Композитор должен быть голодным

0
149

В начале 2019 года Союз композиторов Татарстана отмечает 80-летие. Это повод не только вспомнить о былых достижениях, но и задуматься о будущем. Как живут композиторы сегодня? Живут или выживают? Помогает ли им Союз композиторов, создает ли условия своим членам для творческого труда или роль этой организации в нынешних условиях снизилась до минимума? И почему сегодня меньше создается в республике музыкальных произведений крупных жанров: опер и симфоний? Слово – самим композиторам.

 

Леонид ЛЮБОВСКИЙ, автор известных опер, симфоний, многочисленных инструментальных и вокальных произведений, заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР:

 

– Я очень рад, что застал то время, когда региональный Союз композиторов был мощнейшей организацией, с помощью которой мы могли создавать большую музыку и не думать о хлебе насущном.

Хотя даже в советское время важен был человеческий фактор. То, что долгие годы Союзом композиторов республики руководил знаменитый Назиб Жиганов, человек чрезвычайно авторитетный во всей стране, автор самобытных произведений, отмеченных неповторимым национальным своеобразием, сыграло свою роль. И именно благодаря его идеям, традициям, ученикам сегодня Казань – это один из центров музыкальной культуры. Жиганов – лидер с удивительной энергетикой, он постоянно горел новыми идеями, как сейчас говорят – проектами. Благодаря ему регулярно проводились творческие собрания, серии смотров­концертов, выездные концерты, съезды.

Сколько угодно можно повторять о том, что существовала цензура, худсоветы, но, если судить по огромному количеству шедевров в культуре советского периода, можно понять, что условия для творцов были созданы достойные. Советское наследие включает блестящие оперы, симфонии, оратории, кантаты. Пройдут годы, и по ним будут оценивать культуру великой страны. Сейчас же единицы композиторов занимаются написанием таких масштабных произведений. Я бываю на музыкальных проектах с участием представителей разных российских регионов и вижу, что там играют. Скажу грубо, но большинство современных сочинений иначе как мышиной возней не назовешь. И как по ним будут оценивать постсоветский период наши потомки?

Конечно, нужна поддержка от государства, потому что если композитор начинает распыляться, думать о том, что можно бы подзаработать там и тут, то он не напишет хорошую музыку. Он же не робот, он не может выдать шедевр за один присест. На большую музыку нужно время и светлая голова, не обремененная заботами. Посмотрите на Софью Губайдулину, она давно переехала в немецкую деревушку, где творит на природе, в тишине, без финансовых забот и получает удовольствие от творчества.

Если говорить о своем опыте, то над балетом «Сказание о Йусу­фе» я работал пять лет, начиная от замысла и заканчивая постановкой. Для меня это был уход от всего хаоса, который творился в стране в те годы: от разочарований и крушения идеалов, от осознания новой реальности через трагедии и надежды уходящего старого и рождающегося нового.

Музыка – мой внутренний мир, в котором я живу и от которого получаю огромное удовольствие. Но это не значит, что я не участвую в окружающей меня реальности. В свое время я встречался с Борисом Ельциным, с бывшим министром образования Андреем Фурсенко, бывшим министром культуры Александром Авдеевым и нынешним Владимиром Мединским. С Владимиром Владимировичем Путиным общался, когда нам (создателям балета «Сказание о «Йусуфе») вручали Государственную премию РФ. И со всеми говорил о необходимости полноценного музыкального воспитания детей.

Что касается работы современного Союза композиторов, я давно оставил иллюзии по поводу того, что творческие союзы могут вернуться к своей деятельности на тех условиях, которые существовали когда­то. Хорошо то, что организация сохранилась, существует, продвигает авторов за рубежом. Но очень хотелось бы, чтобы в Союзе кипела жизнь, чтобы там сосредоточилась музыкальная культура Казани и республики, чтобы здесь постоянно что­то происходило в хорошем смысле слова.

 

 

Резеда АХИЯРОВА, заслуженный деятель искусств РТ и РФ, народная артистка РТ, член правления Союза композиторов РТ:

 

– Сегодня не просто выживать всем творческим союзам. Я боюсь повторения ситуации 1990­х годов, когда с гонорарами было совсем плохо. В 2000­е мы выбрались немного из финансового коллапса, а сейчас опять к нему возвращаемся. Но если мы хотим, чтобы татарстанская музыкальная культура существовала и развивалась, то необходимо поддерживать композиторов, потому что они – основа профессиональной музыки. И я сейчас говорю, в первую очередь, о молодежи, потому что ее легко отпугнуть в этом смысле. Не видя перспектив, многие либо уезжают за рубеж, либо уходят в другие направления деятельности, открывают свой бизнес, особенно мужчины. Есть такие примеры.

С другой стороны, те, кто не мыслит себя без музыки, активно сотрудничают с творческими коллективами, особенно с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением маэстро Сладковского, камерным оркестром «Новая музыка» под управлением Анны Гулишамбаровой, Казанским камерным оркестром La Primavera Рустема Абязова. Рустем Юнусович даже объявлял конкурс по написанию новых интересных сочинений для его оркестра. Можно взаимодействовать с любыми исполнителями, ансамблями, причем базирующимися не только в Татарстане, но и в других российских регионах. Для тех, кто пишет много и качественно, работа есть всегда. Но именно основополагающая поддержка в плане закупки сочинений государством, которую когда­то можно было получить благодаря деятельности Союза композиторов, исчезает.

Хотя мы понимаем, что в Татарстане ситуация благополучная по сравнению с другими регионами, где аналогичные организации либо не сохранились, либо не имеют своего помещения. В здании нашего Союза композиторов, которое еще совсем недавно находилось в плачевном положении, проведен капитальный ремонт благодаря личной поддержке Президента РТ Рустама Минниханова. Это важно, потому что речь идет о доме музыки, куда мы можем прийти со своими проблемами, предложениями, идеями. Хочется верить, что у Союза композиторов Татарстана есть будущее, потому что недопустимо терять все то доброе, что было наработано организацией за 80 лет в просветительском плане и в вопросах популяризации профессиональной качественной музыки. К юбилею организации планируется немало интересных мероприятий, некоторые из них – в единой связке с Союзом писателей и Союзом театральных деятелей республики. Очень надеюсь, что все они будут реализованы и станут стимулом для дальнейшего развития.

 

 

Эльмир НИЗАМОВ, член Союза композиторов России, резидент Государственного симфонического оркестра РТ, лауреат премии им. Мусы Джалиля за создание мюзикла «Алтын Казан» и значительный вклад в развитие музыкального искусства Республики Татарстан, лауреат премии им. Дамира Сиразиева:

 

– Когда я оканчивал Казанскую государственную консерваторию, передо мной был пример старших коллег и преподавателей, которые давно уже состояли в Союзе композиторов РТ. Поэтому для меня не существовало вопроса, вступать или нет в это профессиональное сообщество. Конечно вступать. Что он дает? Во­первых, важен психологический момент, ощущение того, что ты являешься частью большого творческого объединения, членами которого являются твои коллеги, с которыми можно встречаться, общаться, обсуждать какие­то проблемы, делиться планами. Во­вторых, у Союза композиторов в течение года реализуется ряд проектов, я имею в виду издание дисков, нотных сборников, книг, участие в концертах и так далее. Если ты не являешься членом Союза, то попасть в эти проекты затруднительно. И третий аспект – закупка сочинений правлением организации. Я, в силу возраста, не застал советский период, но очень много наслышан об этом от старших коллег. В советское время композиторы могли жить только музыкой, которую государство закупало за приличные деньги. Сейчас Союз композиторов только раз в год рассматривает твое произведение на закупочной комиссии, и не факт, что его купят, а если и да, то за очень скромную сумму.

Что касается того, как выживает композитор сегодня, это вопрос непростой. Конечно, надо работать так, чтобы музыка была востребована. Зарабатывает композитор благодаря сотрудничеству с театрами, кинорежиссерами (правда, в Татарстане кино еще не настолько развито, чтобы активно взаимодействовать в этом направлении), творческими коллективами, исполнителями, государственными структурами (когда надо обслуживать юбилеи, правительственные мероприятия). В Татарстане множество творческих коллективов, исполнителей, театров, оркестров.

Но что касается большой музыки для души, оперы, симфонии, балета, то писать такую музыку становится все сложнее, поскольку на нее нужно очень много времени, при этом не отвлекаясь ни на что другое. На оперу могут уйти годы – два, три, пять. Это возможно, только если речь идет об обеспеченном композиторе. Писать такую музыку без заказа, к примеру оперного театра, сейчас вряд ли кто решится. Назиб Жиганов, который создал огромное количество опер и балетов, прекрасно знал, что все это будет поставлено на сцене, у него был стимул.

Советские композиторы внесли большой вклад в культуру, и я с большим уважением к ним отношусь. Но считаю, что во многом им помогла состояться именно политика того времени по отношению к творческим людям. Понятно, что были другие сложности, свойственные той эпохе, но факт остается фактом – композиторы могли писать большую музыку, настоящие шедевры, потому что ничем другим не занимались. А сегодняшней молодежи надо выживать здесь и сейчас, и, когда речь идет об искусстве, заведомо оторванном от денег, сделать это непросто.

Ты постоянно в поиске компромисса: как выжить и при этом заниматься любимым делом? Почему не так много молодых композиторов? Не потому, что таланты стали реже рождаться, а потому, что молодежь думает о том, как содержать семью. И не случайно сейчас в профессии преобладают женщины, а мужчины выбирают более денежные направления деятельности. Сколько угодно можно говорить о том, что творца деньги не интересуют, но без этого невозможно. Я даже думаю, что мы возвращаемся в этом смысле в XIX век. Кто тогда создавал культуру? Дворяне – люди, у которых были и финансовые средства, и время, и возможности для получения хорошего образования. А если ты с утра в поле выходишь пахать, какая уж тут музыка?

Нередко можно услышать, мол, забудьте про советский строй, давно уже капитализм на дворе. Но ведь и капитализма нет. Вы думаете, на Западе творческая интеллигенция не получает поддержку? Я часто бываю в европейских странах, у меня там друзья, коллеги, и мне хорошо известно, что у многих авторов есть директора издательства, которые занимаются не только изданием музыки, но и ее продвижением, популяризацией. А композитор живет за счет авторских отчислений, с чем в нашей стране вообще беда. Твоя музыка может звучать где угодно, а ты за это ничего не получаешь, и никакие структуры не хотят этим заниматься, и законодательство давно устарело в этом плане. А еще, например, в Великобритании существуют гранты только для композиторов этой страны. Возможно, нам нужно что­то подобное или вернуть систему закупок сочинений, практиковавшуюся в Советском Союзе.

Я говорю об этом не потому, что сам композитор, а потому, что без культуры нет общества. Именно она делает человека человеком. И народ становится сильным, когда его культура восхищает другие народы.

 

 

Записала Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя