Когда душа поет

0
29

Отгремевший недавно в стране, в том числе и в Казани, грандиозный праздник футбола порадовал не только болельщиков и спортсменов, но и всех, кто любит музыкальное искусство, ведь в рамках ЧМ-2018 было много концертных программ и выступлений звезд разных жанров и стилей. Заслуженная артистка Российской Федерации, народная артистка Республики Татарстан, солистка-вокалистка Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан Резеда ГАЛИМОВА также блистала на сцене музыкального фестиваля «Цветущий Татарстан», подготовленного Татарской государственной филармонией имени Г. Тукая для гостей и казанцев в дни чемпионата. В эксклюзивном интервью нашему журналу певица поделилась своими секретами вокального мастерства, мнением об эстрадных песнях и важности полной самоотдачи перед зрителем.

 

– Резеда Лукмановна, на одном из ваших творческих вечеров министр по делам молодежи и спорту (ныне министр спорта РТ) Владимир Леонов отметил ваши заслуги в области молодежной политики. На ваш взгляд, как можно успешно воздействовать на сознание молодых людей, чтобы они были активными, инициативными, стремились участвовать в жизни страны?

– Меня часто приглашают в качестве члена жюри на конкурсы, чему я очень рада. Поскольку имею возможность видеть, как развивается молодежь в творческом плане, какие у них, молодых, идеи, взгляды, настроения. Являясь председателем жюри республиканского телевизионного фестиваля творчества работающей молодежи РТ «Наше время – Безнен заман», могу сказать: молодым людям обязательно нужно дать возможность развиваться, вовремя помочь, подсказать, дать совет. Молодежь всегда активна и инициативна, надо только уметь направить ее энергию в правильное русло.

– А как вы относитесь к телевизионным проектам, цель которых – популяризировать вокал? Я имею в виду проекты «Голос», «Большая опера» и другие.

– Если речь идет о телевизионных проектах для профессионалов, как, например, «Большая опера» на канале «Культура», то я уверена, что их участникам дается путевка в жизнь: появляются агенты, помогающие им подняться по творческой лестнице. И это прекрасно, что человек вмиг становится популярен среди многомиллионной аудитории. Конечно же, речь идет о тех, кто с ранних лет занимается музыкой и твердо убежден, что это его путь в жизни, призвание. А вот к детским проектам, например, к таким, как «Голос. Дети», мое отношение неоднозначное. С одной стороны, понятно, что на эти проекты и так попадают уверенные в себе ребята, известные в своих городах и селах. Они не закомплексованы, привыкли к сцене, но, в любом случае, не настолько сильны, чтобы уметь стойко переносить неудачи. Но вот общее музыкальное развитие детям прививать нужно. А возвращаясь к проектам, скажу, что в вокале, как и в любом другом деле, настоящих профессионалов совсем немного.

– А если говорить не о телевизионных проектах, а о традиционных конкурсах вокалистов, какова их «кухня»? Вы ведь во многих конкурсах разного уровня принимали участие…

– Такие «экзамены» – важная часть деятельности любого вокалиста. Во всех конкурсах, в которых я участвовала, решения жюри никогда не вызывали у меня сомнений. Бывает так, что заранее предполагаешь, каков будет расклад и кто займет первые места. Но предположения строишь, просто исходя из опыта, зная своих соперников, их потенциал. Бесспорно одно: надо всегда рассчитывать не на лояльность судей, а только на себя. Важно быть подготовленным на сто процентов. Кроме того, вокалист выступает не один, а в союзе с концертмейстером. И эта совместная работа ведется в течение не одного месяца, а минимум полугода, а иногда и года. Поэтому к соревновательному моменту ты уже должен быть абсолютно готов. Конкурсы серьезно закаляют, проверяют человека и на смелость, и на эмоции. Фактически это синтез всего, что ты умеешь, чему научился, и ответ на вопрос: а своим ли делом ты занимаешься? Со стороны может показаться, что петь могут все. Очень ошибочное мнение.

– А как беречь голос, у вас есть какие­то особые секреты?

– Секреты просты. Самое главное – никаких излишеств, мера во всем. Исполнитель должен думать о зрителях и беречь свое здоровье ради них. Износ голоса происходит даже во время разговора, поэтому надо следить за своими эмоциями, нервами, сохранять эмоциональную энергетику для зрителя. Когда люди приходят на концерт, особенно связанный с классической музыкой, они приходят за добрыми эмоциями, позитивом, хорошим настроением. Классическая музыка, проверенная веками, всегда будет жить. Она вдохновляет и пробуждает талант в других направлениях. В нашем оркестре, к примеру, многие музыканты имеют хобби.

– Вы исполняете классическую музыку – зарубежную, русскую, татарскую классику, старинные романсы и народные песни. Но наверняка следите и за выступлениями эстрадных коллег. На ваш взгляд, насколько совершенна поэзия в современных эстрадных песнях?

– К сожалению, не всегда эстрадные, современные композиторы обращаются к качественной поэзии. В репертуаре певцов много песен на бытовые темы. И иногда даже возмутительно, что в песнях через строчку повторяется имя Всевышнего. Для разговоров с Аллахом есть отдельное направление – молитва.

Думаю, дефицит хорошей поэзии в песнях был всегда. Поэтому и песен было раньше не так много, но они пользовались особой любовью. Когда я в составе делегаций приезжаю, например, на Сабантуй в другие страны, я замечаю, что татары, проживающие вдали от нас, поют хорошие ретро­песни, проверенные десятилетиями, а не современную эстраду.

– А в классической музыке происходят какие­то изменения с течением времени или это что­то незыблемое, фундаментальное, нерушимое?

– В нотах четко все прописано, они строго отредактированы. Но произведения всегда звучат по­разному, в зависимости от голоса, таланта, жизненного опыта вокалиста. Важно вкладывать в песню душу, а не только талант. У дирижера Государственного оркестра народных инструментов Татарстана, народного артиста России Анатолия Ивановича Шутикова есть хороший девиз: «Работать как в последний раз!». Зритель знает, когда вокалист выкладывается в полную силу, и отвечает тем же. Поэтому каждое выступление должно быть значимым для исполнителя, каждое! И я очень рада, что работаю в таком замечательном коллективе, как Государственный оркестр народных инструментов РТ, где поддержку получаешь от каждого.

– Спасибо вам, Резеда Лукмановна, за интересную беседу!

 

Беседовала Альбина ХАЗИЕВА

 

 

Резеда Галимова – солистка-вокалистка Государственного оркестра народных инструментов РТ Татгосфилармонии им. Г. Тукая. Лауреат III Открытого республиканского конкурса вокалистов им. С. Сайдашева (1996), Международных Дельфийских игр в Москве в номинации «Академическое пение» (2000), Международного конкурса вокалистов «Гранд Прайс» (Италия, 2003). Гастролировала в разных странах мира: США, Франции, Италии, Австрии, Финляндии, Турции, Китае, на Кипре, в Украине, Казахстане, Португалии. Народная артистка РТ, заслуженная артистка РФ.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя