Вкладывай в людей, остальное они сделают сами

0
53

Марат НАГУМАНОВ, генеральный директор НПФ «Пакер»

 

По итогам рейтинга «Индустриальная элита России» согласно версии портала «Управление производством» глава научно-производственной фирмы «Пакер» Марат НАГУМАНОВ третий год подряд входит в сотню лучших производственных менеджеров России. Предприятие с двадцатилетней историей — лидер в производстве пакерно-якорного оборудования для нефтяной и газовой промышленности в России и СНГ. Находится оно в городе Октябрьский Республики Башкортостан.

 

Бизнес начинается с команды

Семейный бизнес Нагумановых начинался с очень непростой задачи — создать «маленькую Японию» на основе опыта Toyota в центре Евразии и внедрить западные методы управления в сознание людей, выросших при советской власти. Дальше — больше, была поставлена задача вырастить лидеров вокруг себя, иначе добиться достойных производственных результатов в современных условиях невозможно.

Руководителям, которые обладают гибкостью мышления и видением перспективы, многое под силу. По крайней мере, Марату Нагуманову удается  не просто поддерживать, но и постоянно совершенствовать стиль управления НПФ «Пакер». Его сила в том, что, уже достигнув фантастических результатов, он ставит перед собой и своим детищем очередные высокие задачи. К примеру, он убежден в том, что фирма «Пакер» станет одной из лучших самообучающихся, саморазвивающихся и быстродействующих компаний в мире, потому что здесь работают самый лучший персонал и самообучающийся, саморазвивающийся директор. И сомневаться в этом не приходится.

Трудно представить, что деятельность предприятия начиналась с аренды одной комнаты, где располагался конструкторский отдел, а заказы на изготовление отдельных деталей приходилось размещать на разных заводах, в том числе в других городах. Зато сегодня многие инженерные решения НПФ «Пакер» не имеют аналогов в мире и защищены патентами на изобретения и полезные модели. Здесь проектируют и изготавливают практически весь спектр пакерно-якорного оборудования и скважинных компоновок для эксплуатации, интенсификации, капитального ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин, постоянно расширяют комплекс услуг по установке и обслуживанию выпускаемой номенклатуры изделий с выездом к заказчику. Причем пакеры компании работают при очень больших перепадах давления (до 100 МПа). По объемам производства фирма обогнала трех ближайших конкурентов, вместе взятых. Чтобы быть ближе к потребителям, за три года было открыто девять сервисных центров и представительств в нефтегазодобывающих регионах страны. НПФ «Пакер» ставит задачу не просто продавать «железо», а брать на себя проблему заказчика, предлагая ему комплекс готовых решений, ведь так можно реально обеспечить стабильный рынок сбыта.

В 2007 году система менеджмента качества предприятия сертифицирована в TUV Thuringen e.V. и ресертифицирована в 2010 году, что совсем не удивительно, ведь мы говорим о надежном поставщике пакерно-якорного оборудования скважинных компоновок для 250 нефтегазодобывающих и сервисных предприятий России и стран СНГ. В числе заказчиков — ОАО «Татнефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «ТНК-ВР», РУП «ПО Белоруснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», АО НК «КазМунайГаз», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Газпром», ООО «Трайкан Велл Сервис», АО «МангистауМунайгаз», ООО «КАТКонефть» и многие другие. Отметим, что ООО «НПФ «Пакер» — один из самых технологически оснащенных российских предприятий в своем сегменте отрасли благодаря использованию станков Mori Seiki (Япония), Sigma и FMB (Италия), DANOBAT (Испания). Кстати, изучая опыт мировых лидеров, участвуя в значимых форумах и семинарах, специалисты компании объездили половину земного шара.

Руководство фирмы убеждено, что грамотно выстроенный бизнес начинается с хорошо подобранной команды людей, которые готовы постоянно обучаться, развиваться, быть готовыми к новым методам организации производства. Время показывает, что это правило действенно.

В объявлениях о вакансиях мы пишем: «Для создания компании мирового уровня требуются…» А требуются для этого, прежде всего, люди, которые болеют душой за судьбу предприятия, не отделяя ее от своей собственной, которые готовы горы свернуть ради компании, в которой трудятся, — рассказывает Марат Мирсатович. — Самые мощные резервы любого производства кроются именно в сотрудниках. Сумеешь разбудить этот громадный, богатейший, невероятный потенциал и получишь блестящие результаты. Но для этого нужна ежедневная кропотливая работа. Коллектив НПФ «Пакер» сегодня насчитывает чуть больше 700 человек. И первостепенное значение здесь придается повышению профессионального и личностного потенциала каждого. Если ты пришел в фирму «Пакер», то будь готов учиться всему — работе на суперсовременных зарубежных станках с программным управлением, передовым методикам организации производства, новым принципам управления.

За нестандартные, но очень эффективные методы, которыми в «Пакере» пользуются для достижения целей, кто-то сравнил Марата Нагуманова со Стивом Джобсом — легендарным создателем Apple. Бесспорно, имеется в виду стремление играть на опережение и неожиданном взгляде на привычные вещи, благодаря чему Марат Мирсатович уже завоевал репутацию революционера в бизнесе.

 

Составляющие успеха

В сознании промышленной России НПФ «Пакер» неразрывно связана с понятием «бережливое производство». Начав несколько лет назад строить собственную производственную систему, основанную на опыте передовых компаний мира и России и нацеленную на изменение отношения работников к своему труду, здесь добились результатов, посмотреть на которые съезжаются производственники со всей страны — независимо от отрасли, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Для обмена опытом приезжают делегации и из Татарстана.

По итогам 2011 года «Пакер» стал дипломантом премии Правительства Российской Федерации в области качества, в 2012-м завоевал такую же премию правительства Татарстана.

На фирме внедрена эффективная система подачи предложений по оптимизации трудового процесса «Мы хотим жить лучше», впоследствии дополненная программой «Мы за безопасный труд», что в немалой степени стимулирует коллектив к рационализаторской деятельности. Уже несколько лет здесь применяются методы концепции «бережливое производство», в частности упорядочение 5S, «бережливый офис» и «TPM». Термин «TPM» можно перевести как обслуживание оборудования, которое позволяет обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего производственного цикла с участием всего персонала.

Инженерно-технические сотрудники, объединенные в 27 групп, участвуют в реализации программы «Десять ключей» на основе самооценки подразделения каждые полгода, разрабатывают план действий по комплексному улучшению своей деятельности. Порядку, стилю, аккуратности в каждой мелочи придается большое значение, ведь косвенным образом все это связано с ценностями компании.

Сейчас многие кидаются с места в карьер внедрять инструменты «бережливого производства» — это неверно. Если действительно хотите оптимизировать производство, начните с себя, пересмотрите свое отношение к сотрудникам, — утверждает Марат Мирсатович, — прежде чем требовать что-то, займитесь туалетами, раздевалками, столовыми, создайте условия для эффективной работы. Сначала надо давать — люди это увидят и откликнутся.

Основной закон предприятия звучит так: бизнес — это, прежде всего, безопасность труда, а все остальное — потом. При входе в цех или на участок каждый обязан надеть защитные очки и каскетку — неважно, гость это, сотрудник или директор. Весь персонал обучают навыкам оказания первой помощи с ежегодной сдачей экзамена на манекене. Как показала жизнь, не зря: позапрошлым летом случайно оказавшийся рядом сотрудник фирмы не дал погибнуть 9-летнему мальчику, которого без сознания вытащили из воды. «Мы считаем, что одно это, — подчеркивают в руководстве компании, — окупило все наши затраты на обучение людей».

В ближайших планах компании — разработка и сертификация системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда. В августе прошлого года в НПФ «Пакер» побывали представители Toyota Engineering Corporation во главе с генеральным директором, которых пригласили оценить развитие предприятия по главным направлениям. Самый высокий балл, «4» по пятибалльной шкале, был получен как раз за безопасность труда. Японцы, которые, как известно, разбираются в повышении эффективности производства блестяще, посмотрели на НПФ «Пакер» со стороны и дали ценные рекомендации по поводу того, как развиваться дальше.

Именно с целью получения обратной связи «Пакер» участвует в конкурсах, водит по цехам многочисленные экскурсии. За прошлый год на предприятии побывали 76 компаний (только те, кто интересовался «бережливым производством»). А за девять месяцев нынешнего года здесь уже побывало120 делегаций (по обмену опытом)

Ждем от гостей дельной критики — это стимул к дальнейшему росту, — отмечает Марат Нагуманов. — Какой смысл наводить показной лоск? Мы говорим откровенно про свои слабые стороны. Мы за искренность и открытость в любом деле. Пока люди, в том числе собственники и генеральные директора, не начнут общаться, дискутировать, обмениваться опытом, прогресса не будет. А японцы нас все-таки похвалили. По-восточному тонко. В книге отзывов написали: «На предприятии создана своя, особенная корпоративная культура, в основе которой лежит уважение к человеку. У вас многому можно поучиться».

 

Главное — здоровье, остальное наживем

В системе ценностей НПФ «Пакер» этот постулат занимает верхние строчки. Человек проводит на предприятии по восемь часов пять дней в неделю. «Когда же заниматься профилактикой болезней, как не в течение рабочего дня, и кому, как не работодателю?» — говорит Марат Нагуманов. Достижениями в этой сфере «Пакер» славится не меньше, чем опытом построения собственной модели «бережливого производства». Весь коллектив бесплатно кормят горячими обедами из трех блюд, фруктами и выпечкой, в ночную смену вместо супа рабочим дают шоколад.

Медпункт предприятия, один из лучших в республике по оснащенности, давно заменил сотрудникам и их семьям участковую поликлинику. Пять дней в неделю их принимают два терапевта, работают процедурный и физкабинеты, действует дневной стационар. Успели привыкнуть в «Пакере» и к расставленным повсюду термосам с фиточаем (незаменимая вещь в период вирусных инфекций), к сезонной раздаче витаминов в столовой, к фреш-аппаратам, то есть каждый сотрудник имеет возможность ежедневно принимать свежевыжатый апельсиновый сок.

Здоровые, обеспеченные всем необходимым, уверенные в своем будущем работники выгоднее компании, чем больные, нищие и озлобленные, — говорит Марат Мирсатович, — мы оплачиваем сотрудникам абонементы в бассейн и тренажерные залы (абонементы в бассейн получают в том числе и члены их семей), выделяем деньги на стоматологическое лечение, санатории.

Директор фирмы активно поддерживает занятия спортом и ведение здорового образа жизни личным примером. Но речь идет не только о спорте, а о пропаганде отказа от курения и алкоголя. На предприятии разработана система стимулирования, включая ежемесячную выдачу некурящим трехкилограммовых наборов фруктов и сладостей для семьи. Более того, курильщиков (все они пересчитаны и записаны) директор по одному приглашает к себе в кабинет, проводит убедительные беседы и в итоге получает расписку с обещанием бросить курить к определенному сроку. На медслужбу при этом возлагаются контролирующие функции. Эта политика дала свои плоды — из 182 курящих с сигаретами расстались 110 человек. Что касается любителей алкоголя, то с ними борются жестко, вплоть до увольнения.

Я делаю то, чем, в принципе, должны заниматься государство и общество, — пропагандирую здоровый образ жизни, — говорит Марат Нагуманов. — Не люблю пессимистов, которые говорят: нереально. Главное, чтобы человек пытался что-то изменить, только так можно идти вперед.

Сейчас в НПФ «Пакер» активно поднимается тема промышленной медицины и индустриальной психологии, которая помогает свести к минимуму негативное воздействие производственного процесса на физиологию человека. Почему сотрудники российских предприятий часто не доживают даже до пенсии? Как добиться, чтобы они работали с большей отдачей и не теряли при этом здоровье? Подобные вопросы, по мнению Нагуманова, пора выносить на государственный уровень, ведь создавать высокотехнологичные продукты способны только физически и психологически здоровые люди. В СССР был наработан хороший опыт в этой сфере. Сегодня мы  вновь вплотную столкнулись с необходимостью разработки государственной программы, которая будет содействовать здоровьесбережению сотрудников предприятий и созданию благоприятных условий труда на научной основе. Если компания активно поддерживает социальную сферу, занимается оздоровлением коллектива, оплачивает путевки в санатории и абонементы в бассейны и спортзалы, почему бы государству не компенсировать часть ее расходов по возвратной схеме, к примеру, путем уменьшения налогов на прибыль?

А вообще необходимы государственные институты, формирующие научную базу повышения эффективности труда, сборники с рекомендациями по созданию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе, специализированные промышленные психологи, владеющие зарубежными методиками.

 

Нет чужого горя

Год назад на предприятии было решено организовать кассу взаимопомощи. Все желающие ежемесячно вносят в нее небольшую сумму и знают: если случится беда, материальную поддержку окажет не только администрация предприятия, но и коллектив. Вскоре родилась новая идея — общими силами можно помогать и другим.

Есть у Марата Нагуманова еще одна мысль, которую он старается реализовать. Люди часто остаются одни со своим горем, к примеру, с больным ребенком, и зачастую не знают, куда обратиться. «Предлагаем, — говорит директор НПФ «Пакер», — запустить в республике проект, аналогичный «Русфонду». То есть можно создать сайт, выложить туда фотографии детей, истории их болезни, цену операции. Думаю, многие не останутся безучастными».

Ширится поток обращений непосредственно на предприятие, которому, конечно, в одиночку всех не спасти. Как считают в компании, необходимо вырабатывать системный подход к оказанию благотворительной помощи, привлекая и другие предприятия. Впрочем, зная инициативность Марата Нагуманова, нет сомнения в том, что он сам создаст свой благотворительный фонд, нежели будет ждать, что кто-то что-то захочет сделать в этом плане. Ведь он привык действовать.

 

Уходить от ручного управления

— Наша главная задача — построить процессную организацию, где все работает «на автомате», — рассказывает директор о ближайших планах предприятия, — где каждая служба выполняет свои функции и каждый сотрудник четко понимает, что он должен делать в рамках общих целей. А пока у нас, как во всей стране, ручное управление. От него пора уходить. Один из инструментов процессного подхода — разработка и внедрение ключевых показателей эффективности, так называемых KPI. Они позволяют математически точно оценить результативность отдельного работника, подразделения и компании в целом, отражают всю картину внутренних процессов, а главное — помогают сотруднику понять, что его зарплата напрямую зависит от его личного вклада в общее дело. На Западе технология мотивации KPI применяется давно и успешно, правда,  в российскую практику она только начинает внедряться.

— В первую очередь мы провели семинар для всех руководителей служб и с привлечением

внешнего консультанта разработали стратегическую карту предприятия на 2013-2015 годы, — рассказывает куратор проекта, руководитель экономической службы Гульнара Халилова. — Это своего рода дерево целей, где прописаны уровни роста предприятия. Следующим этапом должна стать разработка страткарт по восьми основным направлениям, пока готовы три из них. Далее планируем спускаться вниз, разрабатывая целевые карты с показателями KPI по должностям — от руководителей до каждого рабочего. Самое ответственное — подобрать правильные персональные показатели KPI и встроить их в общую стратегию развития компании, чтобы работники разных служб действовали слаженно и вместе шли к единой цели. А цель НПФ «Пакер» — рост совокупного дохода сотрудников за счет роста рентабельности собственного капитала предприятия.

— Под совокупным доходом сотрудников мы понимаем и зарплаты, и путевки, и питание, и свежевыжатые соки, — уточняет Марат Нагуманов. — Это оптимальный подход, который должен быть внедрен повсюду. Российский бизнес завязан на рентабельности и объеме продаж. Пока собственники не поймут, что начинать нужно с другого, результата не будет. Главный капитал любого предприятия — высокомотивированная, целеустремленная команда. Вкладывай в людей, остальное они сделают сами.

 

Мы власть не критикуем, мы только ей подсказываем

По итогам 2012 года «Пакер» вошел в top-30 инновационных высокотехнологичных предприятий страны (из Башкортостана в него не попал больше никто) и получил хорошую трибуну для подобных «подсказок». Прошедшей весной руководителей «тридцатки» пригласили на совещание к российскому вице-премьеру Владиславу Суркову, курирующему инновации, и попросили поделиться идеями, а именно: какими действиями «сверху» можно подтолкнуть развитие науки и технологий? Свои предложения глава НПФ «Пакер» изложил на шести листах. Главная мысль — разработка, освоение и продвижение на рынок отечественных инновационных продуктов должны находиться под контролем и покровительством государства, как это делается на Западе.

— Есть соответствующие государственные программы. Но все они страдают размытостью и неопределенностью приоритетов, — считает Марат Нагуманов. — Обозначены только направления. Между тем участие государства в развитии промышленного сектора экономики очень важно для России. Образовав тройственные союзы «государство — производитель — государственная компания», Россия сможет продвинуться далеко вперед в построении «умной» экономики.

 

Какие принципы должны лежать в основе взаимоотношений инновационных компаний с властью?

— От правительства требуется обеспечить открытость и прозрачность действий государственных компаний, работающих в стратегически важных отраслях, и ограничить участие зарубежных производителей в тендерах на закупку оборудования. Необходимо на высшем уровне стимулировать инвестиционную активность в приоритетных отраслях на НИОКР, поощрять альянсы российского производителя и госкомпаний, способствовать продвижению отечественных продуктов за пределы страны. Те же нефтяники, газовики должны отвечать перед государством за такой показатель, как внедрение и освоение российской инновационной техники.

Как предлагаете решить вопрос финансирования опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ?

— Если НИОКР оборонки и армии государство оплачивает из своего кармана, то бюджетного финансирования этих работ в гражданской сфере фактически нет, и власть напрямую не способствует развитию отечественного машиностроения. Мы, российские производители, сами находим средства на НИОКР, изготавливаем продукт и предлагаем для внедрения нефтяникам. Они производят оплату только после успешных испытаний, а если что-то пошло не так, разработчики остаются ни с чем. Поэтому российским производителям трудно конкурировать с зарубежными, у которых есть значительный запас средств, так называемая «подушка», чтобы спокойно ждать результатов испытаний. Считаю, было бы целесообразно по аналогии с постановлением Правительства РФ №218 сформировать четкую схему субсидирования инновационных предприятий, сделав процесс получения материальной поддержки от государства простым и доступным. Требует изменений и принцип финансирования НИОКР госкомпаниями. Сегодня, выделяя разработчику средства на создание современной техники и технологий, государственная нефтяная компания ставит условием передачу ей права на интеллектуальную собственность. Между тем обладателем исключительных прав на свою продукцию должен оставаться сам разработчик. Тогда он сможет реализовывать ее и другим потребителям, а полученные доходы направлять на новые разработки.

А схему поддержки инновационных предприятий я вижу следующим образом. Если конкретная российская компания обнаружила потребность в оборудовании или продукте, какого на отечественном рынке пока нет, но его внедрение повысит энергоэффективность добычи нефти и газа, снизит затраты и так далее, то разработка подобного оборудования может стать стратегически важной для развития промышленной экономики страны. Как показывает практика, для решения этой задачи большинству российских производителей не хватает ни интеллектуальных, ни финансовых ресурсов. Но если есть инициатива и четкое понимание, какой инновационный продукт надо создать, она вполне может стать головным исполнителем, который получает от государства субсидию на его разработку и может привлекать к исследованиям другие предприятия, научные институты, зарубежных партнеров. При этом важно, чтобы головной исполнитель получил целевое финансирование сразу и мог инвестировать средства в развитие своей производственной базы. Взамен он обязуется в установленные сроки продукт разработать, запустить в производство и успешно реализовать на рынке, а государственные органы контролируют технико-экономические показатели субсидируемой компании. Если исполнитель не достиг запланированных показателей и не обеспечил поступление в бюджет установленных сумм, недополученные средства можно компенсировать частичным возвратом субсидии с учетом процентов.

Вы также инициатор создания испытательных полигонов, которые могли бы арендовать производители наукоемкой продукции.

-Без этого звена никакие инновации в России не смогут воплотиться на практике. Производителям, а тем более малым и средним предприятиям, строить и содержать испытательные базы не по средствам. Одно из решений — открытие отраслевых испытательных центров для приоритетных направлений развития. Правительство, на мой взгляд, должно определить регионы, где целесообразно создать такие центры, выделить средства на покупку или аренду земли, строительство технопарка и необходимой инфраструктуры. Было бы хорошо, если бы полигон работал в круглосуточном режиме, а стоимость испытаний не была бы слишком высокой, чтобы на затратном этапе НИОКР довести продукт до внедрения.

Ваш рецепт продвижения отечественных продуктов на внешние рынки и снижения импортозависимости?

— Мы предлагаем создать государственные отраслевые предприятия или кластеры. Они будут выполнять функции посредника, инициировать переговоры с потенциальными заказчиками, а об эффективности их работы можно судить по динамике продаж на мировых торговых площадках. Если говорить о российских производителях нефтегазопромыслового оборудования, серьезным препятствием для их выхода на международные рынки является отсутствие сертификации по стандартам API (Американского института нефти). Аналогичный институт, финансируемый за счет государства, можно было бы создать в России, чтобы он взял на себя сертификацию и лицензирование иностранных продуктов и услуг, и на этой же базе логично сформировать консультационный центр по получению российскими производителями сертификата API. Также институту можно поручить составление рейтингов компаний, поддерживаемых государством, чтобы те продавали свои продукты и услуги на приоритетных началах, и создание банка данных новых зарубежных продуктов и технологий, которые сертифицируются в России. Это будет способствовать внедрению передовых мировых разработок в стратегически важные отрасли.

Выступая от имени производителей, добавлю, что для продвижения внешнеэкономической деятельности нам необходимо ориентироваться в конъюнктуре, знать состав участников мировых отраслевых рынков. Не помешал бы выпуск справочника, где будет собрана информация обо всех мировых потребителях по отраслям и отдельно о тех зарубежных предприятиях, с которыми Россия уже наладила сотрудничество.

Что касается кадрового голода на предприятиях машиностроения, предлагаю рассмотреть следующую схему. Промышленные предприятия сами выступают инициаторами создания групп для обучения нужным им специальностям. Во время учебы студент получает сопоставимое с зарплатой государственное пособие (к примеру, 10-15 тысяч рублей), но подписывает договор, согласно которому обязуется отработать по данной специальности определенное время (от года до пяти лет). Причем если человек получает рабочую квалификацию, размер пособия у него выше. Нуждаются в пересмотре также программы профессиональных лицеев, колледжей и вузов. Для начала надо переобучить за границей преподавателей, чтобы они могли читать такие курсы, как инструменты «бережливого производства», 5S, «TPM», «СМК», управление рисками, процессный и проектный подход, психология управления, развитие лидерских качеств, культура решения проблем, участие в мозговых штурмах и т. п.

Будем надеяться, что многие ваши предложения будут приняты на вооружение властями. Удачи вам во всем!

 

Бесспорно, Марат Нагуманов — самый неординарный руководитель самой амбициозной компании в Башкортостане. Зная, как здесь работают, как вкладывают душу в производство, можно смело сказать, что именно такие компании способны вывести нашу страну в разряд самых передовых  держав.

 

Гузель ХАСАНШИНА

Фото Альберта ЗАГИРОВА (газета «Республика Башкортостан»)

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя