживаем практически все объекты. Наш гравийный завод – единственное татарстанское предприятие, которое представляет ГОСТовскую продукцию, а материалы – это знак качества. Кстати, у нас есть семь карьеров в акваториях рек Волга и Кама. Мы вполне самодостаточны в этой сфере – осуществляется своя геологоразведка, работает спецтехника. Процесс идет от начала до конца. Ждем оживления рынка со стороны соседей, ведь изначально порт строился для добычи нерудных материалов для всей Волги, от Москвы до Астрахани. Сейчас порт работает в основном на Татарстан, но мы открыты для сотрудничества.

 

Речной транспорт во всем мире самый экономичный вид транспорта. Однако в России с ее разветвленной речной сетью такой подарок судьбы явно недооценен. Можно ли говорить о перспективах сверхдоходов?
– Речной транспорт – вид уникальный. Приведу одну лишь цифру: на перевозку тонны груза уходит 800 граммов топлива. Это ведь говорит само за себя. Вместе с тем необходимо отметить, что тарифы, к примеру, на перевозку пассажиров, в принципе являются достаточно высокими, но для обеспечения доступности речных пассажирских перевозок широким слоям населения часть затрат нашего предприятия покрывается за счет дотации, выделяемой бюджетом РТ. Так, среднеотпускной тариф на перевозку одного пассажира на 1 километр составляет более 6 рублей. Для сравнения, на пригородном автотранспорте – 1,5 рубля. Перспективу развития речных перевозок и увеличения спроса на них мы видим в грамотном продвижении конкурентных преимуществ речных перевозок: более высокой скорости доставки пассажиров, безопасности перевозок, высокого уровня комфорта и экологичности. Речной транспорт остро нуждается в развитии, и мы этим занимаемся максимально плотно. Он может и должен приносить деньги. В этом году особое внимание уделялось пассажирским перевозкам. Казанцам очень полюбились прогулки по Волге. Проведение свадеб на воде у нас расписано уже с мая буквально по дням. Популярны корпоративы, выпускные, семейные праздники. Много планов по использованию судов в зимнее время. Например, при специальном подогреве использовать их как кафе или гостиницу.

Насколько известно, речники – особые люди. Однажды придя в профессию, остаются тут навсегда. Расскажите о своем коллективе.
– У нас замечательный коллектив, это профессионалы с многолетним стажем работы, их более 1900 человек. Средний возраст капитанов 50 лет, каждый из них обладает большим опытом и умением работать в самых непредвиденных ситуациях. А этот год реально показал их потенциал – они работали в тяжелейших условиях нынешней навигации практически круглосуточно, причем не было аварий и эксцессов. Теперь и молодежь идет в речное дело – а это очень важно. И одна из наших главных задач – сохранить преемственность поколений. Речная отрасль должна процветать, и для этого нужны молодые специалисты. Чтобы они помнили историю, в этом году мы решили создать музей Татфлота. Идея принадлежит опытному речнику, капитану Александру Власенко, который по крупицам собирает исторические данные, начиная с X века, когда появились первые сведения о пристанях на территории Татарстана. Музей еще не готов окончательно, но там уже проходят встречи ветеранов. Думаю, к середине следующего года в нем уже побывают все желающие. Казанский речной порт имеет богатейшую историю, он достоин уважения и гордости.
 

 

Ася Зарипова

 

Справка
Официальная история речного порта начинается в апреле 1948 года, когда пристань «Казань» переименовывается в Казанский речной порт. В июле этого же года казанские портовики положили начало добыче песчано-гравийной смеси на реке Волге в районе Юматихи. С 1949 года первые плавучие паровые краны Казанского речного порта начали добывать со дна реки Камы песчано-гравийную смесь. В апреле 1957 года началось затопление Куйбышевского водохранилища, и речники Казани в условиях незавершенного строительства приступили к эксплуатации причальной стенки нового порта. Новый Казанский порт достиг своей мощности и вышел в число наиболее ведущих предприятий Волги и Министерства речного флота РСФСР в 1962 году. 8 июня 1964 года государственная комиссия подписала акт о приемке нового Казанского порта в эксплуатацию. Постановлением Кабмина РТ в июле 1993 года Казанский речной порт преобразован в ГУП «Судоходная компания «Татфлот».

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя