Точка опоры

0
47

   Ольга Тарнаева, генеральный директор ООО «ПКФ «Жилкомсервис»                         

 

В копилке ООО «ПКФ «Жилкомсервис» из Набережных Челнов немало престижных наград, но самая показательная – Диплом победителя III Всероссийского конкурса ENES-2016 в номинации «Эффективная управляющая компания в области энергосбережения».

 

Если не мы, то кто?

Конкурс ENES – это главное событие в сфере энергоэффективности, которое выявляет лидеров энергетической отрасли России. С 2016 года в их числе и набережночелнинская Управляющая компания ПКФ «Жилкомсервис», на попечении которой находятся 334 многоквартирных жилых дома площадью свыше 1,6 млн квадратных метров. Дома эти в основном постройки 70–80-х годов – бурного времени строительства КамАЗа и города.

Фонд сложный, что и говорить. Поэтому, какую бы сферу деятельности компании мы ни взяли – управление МКД, эксплуатация и обслуживание жилого фонда и инженерных сетей, благоустройство и улучшение санитарного состояния территории, – везде требуются особые усилия и дополнительные затраты. Но, как бы то ни было, в нынешних амбициях компании, за что бы она ни бралась, чувствуется дух созидания, того настоящего, за которым стоит огромная организаторская работа с применением новейших технологий и методов управления ЖКХ.

Катализатором новаторского подхода в деятельности ПКФ «Жилкомсервис» стала Ольга Тарнаева, генеральный директор компании, окружившая себя такими же неуемными и ответственными сотрудниками.

Из чего и как складывались кирпичики в фундамент успеха компании, изменившей традиционные взгляды на застой отечественного ЖКХ? Об этом наше интервью с ее руководителем.

 

Все починим, все наладим

Ольга Николаевна, все задачи, которые решает сегодня «Жилкомсервис», сводятся в конечном счете к одному знаменателю – повышению уровня удовлетворенности населения услугами компании. Каким путем решаете эти задачи?

Во-первых, за счет внедрения низкозатратных технологий и экономии ресурсов без ущерба, замечу особо, для комфортного проживания населения. Можно сказать точнее – за счет исключения всех потерь и издержек в предоставлении коммунальных ресурсов и их потреблении жильцами многоквартирных домов. Сейчас у нас все дома «умные» – они на 100% оснащены АИТП – автоматизированными индивидуальными тепловыми пунктами. Это целый комплекс устройств для распределения тепловой энергии в помещении и регулировки ее подачи в соответствии с погодными условиями и фактическими потребностями. Повышается температура воздуха на улице – во всех квартирах подача тепла автоматически снижается и наоборот. Как результат – фактическое потребление тепловой энергии в течение прошлого отопительного сезона снизилось в среднем на 8,4%.

Затраты на внедрение АИТП составили 35,1 млн рублей, а экономический эффект в первый год – 18,9 млн! Окупить проект рассчитываем за два года. В настоящее время активно ведем работы по внедрению верхнего уровня АИТП, что позволит в онлайн-режиме не только мониторить весь процесс подачи и потребления тепловой энергии, но также контролировать все внештатные ситуации, а их сегодня около 40, и оперативно вмешиваться в них с удаленного доступа.

Вторая задача, решение которой значительно повышает удовлетворенность населения нашими услугами, связана с обеспечением прозрачности в деятельности компании, внедрением современных управленческих технологий. Сегодня мы обладаем уникальной в своем роде программой «1С – Управление ЖКХ», разработанной специально для нашей компании НИИ из Барнаула. На ее базе создан целый ряд программ для оперативного управления всеми процессами компании в режиме онлайн.                                                

От теории Парето к лин-технологиям        

– В 2014 году мы подключились к республиканскому проекту «Набережные Челны – город устойчивого развития», связанному с комплексным внедрением lean-технологий – технологий бережливого производства, что предполагает максимальную ориентацию на удовлетворение потребностей клиента, снижение непроизводительных потерь через вовлечение всего персонала в процесс улучшений.  

Воспользовавшись теорией Парето, согласно которой относительно небольшое количество причин (20%) порождает большинство проблем (80%), мы выявили самое проблемное направление в нашей деятельности, а именно текущий ремонт многоквартирных жилых домов. С него и начали: выявили все звенья, где несли основные потери, описали их, стандартизировали каждый процесс. И как итог – срок исполнения заявки на текущий ремонт сократился на 60%, а экономический эффект превысил 14,6 млн рублей.

Когда исключили потери и лишние затраты по основным направлениям деятельности компании, перешли к процессу улучшений. Внедрение АИТП, о котором рассказано выше, – одно из основных его направлений.

 

Главный приз конкурса ENES-2016 Обучение жильцов принципам бережливого производства

 

Залогом успешной реализации любого проекта является вовлеченность персонала. Как решаете эту проблему?

– Сначала подготовили собственных лин-тренеров, те в свою очередь начали масштабное обучение основам бережливого производства персонала – и управленческого, и рабочего. А трудится в нашей компании сегодня более 600 человек. С 2014 года процесс обучения стал непрерывным.

А начинали с обучения самой востребованной части наших сотрудников – сантехников. У нас есть два прекрасных учебных класса, оборудованных в подвалах жилых домов. За сантехниками пошли представители других специальностей, а также жильцы наших домов, которых мы также обучаем принципам бережливого производства. Поначалу была большая текучка кадров. Те, кто работал шаляй-валяй, ушли. Остались только специалисты, которые приняли «правила игры», приобрели компетенции, соответствующие новым стандартам. Этому способствовала и новая мотивация персонала, прежде всего бонусная система оплаты труда, которая позволила выплачивать работникам достойную заработную плату по фактическим итогам работы за отчетный период. Стимулом в качественном труде, заинтересованности сотрудников в оптимизации производственных процессов стала и система кайдзен-предложений – предложений по улучшениям. В этой копилке сегодня 1219 предложений, из которых 421 уже внедрено с экономическим эффектом в 768 тысяч рублей. Свою роль играет и «Положение о наставничестве», которое позволяет снизить процент текучести кадров и повысить мотивацию опытных сотрудников, которым присвоено звание наставника.

Как внедрение принципов бережливого производства повлияло на производственные результаты компании?

– Производительность труда на одного сотрудника выросла с 99,3 тыс. рублей в 2016 году до 127,4 тыс. рублей на конец 2017 года. На 25% снизились трудовые затраты, на 8% – себестоимость услуг, а высвобожденные средства в сумме 9,2 млн рублей были израсходованы на выполнение дополнительных работ. И главное, для чего собственно мы все это делаем: удовлетворенность населения услугами «Жилкомсервиса» повысилась за два года с 68% до 88%, что обеспечило рост уровня их лояльности по отношению к компании до 92%! 

 

От лин-технологий к ЮНИДО

– Трудно переоценить сегодня проблему оптимизация потребления энергии в ЖКХ. Но именно в этой области мы сделали настоящий прорыв.

Вы имеете в виду проект «Энергосбережение»?

– Да, в этом проекте мы объединили лин-механизмы и принципы ЮНИДО – Организации Объединенных Наций по промышленному развитию. Сначала отправили своих сотрудников на обучение ЮНИДО. Сейчас имеем четырех экспертов, сертифицированных в области энергосбережения по международным стандартам. Параллельно, в рамках долгосрочных мероприятий, провели разработку компьютерных программ для оперативного ежедневного мониторинга потребления тепловой энергии на базе уже упоминавшейся программы «1С – Управление ЖКХ». Сегодня на каждый наш дом составлена регрессионная модель. Если коротко – это планируемое потребление ресурсов на конкретный дом на предстоящий отопительный сезон. Отчетность программа выдает в виде графика, где также отражено количество сэкономленных гигакалорий за сутки и их стоимость. Регрессионные анализы, которые делают наши сотрудники согласно методологии ЮНИДО, это уникальное явление в российском ЖКХ. Сравнительный анализ ожидаемого и фактического потребления тепловой энергии повышает оперативность снятия внештатной ситуации путем корректировки параметров в режиме онлайн, а также каких-либо дополнительных мероприятий.

Внедрение проекта «Энергосбережение» позволило за отопительный сезон 2016/2017 годов сэкономить тепловой энергии на 41 млн рублей. Годом ранее мы сэкономили 27 млн рублей. Стоимость квадратного метра отопления в 2016 году составила 15 руб. 70 коп, в 2015 году – 18 руб. 98 коп. Не менее показательны и такие факты: на 57% снизились аварийные ситуации, на 22% – количество заявок по проблемам отопления.

Все это в полной мере почувствовали и жильцы, которых мы активно обучаем методам энергосбережения, позволяющим существенно снизить затраты на коммунальные услуги. Отсюда и возросший уровень их удовлетворенности услугами нашей компании.

Проект «Энергосбережение», отмеченный дипломом победителя Всероссийского конкурса ENES-2016, не единственное достижение вашей компании в последнее время?

В октябре 2016 года мы получили сертификат о соответствии системы энергетического менеджмента компании требованиям ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Тогда же не менее важный документ – Свидетельство Ассоциации «Союз «Энергоэффективность» о допуске ПКФ «Жилкомсервис» к работам по энергетическому обследованию. Теперь энергоаудиторы нашей компании могут не только профессионально проводить внутренние аудиты по энергосбережению, но и оказывать эти услуги сторонним организациям. Например, в составлении энергопаспортов, присвоении класса их энергосистемам.

Приближается Новый год…

– Всем сотрудникам компании желаю, наряду с житейскими радостями, чтобы их никогда не оставляло желание развиваться. Будет стремление – будут и результаты.

Жильцам – крепкого здоровья, счастья и благополучия. А комфортное проживание мы им обеспечим.

 

Беседовал Алексей ШИЛОБОДИН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя