Делу — время, потехе — час

0
19

Делу - время, потехе - часДосуг городской интеллигенции на рубеже XIX — XX веков

В досуге интеллигенции рубежа XIX — XX веков значительное место занимало общение. Для общения были предусмотрены такие формы, как визиты и хождение в гости. Делали визиты и ходили в гости к сослуживцам, соседям, родственникам, особенно в праздники. Главы семейств начинали наносить визиты с раннего утра и заканчивали ближе к ночи, что было весьма утомительно. Видимо поэтому в начале XX века интеллигенцией дворянского происхождения была предложена новая форма визитов — дневной прием в дворянском собрании.

Чрезвычайно распространенным было времяпрепровождение за столом. Гостей усаживали за стол в любом случае — и в праздник, и в будни. Гостя не отпускали, не накормив и не напоив чаем…

…Страстью к гулянкам интеллигенция не отличалась, хотя напиваться порой было принято среди людей «своего круга». На праздники, особенно в святки, устраивали общественные приемы и балы-маскарады. Все святки разъезжали в широких санях-розвальнях по городу ряженые.

Но особенно на масленицу любили кататься по городу на тройках с бубенчиками, лентами и цветами на дугах. В начале XX-го века в летнее время у интеллигенции было в моде катание на лошадях верхом и стало входить в моду катание на велосипеде…

В среде интеллигенции на рубеже веков регулярно устраивались вечера, где читались литературные произведения, научные рефераты и сообщения, исполнялись музыкальные пьесы. В Симбирске, например, членами различных обществ и преподавателями учебных заведений велось чтение публичных лекций. Устраивались «живые картины», которые ставились как немые костюмированные сцены, при погашенном свете, освещенные яркой вспышкой. Вот как описывали современники разыгрывание шарад-постановок. Одного артиста одевали львом, другого дрессировщиком, который щелкал хлыстом и лев прыгал на табурет, затем осторожно, оглядываясь в комнату пробирался злоумышленник со свертком, имеющим надпись «тол», за ним вбегал жандарм со свистком и кричал «Стой!» — зрители должны были разгадать фразу или слово скрытое в этой постановке (ответ был «Лев Толстой»). Еще одним развлечением был просмотр «туманных картин». Так назывались нарисованные на стекле прозрачными красками изображения, которые рассматривали в темноте при помощи «волшебного фонаря». «Туманные картинки» демонстрировались гимназистам, включались в программу детских вечеров. В 70 — 80-х годах «волшебные фонари» совершенствовались. В них стали применяться фотоизображения. Были и фонари, способные проецировать в отраженном луче, что удешевляло производство оригиналов.

В некоторых домах кроме карт предлагали танцы и буфет.

Горожане придавали большое значение проведению досуга вместе с детьми, много внимания уделяют воспитанию детей, подготовке их по различным предметам. Приобретаются книги, выписываются журналы для детей. Для своих и приглашенных детей в семейном кругу устраиваются утренники и праздники. Важную роль в проведении досуга интеллигенции играли книги. Их покупали, выписывали, брали в библиотеке.

Интеллигенция обменивалась книгами, посылала их друзьям, знакомым. Журналы пестрели объявлениями о подписке на семейные издания, учебные и познавательные книги и энциклопедии. Среди горожан средней руки, особенно интеллигенции, большой любовью пользовалось семейное музицирование на фортепьяно, рояле, гитаре, а также народных инструментах и мандолине.

Жизнь в свете

Большое внимание в пособиях по этикету ХIХ века уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся одним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания — с гордостью, мужество — с дерзостью, нравственность — с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам.От светского человека требовалось:

— Не стыдиться быть учтивым и внимательным по отношению к другим, потакать их наклонностям и вкусам — это льстит тщеславию каждого человека и гарантирует доброе к вам отношение, отсутствие же подобных качеств всегда порождает мстительность и недоброжелательность.

— Сострадать ближним и относиться к ним с добротой, как бы ставя себя на их место.

— Уважать заслуженных людей, сохраняя вежливость.

— Быть вежливым и деликатным с людьми более низкого общественного положения.

— Быть почтительным и внимательным с женщинами, в разговоре с ними тонко льстить и не порицать их недостатки.

— Уметь прощать невольные прегрешения, совершенные по незнанию, и не презирать человека за то, что тот не знаком со всеми тонкостями этикета.

— Принимать тон того общества, в котором находишься, — быть веселым или серьезным в зависимости от настроений окружения.

— Всегда платить по своему счету, но угощать всех, — это один из немногих случаев, когда люди не хотят, чтобы им услуживали, каждый хочет показать, что способен заплатить сам.

— Не рассказывать слишком много историй, а к необходимой теме подходить без многословия,

— Не выставлять напоказ собственные успехи — истинные достоинства будут замечены и без вашего на них указания, кроме того, молчание о себе самом — верная гарантия избежать насмешек и осуждения.

— Не являться в общество в дурном настроении и не жаловаться на неприятности.

— Уметь вовремя прощаться, чтобы не казаться  навязчивым.

По материалам pavelbers.com

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя