Победа Царицы ночи

0
14

Солистка Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, стажер американского театра «Houston Grand Opera» Альбина ШагимуратоваМузыкальной Олимпиадой нередко называют международный конкурс имени Чайковского, поскольку он проводится раз в четыре года и является таким же весомым событием в жизни культуры, как и Олимпийские игры в спорте. Свое начало это состязание берет в 1958 году. За это время конкурс имени Чайковского открыл миру таких звезд, как пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, скрипачи Виктор Третьяков, Гидон Кремер, Владимир Спиваков, виолончелисты Лесли Парнас, Наталья Гутман, Давид Герингас, певцы Владимир Атлантов, Елена Образцова, Тамара Синявская, Евгений Нестеренко. Стать лауреатом конкурса — не просто престижно, эта победа открывает дорогу к звездному Олимпу классической музыки. В этом году обладательницей первой премии среди вокалистов стала солистка Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М. Джалиля, стажер американского театра «Houston Grand Opera» Альбина Шагимуратова. Она же — единственная обладательница приза Союза театральных деятелей Российской Федерации — «Перспективному артисту оперного театра». Казанскому зрителю Альбина известна по партии Царицы ночи в «Волшебной флейте» Моцарта.

У конкурса им. Чайковского с этого года — новая концепция. Отныне предполагается реальная поддержка лауреатов, как это принято в мировой практике, чтобы способствовать выходу музыкантов на международный уровень. Жюри всех четырех конкурсов, входящих в программу, а именно: скрипачей, пианистов, виолончелистов, вокалистов, возглавляли крупнейшие музыканты современности, многие из которых сами когда-то были лауреатами этого музыкального состязания.

Новый проект конкурса — контракт с лауреатами на серию концертов по России и другим странам мира. Госконцерт решил подобным образом укрепить бренд соревнования и перевести его в современный мировой формат. Сегодня ценность конкурса определяется не только уровнем соревнований, но и менеджментом, способным «раскрутить» на музыкальном рынке своих лауреатов. В этом году впервые в вокальном конкурсе в качестве члена жюри присутствовал оперный агент. Это означает, что важность события повысилась не только в глазах его участников-соотечественников, приученных проверять свой профессионализм именно на «Чайковском», но и западных исполнителей. В свое время — как для советских, так и для зарубежных коллег, — успешное участие в соревновании практически гарантировало начало мировой карьеры. К примеру, стоит вспомнить пианистов Джона Лилла (лауреат 1970 года) или Барри Дугласа (1986 год).

Мечтала ли о таком успехе Альбина в далеком Ташкенте, где она жила до 14 лет, пока не переехала в Казань? В детстве она любила музыку, исполняла, в основном, под баян произведения татарского фольклора. Однако, услышав в 12 лет Марию Каллас в партии Виолетты в опере «Травиата», стала втайне мечтать стать оперной певицей.

Каждый день Альбины расписан по минутам. Концерты, спектакли, подготовка к конкурсам, поездки. Она не просто привыкла к такому напряженному ритму жизни, но не представляет себя без этого. Голос — ее главное богатство, и надо ли говорить, сколько времени уходит на то, чтобы его беречь. Это подразумевает не только здоровый образ жизни и соблюдение особого режима, но и недопустимость отрицательных эмоций. Хотя любой конкурс — это огромный стресс, он проверяет человека на выдержку.

— Что дают конкурсы? Для того чтобы пройти через все жесткие требования и не сломаться, нужно иметь сильный характер, — говорит Альбина. — Это проверка нервов, профессионализма, подготовки во взрослую оперную жизнь. Конкурсы имеют свой возрастной предел — 32 года, иногда — 35 лет. Это подготовка к мировой оперной сцене. Некоторые музыкальные «состязания» дают реальную работу, в частности, конкурс им. Чайковского. Я, к примеру, получила большое количество ангажементов от европейских менеджеров. Но особенно важны не только эти предложения, важно то, что я выросла как профессионал. Когда идет такая сильная концентрация, ты постоянно находишься в напряжении и понимаешь, что от выступления зависит очень многое. Это не концерт, не спектакль, где публика тебя поддерживает. А здесь ты выступаешь и понимаешь, что зал тебя придирчиво оценивает, замечает малейший промах. Очень важно, с какого произведения начинать, и каким заканчивать. Уходить со сцены нужно после высокой ноты, после какой-то эмоциональной арии. Вообще, на конкурсе все играет роль. И внешний вид, и мастерство владения голосом, дыханием, — признается Альбина.

В отличие от различных состязаний в мире поп-музыки конкурсы академических музыкантов общественное внимание привлекают нечасто. Прежде всего, потому, что бывают событием внутрицехового характера и в громкой всемирной славе вроде как и не нуждаются. Однако вспомним: в свое время Советский Союз был заинтересован в том, чтобы демонстрировать на международных мероприятиях только самых сильных своих музыкантов, и в том, чтобы создать репутацию конкурса имени Чайковского как одного из самых сложных и престижных музыкальных соревнований.

Альбина долго готовилась к нему. За ее плечами — Казанское музыкальное училище, три года Казанской и три года Московской консерватории, призовые места на трех известных международных конкурсах, стажировка в Америке. Сравнивая реакцию зрителей во время выступления здесь и за океаном, Альбина отмечает: «Российская публика очень эмоциональна. Американцы тоже открытые люди и хорошо тебя принимают, но они более сдержанны, чувствуешь, что стоит какая-то стена между тобой и зрителем. И ты не можешь разрушить эту стену. Хотя музыка в Америке больше ценится, больше продается и более воспринимается. Множество американцев знают и любят оперу. И неважно, кем работает человек: стоматологом, банкиром, учителем или кем-то еще. А в России только человек 20 из ста любят оперу. Как бы то ни было, я сама выбрала себе дорогу в жизни, мне безумно нравится петь. Я решила участвовать в конкурсе имени Чайковского, потому что чувствовала в себе силы, и, кроме того, он ведь проводится только раз в четыре года. По правилам, должен был пройти в прошлом году, но его перенесли. Я не могла не принять в нем участия, тем более что конкурс был посвящен памяти величайшего музыканта Мстислава Ростроповича. Решила попробовать. И, как видите, все получилось.

После победы молодой певицы в конкурсе директор Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Р.С. Мухаметзянов заметил, что театр — это организм достаточно жесткий, где каждый день строго оценивается «продукция», которая выдается на сцену. В основе любого театра заключен многожанровый коллектив, а венчает его исполнитель высокого класса. Принцип театра — выбирать лучшее, что существует сегодня на музыкальном рынке. И неважно, в каком городе человек окончил консерваторию, главное — соперничество, жесткая художественная конкуренция, которую он должен выигрывать в любой, даже самой маленькой партии. «Понимаете, я Альбину наблюдал в разных ситуациях. Как и в любой профессии, у солиста бывают удачные моменты и не очень. Тот небольшой период, который мы с ней работали, мне самому был очень интересен. Я видел, как человек может концентрироваться, как может расслабиться. Мастерство определяется не уровнем высшего пилотажа, а наоборот, нижней границей, то есть тогда, когда человек терпит неудачу, когда он умеет проигрывать. Я видел Альбину на репетициях, знаю ее работоспособность и умение достойно встречать неожиданные сложности. Сегодня мир устроен так, что театры выбирают певцов согласно определенной классификации. Я буду рад, если наше сотрудничество с Альбиной будет продолжаться. Если есть такие исполнители, которые вызывают восторг у зрителей, это то, ради чего театр существует. Что произошло на этом конкурсе, очень важное событие для нас, поскольку Альбина прославила Казань».

Действительно, мы можем отнестись к победе певицы как к чему-то обыденному, но на самом деле подобные награды очень ценны и важны, благодаря им чувствуешь гордость за республику, взрастившую таланты.

Альбина ТИЛЕКЖАНОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя