«Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл» — производство будущего

0
154

«Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл» - производство будущегоВ нефтехимическом комплексе Татарстана успешно работают ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «ТАИФ-НК» и другие крупные компании, которыми республика по праву гордится. Но кроме них свою особую и чрезвычайно важную роль в экономике играют малые компании, чей потенциал, темпы развития и вхождения в рынок уже сегодня вызывают
восхищение специалистов. Именно таким предприятием является ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехим-Ойл».


ООО «Татнефть-НК-Ойл» — единственный российский завод синтетических масел. Введен в эксплуатацию в 2003 году. Предприятие уникально тем, что является ярким воплощением достижений оте-чественной науки и практической деятельности: новейшую технологию олигомеризации разработал Институт проблем физической химии РАН, а ее внедрение стало возможным благодаря главным инвесторам и учредителям — ОАО «Татнефть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим». Завод осуществляет полный технологический цикл: прием сырья, поставляемого заводом олигомеров ОАО «НКНХ», его переработку и отгрузку готовой продукции. Завод объединяет следующие направления: производство полиальфаолефиновых синтетических масел (ПАОМ) 11 видов мощностью до 10 тыс. т в год и выпуск синтетических и полусинтетических товарных масел с возможностью наращивания производительности свыше 30 тыс. т в год. «Татнефть-НК-Ойл» производит следующую гамму масел: моторные, гидравлические, трансмиссионные, холодильные, вакуумные, специальные и синтетические различного назначения на основе полиальфаолефиновой базы.

На вопрос: «Трудно ли создавать предприятие-эсклюзив?» — Владимир ШАМСУТДИНОВ, директор компании, не задумываясь, ответил:

— Абсолютно нелегко! И быть пионером в любом деле — всегда ответственно. Особенно, если оно не имеет аналогов, если никто в мире подобную технологию не применял.

Ведь сама идея создания производства по выпуску синтетических смазочных материалов, пусть даже на основе самой передовой отечественной технологии, чрезвычайно сложна в реализации. Думается, не зря, возникнув в конце XX века, она обрела реальность только сегодня, в XXI столетии. Сложность можно подразделить на две категории.

Первая — техническая. От момента монтажа оборудования и доведения технологического процесса производства полиальфаолефинов (ПАО) до требуемых параметров — долгий путь. Ведь, по сути, даже сами разработчики технологии, ученые, не могут быть уверены, что все получится, как надо: предусмотреть все в лабораторных условиях невозможно, это может выявить только практическая деятельность.

Сегодня, в преддверии своего первого юбилея (в декабре компания отмечает 5-летие), можно с уверенностью заявить, что создание нашего уникального производства — свершившийся факт.

Вторая — становление самой продукции. Аналогичная продукция в России никогда не производилась. Ранее все основы синтетических масел отечественными производителями закупались за рубежом и имели ограниченное потребление. Такое положение дел негативно отразилось и на начальном этапе деятельности нашей компании.

Хочу поблагодарить первых лиц Республики — Президента Минтимера Шариповича Шаймиева, Премьер-министра Рустама Нургалиевича Минниханова, а также руководителей ОАО «Татнефть» и ОАО «Нижнекамскнефтехим» — за всестороннюю поддержку. Без нее вряд ли удалась бы реализация данного проекта. Сегодняшняя стабильная работа завода — основная заслуга вышеуказанных руководителей.

Исходя из этой стабильности, мы ведем и освоение новых рынков. Признаться, главным покупателем является не российский потребитель, на его долю приходится всего 25% нашей продукции, а остальные 75% мы экспортируем в страны ближнего и дальнего зарубежья.

— Чем вызвана такая немилость к вашей продукции со стороны россиян. Что их не устраивает?

— Проблема не в качестве продукции. С этим-то у нас как раз все в порядке.

Приведу следующие факты. Если в начале 2003 года потребление полиальфаолефинов держалось где-то на уровне одной тысячи тонн, то сейчас оно приближается к 2,5 тыс. т, и надо отметить, что темпы потребления прирастают с каждым годом все заметнее. Завод построен как нельзя своевременно. Своевременно — даже только потому, что в России внедряется технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных веществ». Требования регламента, прежде всего, коснутся производства топлив и конструкций двигателей внутреннего сгорания, которые должны будут соответствовать европейским экологическим стандартам «ЕВРО-4» и «ЕВРО-5». Смазочные материалы для таких прогрессивных двигателей без применения ПАО производить весьма затруднительно.

Для решения вопросов обеспечения рынка экологическими топливами в Республике Татарстан строится современный Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Координацию в реализации данного проекта осуществляет компания ОАО «ТАНЕКО». Таким образом, к 2010 году в Нижнекамске планируется начать производство новых видов топлив и базовых масел III группы API (VHVI). Это даст нашему заводу новый импульс — к 2012 — 2013 годам стать лидером по производству масел премиум-класса, отвечающих требованиям «ЕВРО-4», «ЕВРО-5».

— И все же, почему не сегодня?

— Проблема в следующем. Сегодня рынок масел в России состоит из нескольких сегментов. Самый крупный из них — обслуживающий автомобили оте-чественного производства — все без исключения, и подержанные иномарки (от 5 до 7 лет). Для такого автотранспорта производят масла довольно низкого качества, едва ли они дотягивают до требований стандарта «ЕВРО-2». Чаще всего эти масла российского происхождения.

Но есть другой сегмент. В связи с ростом благосостояния людей в последние годы покупаются дорогие, новые легковые автомобили зарубежного производства, в которых установлены современные двигатели, очень требовательные к качеству масла. Само собой, в техническом паспорте такого автомобиля производителем рекомендуется использование высококачественных масел известных брендов.

Наша продукция своим качеством выше, чем масла популярных российских брендов, которые занимают рыночные ниши за счет демпинга. Качество моторных, трансмиссионных масел «Татнефть» подтверждают и конструктора заводов КАМАЗ, ВАЗ, УАЗ. Последние комплектуют нашим трансмиссионным маслом свои лучшие автомобили: «УАЗ-Патриот», «УАЗ-Хантер». И этот выбор не случаен. Был организован специальный автопробег Ульяновск — Владивосток. После пробега выяснилось, что в тех агрегатах, где было залито масло «Татнефть», никаких проблем не возникло, а где было залито иное масло, требовался профилактический ремонт. Почему так происходит? Да лишь потому, что мы производим высококачественные масла, на основе полиальфаолефинов с вовлечением пакетов присадок ведущих мировых компаний Lubrizol, Infineum, Afton, испытанных и одоб-ренных известными автопроизводителями.

Завоевать освоенные сегменты рынка — задача не одного года. Чтобы потеснить широко разрекламированные бренды (иным, европейским, уже более ста лет), необходимы большие вложения. И мы над этим работаем. Уверенность нам придает то, что продукция «Татнефть-НК-Ойл» по всем параметрам не уступает зарубежным аналогам, и это видно из ныне осуществляемых поставок на европейские и азиатские рынки, требовательные к качеству поставляемой продукции. Пока же сегмент рынка, занимаемый заводом синтетических масел — специальные масла, выпускаемые пусть в небольших объемах, но спрос на которые неизменно растет. При этом мы усиленно расширяем ассортимент выпускаемой продукции, увеличиваем объемы производства.

Если говорить образно, наши перспективы похожи на огромное целинное поле, где мы вспахали лишь маленький уголок. Впереди — новые горизонты.



ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя