Представляя на прошедшем инвестиционном форуме республики бренды Казани, Ильсур Метшин особо выделил образ Казанской Богоматери. Иностранные гости, прибывшие на ежегодное собрание Европейского банка реконструкции и развития, были извещены о стратегическом курсе туристской политики администрации города — создании в столице Татарстана всемирно известного паломнического центра. Такого, к примеру, как боснийское Междугорье, куда в год прибывает больше трех миллионов пилигримов. Или Лурд и Фатима. Отрасль в республике, судя по заявлениям официальных лиц, ждут большие перемены. Ей собираются предоставить роль локомотива экономик 13-ти исторических городов Татарстана и десятков районов, располагающих историко-ландшафтными достопримечательностями. Что же она собою представляет, из чего складывается потенциал, который предстоит задействовать?
В ближайшее десятилетие объем российского рынка туристических услуг практически удвоится. Такой вывод содержится в докладе «Россия. Влияние туризма на рынок труда и экономику», представленном в Москве Всемирным советом по туризму и путешествиям (World Travel & Tourism Council, WTTC). По прогнозу экспертов, прямые и косвенные доходы в 2006 году составят $12,4 млрд, а в 2016 — $20,4 млрд. «В следующем десятилетии Россия имеет возможность стать одной из крупнейших экономик путешествий и туризма», — заявил президент WTTC Жан-Клод Баумгартен. В то же время в докладе содержится критика российского правительства за отсутствие благоприятного делового климата в стране, а расходы государства на развитие туризма оценены как «неадекватные нуждам быстро развивающейся индустрии» — они составляют 2,7% от общих расходов правительства и, по мнению WTTC, «вряд ли будут расти». Между тем быстрее всего в России развивается не въездной или внутренний туризм, а выездной.
НЕДАРОМ ПОМНИТ ВСЯ РОССИЯ
Диву даешься, когда читаешь полуистлевшие страницы какого-нибудь «Русского туриста» или «Русского эмигранта», выходивших в России задолго до Октябрьской революции. Такая «унавоженная» почва — именно внутреннего, въездного туризма создавалась сто лет назад! Развивавшегося при открытых настежь дверях на Запад. Начался массовый туризм у нас с путешествий в «Таврические» — крымские земли. Потом и Кавказ. Почему туда? Аристократия давно обосновалась на курортах Франции, Испании и Германии. Ее впечатления, определявшие общественную жизнь, литературную периодику, влияли на потребности культурного класса страны. Требовался аналог Альп, Пиренеев, Лазурного берега (выросшего, к слову, на русские деньги). Туда тянули и экономический бум, романтика «порто франко» Одессы, напоминавшей Марсель. Клуб сильно переплетался в своей работе с деятельностью Общества любителей естествознания. «Крымский горный клуб», открывшийся в Одессе в 1890 году, взялся за коммерческую экскурсионную работу, наводнил рынок рекламой, запустил периодику. Отделения «Крымско-Кавказского клуба» действовали во многих городах страны. Именно как организации внутреннего туризма: в Москву, к днепровским порогам, на Урал. Его члены и сторонники во всех кругах общества создавали общественное мнение. Не удивительно, что перед революцией у нас уже существовало мощное школьное движение краеведов, что под нужды его пересматривало свои планы и методики министерство народного просвещения. А на железных дорогах для путешественников из школ и гимназий удешевили тарифы, ввели бесплатный проезд для начальных классов, посещающих объекты на расстоянии до 50 км. Были и другие бюро, фирмы, но основу заложил все-таки ККК. «Российское общество туристов» даже переросло «клуб», объединило внутренний и зарубежный туризм, стало глашатаем движения: издавало журналы и газеты. А «Русское горное общество» протянуло свое существование вплоть до 1927 года — конца НЭПа, когда, по существу, стали сворачиваться акционерные начала в работе фирм, а их всех потянули под руку ВЦСПС. И пролетарских, и прочих.
В советское время страна ездила по внутренним маршрутам. Но Казань была городом закрытым, иностранцев хоть и привечали в «вотчине» ленинистов, но дальше порога дозволенных к досмотру мемориалов и международных летних лагерей не пускали. Другое дело — соотечественники. Им, особенно молодежи, объятия прямо навязывали. Город был востребованным по всем статьям. До 600 тысяч экскурсантов проходили в год через Казань.
Хаять то время грешно. Такого разнообразия маршрутов, стремившихся компенсировать отсутствие закордонных путешествий, теперь не скоро и дождешься. Были всероссийские, республиканские, местные, семейные, комбинированные «тропы», по стране курсировали турпоезда — типа теплоходов. Была и масса баз, которые строили и содержали предприятия и организации. В Казань на Волгу толпами приезжали отдохнуть москвичи, питерцы, мурманчане, норильцы, измаявшиеся в своем Заполярье. Вообще вся Россия стерлядку кушала на наших берегах. В 1990 году базы за летний сезон обслужили у нас 160 тысяч туристов и 670 тысяч экскурсантов. Гигантская цифра. Целая индустрия отдыха. В порту в сезон протолкнуться было нельзя: теплоходы, толпы… У каждого борта по десять автобусов. Не то, что теперь, когда у причала жмутся одинокие кораблики, уже и не белые даже. Они вообще на маршруте теперь живут как в песне — «встретились, как в море корабли». У причалов все «скорее-скорее»: место дорогое — 2000 рублей в сутки. И куда плавать, если маршрут до исторического Валаама, про который в прошлом курили фимиамы, стоит «от двадцати» тысяч рублей.
Позволяла ли советская инфраструктура принимать такие толпы путешественников? Бюро путешествий и экскурсий имело свои теплоходы, свои автопарки, гостиницы «Турист». Туристов обслуживали многочисленные гостиницы типа «Совет», «Волга», «Казань» — недорогие и непритязательные. Инфраструктура и «завалилась» впоследствии, в том числе еще и потому, что поток повернул в сторону границы.
Оживать внутренний туризм начал с Краснодарского края, где кроме отдыха и вина ничего-то и нет. Там изначально, десятилетиями строили курорты. И волей-неволей должны были раньше прочих приводить их в порядок. И они становятся постепенно конкурентоспособными. Гостиницы приводят к определенному стандарту, понятному путешественнику любой национальности, который недоумевает от классификации гостиничного номера типа «улучшенный с раковиной».
Хорошо подстегивает развитие туризма, его индустрии и проведение международных — и не только встреч, конференций, съездов. Особенно соревнований. В Казани тоже это ухватили, и столица просто не успевает встречать гостей многочисленных форумов.
Бизнесменов, вкладывающих деньги в особые туристические зоны, планируется освобождать от уплаты налогов на имущество и землю на первые пять лет своей деятельности. Резиденты, ведущие бизнес в ОЭЗ, будут платить пониженную ставку на прибыль — 13,5%. Предлагается также снятие 30-процентного ограничения на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Эти деньги будут поступать в бюджет субъекта Федерации. Казалось бы, просто сказка. Однако еще до вступления в законную силу проект особых туристических зон успел вызвать оживленные споры. Дело в том, что, по данным Федерального агентства по туризму, бюджет проекта позволяет организовать только 3 — 4 зоны. Ведь цель проекта — не поднимать туризм в России вообще, а создать качественный продукт на определенной территории. На сегодняшний момент наиболее привлекательными зонами считаются Краснодарский край, Байкал и Тверская область.
В прошлом году прошел первый в России конкурс по созданию туристско-рекреационных зон особого типа. Практически каждый регион страны с таким ресурсом разработал проект и прислал его в Москву. Выбрали семь проектов, в реализацию которых пойдут бюджетные деньги, для которых будет создан льготный налоговый режим. Пока наша заявка — на Камские Поляны — не прошла.
В республике туристическое зонирование выделяет несколько территорий. Казань с окрестными районами, насыщенными замечательными памятниками. Спасская зона с Болгарским заповедником, Чистопольская: дом-музей Пастернака, Гаяза Исхаки, природные угодья. Билярская — включает музей-заповедник, Святой ключ как место паломничества, детские лагеря, усадьбу Арбузовых с усыпальницей. Одна из наиболее разработанных — зона Елабуги, где самое замечательное сочетание природных и цивилизационных факторов. Масса старой купеческой застройки. Музей под открытым небом, где одно за другим свершаются значимые события, поддерживающие туристическую репутацию города: встреча-съезд со всего мира потомков Шишкина, художественные пленэры, усадьба Дуровой, парк «Нижняя Кама», отличные условия для строительства лечебно-оздоровительных баз. Тетюши поскромнее, но и они располагают потенциалом — усадьбой Молоствовых, заказником Долгая Поляна. У Камского Устья единственные в своем роде достоинства — прекрасные сталактитовые и сталагмитовые пещеры.
Туристские ОЭЗ — не новое явление в мировой практике функционирования разнообразных особых экономических зон. В 120 странах насчитывается свыше трех тысяч различных ОЭЗ с годовым оборотом $600 млрд. Для России в настоящее время создание именно ТР ОЭЗ стало делом государственной важности, так как страна быстро теряет туристическую привлекательность: в 2005 году наблюдался существенный отток гостей, и почти втрое замедлились темпы роста турбизнеса, составив 23,5%, по сравнению с 66,7% в 2004-м. Потенциально прибыльная индустрия второе десятилетие никак не может избавиться от многочисленных проблем.
ПОНОЧЕВЩИКИ
Наша «ресурсная база» исчисляется статистиками по ночующим посетителям. Гостиничная сводка принята за основу во всем мире. 638 тысяч человек — таков итог 2005 года. Результат 2006 года примерно такой же — во всяком случае, не меньший, поскольку гостиниц стало больше. А вот экскурсантов посчитать практически невозможно. Счет ведется только по посещениям Кремля, который никто не может миновать. Даже те, кто, экономя на услугах здешних экскурсоводов, никак не отмечаются в местных фирмах. Крутят магнитофонные записи рассказов гидов, сделанных пиратским образом. Вот «кремлевцев» у нас порядка полумиллиона на республику. Около ста тысяч приходится на Елабугу, тридцать принимает Болгар. Вообще же туристы могут быть и чисто камскими — до Елабуги, чисто болгарскими — из Ульяновска, Самары. Поди, сочти их всех …
В денежном выражении за туристско-экскурсионное и санаторно-курортное обслуживание республика получает примерно 1,3 млрд руб. Гостиничные услуги сюда не входят. Торговля, питание, транспорт — тоже. Хотя методики подсчета «всего и вся» — довольно сложные — имеются. На «глазок» удельный вес туристических и гостиничных услуг в ВРП определяют примерно в 2%. Примерно. Потому что точно никто и нигде эту цифру не выведет. Есть, конечно, страны, живущие на туризме и зарабатывающие за счет его до трети ВВП. Многие развитые страны показывают 7%. Эту цифру, наверное, надо считать нашим верстовым столбом. Потенциалом нашего роста.
Как используется потенциал туризма в нашей республике? Сказать определенно — в процентах — сложно. Но совершенно ясно, что, например, прекрасные спасские церкви, не вовлеченные в туристический оборот, со временем будут только терять свою привлекательность. Даже при хороших госзатратах на ремонт. А в составе разработанного маршрута они будут только прибавлять свой потенциал.
На государственном учете состоит более шести тысяч объектов культурного наследия, в том числе 1555 из них — на государственной охране федерального, регионального и местного (городского, районного) значения. По сравнению с 1990 годом (835 объектов культурного наследия) количество памятников истории и культуры, находящихся на государственной охране, увеличилось почти на 50%.
БЛАГОЕ — НЕ БЛАГОДАРЯ…
Казань сегодня не имеет никакого стиля. Хотя все поражаются переменам в ее облике: похорошела! Но забывают прибавить — вульгарно! У нас турки строят здания в «европейском» стиле. Его еще называют язвительно «итальянским». Площадь Тукая, историческое Кольцо, совершенно уничтожена «Кольцом» супермаркета. Уничтожен окончательно замысел архитекторов, поставивших в свое время доминанту будущей застройки — финансовый институт на верхней, доледниковой террасе. От той поры осталось какое-то фрагментарное обрамление Кольца сталинскими пятиэтажками. В хрущевское и брежневское время перспективу закрыли сундуком «Детского мира», этажеркой «Татарстана», завершили дело вогнутая зеркальная стена пенсионного фонда и пресловутое «Кольцо».
Исторический бульвар призван утвердить симбиотический стиль — от Запада и Востока. Как его понимают в архитектурных и властных коридорах Казани. Идея такая: мы решили прогуляться по городу — и что? Теперь нас везут по городу от порта, вокзала до Кремля — мимо университета. Есть на что поглазеть. Кремль непрестанно улучшается, обновляется, обретает новые достопримечательности: ханский мавзолей, пушечный двор, картинную галерею, эрмитажный центр, Кул-Шариф, Благовещенский собор. По Кремлевской мы пройдем до университета мимо Александровского и Чернояровского пассажей, Петропавловского собора. Спустившись на Баумана, — надо только как-то миновать развалины «Казани», — мы попадем в зону пешеходной улицы. Тоже интересно. Одна копия кареты Екатерины чего стоит! Но на этом — все. До изомузея, до Варваринской церкви, до мечетей Старотатарской слободы добираться надо особым порядком.
К тысячелетию задумывали вынести движение в районе Кольца на эстакады, соединив Петербургскую и Баумана в громадный пешеходный проспект. Были и более широкие планы, которые могли собрать в одно технологическое целое наши «древности». Но им не суждено было сбыться. Между тем мало кто еще имеет такую акваторию, как Казань. Набережные! Вот что лежит в основе «технологической линии», запускаемой проектом исторического бульвара. Буквально во всех городах они работают в режиме нон-стоп, круглосуточно. У нас — увы и ах! На «Хрущевский вал» — так официально называют эту дамбу — ночью можно выйти только в сопровождении собаки и с фонариком: на столбах давно погасшие плафоны. Даже к тысячелетию иллюминации не наладили. Между прочим, в самое первое время после открытия речного вокзала на его причалы, в скверы, буфеты, где единственно в Казани подавали свободно бутерброды с икрой, ломились толпы со всех концов города. Семьями! Почти народная традиция образовалась. И в советское время по набережным, пусть и лишенным признаков благоустройства, любили прогуляться наши земляки. Думали власти даже пустить вдоль дамбы объездную дорогу, но и эти планы угасли, оставив по себе пару-тройку остановочных павильонов, утонувших в кустах. Может, теперь, в рамках «Араиса», наладят туристический, прогулочный, пешеходный конвейер?
Впрочем, проект амбициозен и претендует на большее: сотворение нового архитектурно-исторического облика города, утратившего в последние годы сотни зданий, хранивших память о событиях и людях, живших здесь. Проект отвечает масштабной задаче замены старой, «региональной» губернской физиономии города на внешность респектабельного господина, по-столичному солидного и азиатски яркого, броского даже. Процесс, собственно, уже запущен. Работа идет по нескольким направлениям: официальному — воздвигнут Дом Правительства, гостиничному — «Мираж», развлекательному — «Пирамида», спортивному — «Баскет»… Россыпи маркетов, гостиниц, банков. Хаотические россыпи, которые сообщают облику славной столицы какое-то базарное буйство. В отсутствие генплана обуздать это своеволие, по мнению некоторых умов, может только какая-то сверхзадача. В данном случае — национально-ориентальная. Евразийская.
Собственно, аспектов у проекта много, достаточно и спорных моментов. Оставим их в стороне. Но главная его претензия — на статус культурно-туристической Мекки Евразии — может дать городу немало полезного. Тридцать объектов на берегу Казанки, конечно, не появятся. Но что-то из этих роскошных «порталов», «садов Эдема», «дворцов Гулистана» перейдет с кульманов на наши скудные северные почвы. Пусть даже и в виде диснейлендов. Их явно не хватает. И Булаку, куда свернет бульвар, достанется: он, наконец, приобретет приличный вид. Как и мосты через него. Недурно было бы соединить его, как встарь, с Казанкой и Кабаном, пустить прогулочные пароходики. Тогда была бы просто лепота! Парадиз, какого в городах Поволжья более не встретишь. Такой маршрут, такой конвейер мог бы притянуть и тысячные толпы, и потоки инвестиций.
Проект мог бы и хоть как-то возместить провал планов превращения зоны Старо-Татарской слободы, территории Сенной площади в туристическую Мекку. И даже спасти остатки исторической застройки от исчезновения. У нас часто делают благое не благодаря, а вопреки.
В Елабуге в этом плане поступают умнее. Глава администрации так и говорит: туризм и «зона» — главные задачи. Исторические здания, особняки отдают организациям, коммерсантам, банкам с условием проведения ремонта по планам, составленным с учетом туристических, культурных требований. Среда таким образом работает и на историко-культурные цели, и на современность. И организационно вопрос решен не так, как в других местах, где музеи нередко стоят в стороне от туризма: дескать, наше дело сохранять реликвии! В Елабуге основной поток туристов идет через музей-заповедник.
ЕХАЛИ КИТАЙЦЫ…
Есть такая категория туристов — двинутых на теме. На объекте. В Елабугу, к примеру, постоянно едут — поплакать, помолиться на гвоздь, на который накинута была та самая веревка. Чушь, конечно. Гвоздей наколотили с той поры массу. Но им и неважно. Паломники.
Раифа — она что, туризмом не занимается, что ли? Свечи на тысячи берут, треб заказывают немерено, венчаются, окрещаются, в купели ледяные окунаются… Пекарня, озеро, гостиница. На редкость удачное коммерчески-религиозное предприятие. И епархии, и властей. Есть, однако, проекты ударные. В мире существует структура, которая работает под патронатом Ватикана и занимается тем, что координирует поездки паломников по местам явления Божией Матери. Это Лурд, Фатима, Ченстохов. В этих городишках собираются миллионы паломников. Еще одно такое место, интересное для них, появилось в России. Неведомо, будут ли здесь собираться столько же людей. И как быстро сформируется здесь комплекс наподобие упомянутых. Но комплекс этот нужен и церкви, и городу. Месту встречи двух религий. Ведь и с точки зрения мусульман Мария — первая женщина, равная пророку. Мать пророка, для которой написана сура «Мариам».
Другое дело, что православные паломники, приезжающие в Казань, интересуются не только уникальным образом Казанской, но и Раифой, и Седмиозерным монастырем, Свияжском, Петропавловской церковью и т. д. Мощами Гурия и Германа. Святынь много. Вопрос, где людям ночевать? Их много. Еще больше желающих. Будет гостиница на сто мест — она будет заполнена. И на двести, и на триста… Россия большая. Пока проблема самая важная — людям по приезде сюда просто негде жить. Паломники — люди небогатые. В Петербурге, к примеру, койко-место в епархиальной гостинице стоит 150 рублей в сутки. Суточный рацион обходится в 50 рублей. Такое дело надо уметь поддержать. Между тем, их епархиальные гостиницы заполнены постоянно. И посторонних людей, не имеющих отношения к паломникам, сюда не пускают. Только по согласию старост местных приходов, настоятелей монастырей.
Есть ли в Казани своя индустрия — памятных знаков, буклетов, подарочных свечей, церковной посуды, дисков с записями, икон, платков и прочего, на чем можно заработать?
Пока нет. Заказы выполняются на стороне. Будет ли такое производство — вопрос. Оно требует вложений, специалистов.
А вот старое «культовое» место заброшено. Цветы клумб ленинских мест подувяли. Но есть надежда, что новые поколения садовников приведут их в порядок. Отработанные ленинские маршруты поддержат разбогатевшие китайские коммунисты. Они прямо без ума от счастья прикосновения к истории — в отличие от соотечественников, обретших в дешевых турецких отелях землю обетованную и потерявших представление о реальности. У китайцев план. Наметили миллион выпустить для знакомства с Россией — миллион и выпустят. И всех прогонят через ленинские места, будьте уверены. Слухами земля полнится — о том, что китайцев-туристов с некоторых пор у нас стало полным-полно. Может и вообще отдать ленинские места, утратившие прежнюю позолоту в долгосрочную аренду «Поднебесной»? А то ведь просто срам.
Главное, китайца, как и старорежимного советского человека, совершенно не смутишь соседством с кокушкинскими реликвиями железобетонных бараков. Они к святыням — как к чаше Грааля.
СИДИМ НА ЗОЛОТЕ, А ВЗЯТЬ НЕ МОЖЕМ
Вспомним сочинские курорты. В советские времена, когда ехать, собственно, кроме них и Болгарии, было и некуда, Гагры считались верхом совершенства. Когда шлюзы открыли, когда пошла битва за собственность, Сочи превратился в отстойник.
1998 год на какое-то время парализовал массовый туризм, а затем развернул потоки, частично — в сторону родных «палестин». Но что было предложить туристу в дополнение к «нетленке» национальных святынь? Прогнившие насквозь базы, разбитые душевые, грязные столовки? Люди-то ведь кое-что узнали, стали требовать стандартный набор удобств.
Если разуметь под «золотом» божественную натуру, храмы — то да, кладовая полнехонька. Но как извлечь ценности из нее? Как запустить их в оборот? Человек современный, по сути, потребитель: рассуждает по формуле «я и природа», а не «природа и я». Он готов выкладывать средства, но за полноценный продукт. А у нас только части его. Премьер наш неустанно критикует транспортников, город за неприглядный вид вокзалов, отбивающий охоту к дальнейшему знакомству с Казанью. И к тратам в ее общепите, магазинах и т. д. Но даже если гость продолжит свое путешествие, решится на ночевку, что его ждет? Деловой визит у нас провести легче, чем туристический: гостиницы с соответствующим набором услуг уже есть. Но гостю со скромным достатком что делать? Ему требуется отель в две-три звезды со стандартными услугами. Есть у нас удовольствие доступного и опрятного ночлега? И не в бывшей заводской общаге типа казармы, которая, замаскировав увядшие «прелести» 70-х годов прошлого века, ведет себя как наглая и жадная девка с панели, дерущая втридорога с клиента, — а в чистом уютном пансионате вдали от трасс? Остается пожать плечами и ограничиться сакраментальным: а что вы хотите? Шлейф треклятого прошлого, родимые пятна социализма. На это нынешний путешественник, не избалованный халявой профсоюзных путевок, платящий за удовлетворение своего эстетства кровными рублями, покажет фигу — и не в кармане. И посоветует побыстрее изживать «пятна». Это прямо кошмар — ночлег в России. «Душа уязвлена» всегда и везде какой-нибудь неистребимой «Тоймой», не желающей исчезать в пучине прошлого.
В советские времена туристов делили на «матрасников» и «рюкзачников». Первые желали себе мягких перин. Вторые были довольны и крышей над головой. Они, собственно, и сейчас водятся — под именем экстремалов. Но уже другой генерации. Трудности для них дело первостепенное, но и они их потребляют только в дополнение к комфорту. Вымазался в грязи и — в горячую ванну! А не под мокрый куст. Потом, значит, в бар сходить, за прочими удовольствиями. Таким он стал под влиянием многочисленных продавцов комфорта. Они, угадывая его страсть к рыбалке, дополняют образ сурового рыболова импортной штормовкой, японским спиннингом, дорогим трубочным табаком, а также избушкой с камином, мягкой мебелью и погребком. Ничего не попишешь: все хотят нажиться на аппетитах потребителя!
Огромными усилиями на местах все-таки составили «прединвестиционные» предложения — описали районы, где можно развивать туризм, назвали потребные для этого средства. Сейчас они, проекты, стали появляться. Причем во многих регионах республики. Муниципальная реформа к этому подтолкнула. Людям стало интересно. В Лаишевском районе появилось даже специальное подразделение, которое составило целых десять проектов: по Державину, озерам — памятникам природы, Волжско-Камскому заповеднику… Есть там и праздник «Каравон» — явление этнографического, песенного туризма. Общий размер инвестиций, необходимых для их осуществления, — 442 млн руб. Все рассчитано по этапам, с уровнем рентабельности, с объектами — развлекательными комплексами, рыбацкими деревнями, этнографическими центрами, кемпингами, стоянками, ценами, турпотоками.
Этим делом активно занимаются и в Федеральном агентстве по туризму. Составляется реестр инвестиционных проектов, площадок. А там возможности уже другие. Проекты, представленные туда, попадают на инвестиционные форумы, в электронные средства массовой информации России и мира. В справочники, на выставки. В списки агентства «Росбизнесконсалтинг», активно подыскивающего инвесторов. Что может их привлечь? Определенный уровень гарантий: прежде всего, на предмет выделения земли; аренды, покупки и т. д. Правила игры начинаются с этого. И с этого определяется, насколько серьезно заинтересована территория в туризме. Как, к примеру, устроено дело в Турции? Вся инфраструктура находится в руках государства. Оно ее создает и потом отдает участки в долгосрочную аренду. Там строятся отели. С них какое-то время не берут налоги. И инвестиции текут потоком.
Проблемой были причалы, из-за отсутствия которых туристы теряли время, добираясь до места проведения «Каравона». Сделав причал в Рождествено, у подножия Белых Гор, район ликвидирует и это, и другие неудобства. И еще больше подтолкнет инвесторов, которых уже вдохновляют перспективы, появившиеся в связи с включением Лаишева в «Жемчужное ожерелье Татарстана». Частники участвуют в издании буклета достопримечательностей района с указанием своих владений. Они прямо заинтересованы в возможно более широкой рекламе.
На данный момент самый больной вопрос — гостиничный. В самом Лаишеве негде расселять экскурсантов. А то ведь ужас: просят туроператоры расселить, к примеру, 500 человек, приехавших на конференцию, или 50 рыбаков, или 30 еще каких-то гостей… А негде. А с «Каравоном» как? До ста коллективов приезжают. Гостей несчитано. Люди записываются в экскурсионные туры по району, но не хотят жить в лагере или в казанских гостиницах. Там не попляшешь вокруг костерка, рыбку не поешь. А хочется такого, развлекательного и экологического. Под эту идею готовят село Татарский Яндык. Нашли людей, которые будут готовить, убирать, работать проводниками. Учителя в Именькове, где знаменитая археологическая стоянка, готовы принять у себя желающих подоить коз, коров, поесть свежие молоко, сметану, яйца. Да и археологией «вживую» заняться. Институт истории Академии наук сделал полный маршрут с паспортами археологических объектов. С проектами восстановления памятников.
Важно, что глава администрации очень серьезно помог. Сказал бы он, что денег не даст — что тогда? А он даже лишние сутки оплатил, чтобы делегация из 30 бабусек каравоновских в Москве и сплясала, и погуляла. Институту — 350 тысяч, на поездку — 250, 120 — на обучение 20 ребят профессии экскурсовода. Не шутки.
«Закинуты удочки» в Германию, Канаду, Францию, Англию. Сами, на свой счет, скатались на международные выставки в Испании, Италии. «Ангажировали» посольских работников, чтобы группу любителей сельской экзотики набрать. Что за радость, в самом деле, уезжать из своей страны, из «пятизвездочной» жизни и за тысячи километров снова попадать в нее же? Есть рафинированную, пастеризованную пищу …
Имеется и совсем замечательный проект: поставить пластиковый купол 400х400 м, где можно спрятать купола поменьше — с разными температурными режимами: -35 и +35. И с горными лыжами, купальнями. Да любой хозяйственный объект в целях энергосбережения покрыть можно. В Казахстане есть аналог. На Камчатке. В Англии существует ботанический сад под куполом. Есть инженеры, готовые сделать проект. И деньги не такие уж великие требуются. У возможных инвесторов только боязнь: поедет ли казанская публика сюда за тем, что в самой Казани сразу же поставят?
Есть мысль смонтировать аттракцион типа аэродинамической трубы, где имитируются парения типа затяжных парашютных прыжков. Ну, то есть это и спортивный снаряд, и аттракцион. На платной основе. Кто откажется «полетать» минуту-другую за 250 — 300 рублей? В принципе, все эти технические, парашютные дела можно привязать к сооружаемому здесь логистическому центру. Почему нет? Раз этого нигде в округе нет, то надо делать именно это!
Кто инвесторы? Все, считай, со стороны. Парусный центр в Серебречихе предлагает строить «Бауер-Казань» — проектно-строительная фирма, занимавшаяся проектами «Рамстора», «Бахетле», ИКЕА, «Тандема». ООО «Лайн» взялось делать спортивно-туристическо-развлекательный центр «Этнографическая деревня». Парусный центр будут строить на территории в 71 га в течение 5 лет. Суммарные инвестиции планируются в размере $150 млн. Есть и народное инвестирование. В Егорьеве, где будет Державинская усадьба, служит отец Павел. Когда у него спрашивают, как это он при отсутствии финансирования восстанавливает храм, он предлагает сравнить двери, окна… Они ведь все разные. Такие, какие люди принесли. Но священник планирует дело широко — с пансионатом-лечебницей для наркоманов, больных людей, с купелями для них. Не помешает там и общепит — кафе, столовая. Но никто пока не знает, каким образом можно сделать другой «социальный объект» — музей Державина.
Успехом у иностранцев пользуются и речные путешествия из одной столицы в другую с заходом на остров Кижи, в маршруты входят Карелия, Поволжье, а также Русский Север и Северо-Запад с архипелагом Валаам, городами Архангельском, Новгородом, Псковом. Круизы по Волге также раскупаются. Охотнее всего в Россию едут немцы, американцы, французы, британцы и жители стран Скандинавии. В последнее время увеличился поток гостей издалека — из Австралии и Аргентины. По традиции Россия пользуется популярностью и у китайцев.
В 1992 году в Татарстане было 24 туристических судна казанского формирования и 15 круизных фирм. Сегодня, по большому счету, три. Кораблей, конечно, можно «отпозиционировать» полтора-два десятка, но казанское формирование тура имеет от силы четыре. Остальные все — проходящие. А раз нет у казанских турфирм комфортабельных четырехпалубных судов, то и госзаказа от республики у них нет. Все они в Самаре или Нижнем. Для нужд выездного заседания ЕБРР наняли четыре теплохода — через чужих операторов. Никто не думает, что если бы тендеры проводились только через казанские фирмы, то чужие пароходчики сами, без особых приглашений пришли бы сюда за заработком. И налоги остались бы в местной казне. Сколько денег уходит за пределы Татарстана!
Если мы имеем в виду настоящий современный туристический бизнес, имеющий основу, на которой он развивается — гостиницы, теплоходы, базы, автопарк, то такого бизнеса у нас пока нет. Бизнес представлен туроператорами, турагентами. Информации о том, кто и сколько вкладывает в инвестиции, сегодня никто не собирает. Но, судя по обращениям в министерство по туризму, в органы власти консалтинговых фирм, изучающих этот рынок, — относительно условий вложений и пр., — можно делать определенные выводы о серьезности намерений, долгосрочности планов. Созрел ли наш бизнес для того, чтобы капитализировать свои доходы, вкладывать их в собственность? Вероятно, нет. Это время еще не пришло. У нас нет таких богатых турфирм. Слишком короток путь, пройденный от начала 1990-х годов. Но определенно: общая обстановка становится все более благоприятной для инвесторов. Им постепенно дают «зеленый свет».
1286 рублей — столько расходовал в день прошлым летом «средний турист», находясь в Казани. На «бивуак» ему требовалось 800 рублей, провиант — 330, культурный отдых — 400. В музеях он оставлял вдвое меньше — сколько, примерно, в сувенирной лавке.
КАЗАНСКИЙ WEEKEND МАРИЙСКОГО ГОСТЯ
Стоит все-таки четко разделять туризм паломнический, познавательный, социальный и туризм коммерческий, направленный на извлечение прибылей. Бизнес на турах «выходного дня» развивается в Казани, пожалуй, как никакой другой. Развлекательных комплексов прибавляется и прибавляется. Одним из таких удачных примеров служит работа «Аквапарка», эксплуатируемого компанией «AMD group». Если в 2005 году комплекс посетили 152 тысячи человек, то в нынешнем ожидают на 100 тысяч больше. Треть их — организованные посетители, сделавшие предварительные заявки. Половину этого числа — 40 — 50 тысяч человек привозят туроператоры (их статистика и идет в общегородскую — по линии туристов «одного дня»). Сколько народу из соседних областей и автономий приезжает самостоятельно и специально в казанский «Аквапарк», НИКТО НЕ ФИКСИРУЕТ. Это при том, что в округе есть самарский, екатеринбургский парки. Приезжают из Чебоксар, Ульяновска, Йошкар-Олы, из Ижевска, Нижнего Новгорода, Перми. Едут из развитых регионов и из депрессивных — типа Кировской области.
Партнерство с иногородними турфирмами развивается отлично. Даже в самый «плохой» для бизнеса сезон — летний — по субботам на стоянке выстраивается по полтора десятка автобусов. Обязательно заглядывают в ИКЕА и им подобные комплексы.
Насколько велика потребность в «отдыхе выходного дня»? Огромная. Люди едут развлечься по плохим дорогам, не в самых комфортабельных автобусах.
Им нужен активный отдых, культурные впечатления, выставки и музеи. Казань здесь вне конкуренции. Например, Самара — как была хлебной пристанью, так и осталась ею. Казань — культурная столица Поволжья. И борьба по большому счету идет не за деньги, а за свободное время людей.
Что препятствует еще большему притоку гостей? Все упирается в вопрос гостиниц. Масса людей с удовольствием осталась бы на ночлег — но не в «Шаляпине».
В поездках туристы, конечно, больше «глазеют». Только малая часть идет к экспозициям Эрмитажного центра, Национального музея, посещает литературные музеи и т. д. С этой точки зрения наши возможности меньше столичных: нет Мавзолея, Бородинской панорамы, Оружейной палаты, Алмазного фонда, некрополя местных деятелей, широкого театрального спектра всех возможных направлений и жанров, выдающегося зоопарка, диснейленда. Американцы недавно на весь мир раззвонили про планетарий, на который ушло $250 млн. У нас и намека нет на технические чудеса, на политехнический музей с работающими макетами устройств и механизмов, музей авиации и космонавтики, зоологический музей с чучелами ископаемых ящеров. У нас, кроме как на Кремль, внимания ни на что не обращают.
Между прочим, особым «пунктиком» в развитии туров выходного дня мог бы стать казанский зоопарк. По сути, единственный в Поволжье. Он старше и Берлинского, и Лондонского. Очевидно же, что такие объекты нужно развивать. Как и ростки событийного туризма: праздники типа Сабантуй, «Каравон»… Для сравнения стоит внимательнее присмотреться к опыту немцев, раскрутивших свой пивной «Октоберфест» так, что туда записываются с августа. Поглазеть, выпить-закусить, посмеяться — что еще надо людям? Сгодится идея «Казанского кота», «Казанской сироты».
«КАК ФАНЕРА НАД ПАРИЖЕМ»
Каких только проектов благоустройства, реконструкции не видел зооботсад Казани на своем веку. В 1970-е годы обсуждали идею его переноса в живописные рельефы пригородов. В 2000 году зоопарк вошел в «список тысячелетия», но реконструкции так и не дождался. Сотрудники шутили, что позолота Оперы оказалась важнее. Потом были ожидания двухсотлетнего юбилея — и они не оправдались. Теперь дорожку торят инвесторы-частники. Город хочет, видимо, отдать парк в частные руки. И устроить — что? Супермаркет? Цирк? Дельфинарий? К сожалению, «самое демократичное учреждение» не входит в число объектов Министерства культуры, а муниципия занята более грандиозными идеями. Планы реконструкции оранжереи, набора хищников так и остаются планами. Хотя г-н Загидуллов здесь побывал и живо интересовался местными делами. Видимо, более плодотворному сотрудничеству зоопарка с властями препятствует отсутствие у них милых сердцу воспоминаний детства, которые подпитывают коренных казанцев.
Банки даже отзывчивее к стонам постояльцев зверинца. АББ построил шикарную вольеру — лучшую в Европе! — для барсов, взял над ними шефство. Программа опекунства, исправно работающая во всем мире, возмещает бюджетную неласковость. Местные депутаты и чиновники при случае любят поохать, вспомнить «впечатления» от европейских зооботсадов. Чего, в самом деле, о неприятном думать? А ведь Год благотворительности по республике катится.
Зооботсад организовал выездную группу животных, живо принимает участие во всех городских мероприятиях. У него отличная коллекция растений, пальмы полуторавекового возраста. В парке «бэби-бум» — рожают свинки, пони, кошки. Требуются современные, просторные «квартиры». Без тюремных решеток. Туристы сюда идут, даже зная о неприглядном виде любезного сердцу места. Девять миллионов рублей заработал зооботсад в прошлом году. Парадокс, но сотрудничает он лучше с соседними областями, нежели со своими. Стесняются, видать.
Есть проект настоящей реконструкции: когда парк с семи гектаров расширится до сорока пяти, перейдет через протоку и займет свою резервированную территорию. Дорогой проект — под пять миллиардов рублей. И никак не могут там, «наверху», решить, что делать с ним. А может, и не хотят ничего делать-то? Чего, в самом деле! Коровы и свиньи всегда в навозе, в сараях в темноте стояли-жевали. Недовольных не было. Только ведь решать придется: раз решено Казань сделать «столичным» городом и в Европе презентовать, то рано или поздно придется и зоопарк показывать. Хотя бы Христа ради — для грантов.
ИТОГОВАЯ СТАТИСТИКА
Рынок туруслуг в нашей стране начал формироваться в начале 1990-х годов и уступает западному. Весь оборот российских туроператоров составляет порядка $3 млрд, а у отдельных зарубежных компаний — у каждой более $10 млрд. Однако туриндустрия в нашей стране в последнее время стала одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Хотя пока туризм не занял достойное место ни в доходах, ни в количестве рабочих мест, ни в подъеме смежных отраслей. Что касается бизнеса, то инвестиции приходят тогда, когда государство создает для этого благоприятные условия.
Финансирование продвижения туризма из региональных бюджетов в субъектах РФ в 2006 году (данные Федерального агентства по туризму)
Субъекты РФ (тыс. руб.)
Москва — около 1 млрд
Краснодарский край — 210000
Санкт-Петербург — 150000
Вологодская область — 60000
Самарская область — 32284
Московская область — 26840
Иркутская область — 17000
Тверская область — 17000
Тюменская область — 16254
Республика Татарстан — 16000
Ханты-Мансийский АО — 16000
В 2007 году темпы роста международного туризма составят 3,9% в год. В этом году ожидается, что Евросоюз «заработает» $2,5 млрд., Северная Америка — $2 млрд, а Северо-Восточная Азия — $1,2 млрд. Количество экономически активного населения, занятого в туристической индустрии, достигнет 231 млн человек. Лидером по количеству занятого населения станет Северная Азия — 83 млн человек. С большим отставанием от лидера далее следуют Южная Африка — 31 млн и Евросоюз — 26 млн человек. Большие надежды эксперты Всемирного совета по туризму и путешествиям возлагают на Россию. Несмотря на то, что пока Россия занимает 138 место (по доли турбизнеса в ВВП), в ближайшие 10 лет этот сектор переживет бум инвестиций, войдя в десятку мировых лидеров.
Иван АНДРЕЕВ