Счастливая путеводная звезда

0
17

Исламия Мотыгуллина (Махмутова)Когда в далеком 1963 году Исламия Мотыгуллина (Махмутова) грезила о карьере актрисы, ее пугали тем, что эта профессия далеко не такая легкая и красивая, как кажется на первый взгляд. «У тебя не будет ни мужа, ни детей, ни квартиры, ни денег, разве что признание зрителей», — говорили ей все. Но в тот момент она не задумывалась ни о личной жизни, ни о материальных благах. В Советском Союзе молодежь была полна энтузиазма и веры в светлое будущее. Никакие испытания не казались страшными. А может ли быть иначе? Ведь в молодости всегда все кажется простым, беззаботным и легко разрешимым. А мечта у Исламии была только одна — сцена.

Ее родители, хотя и прожили жизнь в деревне, где не было возможности посещать концерты или другие мероприятия, связанные с искусством, но всегда тяготели к прекрасному. Отец был лучшим гармонистом и прекрасно пел, у него даже было прозвище — «певец Хидиятулла». Мать тоже старалась прививать девочке любовь к творчеству. Кроме того, Исламия с детства старалась не пропускать спектакли республиканского передвижного театра, который гастролировал по деревням Татарстана месяцами. Тем более что артисты останавливались в домах своих преданных зрителей и рассказывали о многом интересном, связанном с их профессией. А непреданных зрителей в то время не было. В любой деревне с нетерпением ждали актеров, тогда ведь не было других развлечений. К примеру, купить телевизор и в городе-то могли себе позволить далеко не все, что уж говорить о сельской местности. Поэтому жизнь вымышленных персонажей на сцене воспринималась как некая отдушина, как другая действительность, заставляла сопереживать, радоваться или сочувствовать героям, вызывала немало эмоций и разговоров…

Однажды, когда Исламия уже играла на сцене, на гастролях Передвижного театра (сегодня это Татарский государственный театр драмы и комедии им. Тинчурина) произошел смешной эпизод. В спектакле по пьесе Т. Миннулина в ее героиню — Фаузию влюблены два молодых человека — Халил и Ибрахим. Ибрахим был третьим лишним в этом любовном треугольнике, но не хотел добровольно отказаться от девушки. В спектакле есть такой момент, когда Ибрахим, находясь в комнате с Фаузией, закрывает дверь и в исступлении восклицает: «Я тебя никуда не отпущу, ты все равно будешь моя». А люди ведь в деревнях в то время были наивными и по-настоящему верили во все то, что происходит на сцене. По крайней мере, актрисе стали кричать из зала «А вы выйдите с этой стороны, здесь можно выйти». То есть зрители настолько вжились в спектакль, настолько завороженно следили за всем происходящим, что поверили в возможность самим влиять на ситуацию.

…Поступление Исламии в театр произошло неожиданно, как в сказке про Золушку. После окончания школы она приехала в Казань по приглашению своей подруги, которая обещала показать ей достопримечательности столицы республики. Там, где находилась Спасская башня, девушки увидели огромный плакат с надписью «Республиканский передвижной театр». Исламия помнила многих артистов, приезжавших к ним на гастроли, восхищалась ими, а с одной из актрис даже переписывалась. К сожалению или к счастью, артистов в тот момент в театре не было. Зато были директор, режиссер и парторг. С непонятно откуда взявшейся смелостью Исламия сказала «Примите меня в артистки, пожалуйста. Я все умею: и петь, и танцевать, и стихи наизусть знаю». Директор спросил ее: «Вы окончили театральное училище?» Однако у нее к тому моменту за плечами была только десятилетка, и она работала в школе пионервожатой. Но желание девушки стать актрисой было настолько всеобъемлющим и искренним, что директор театра закрыл глаза на отсутствие у нее профильного образования, и решил проверить ее способности. Девушка спела, сплясала и прочитала отрывок из спектакля. Кстати, она всегда активно участвовала в кружке художественной самодеятельности, может быть, это и помогло ей так уверенно вести себя в театре. Но, конечно, ей не сразу стали давать роли. Кассир, бутафор, рабочий сцены — сначала эти профессии пришлось ей освоить, зато у нее было время для того, чтобы присутствовать на репетициях. Ей необходимо было научиться играть, чувствовать роль, уметь раскрывать внутреннюю сущность образа. Без театрального образования все необходимое пришлось осваивать на практике.

Зато сегодня за ее плечами более восьмидесяти сыгранных разноплановых ролей, пьесы и стихотворения собственного сочинения, удачный опыт режиссерской работы, звание заслуженной артистки РФ и народной артистки РТ. Да и мрачный прогноз по поводу личной жизни не сбылся. Уже сорок лет Исламия Идиятулловна живет душа в душу со своим мужем, артистом того же театра Халилом Махмутовым. Они познакомились в 1966 году и буквально через два месяца после знакомства поженились. Как говорится, любовь с первого взгляда. Вместе они переносили все тяготы бродячей гастрольной жизни, часто были партнерами на сцене и даже играли супругов. Вместе объездили многие республики и города Советского Союза.

В дороге случались различные казусы. Однажды работники театра поехали с гастролями в Караганду на поезде. Декорации и костюмы должны были привезти отдельно на машине. Артисты добрались до места назначения, а машины все не было — видимо, что-то случилось в пути. Ситуация оказалась не из приятных, приближалось время спектаклей, все билеты распроданы. Что делать? Исламия не растерялась, предложила устроить концерт вместо спектакля, а показ пьесы перенести на следующий вечер. Все артисты, посовещавшись, собрали деньги у кого сколько было, и купили баян. За качество концерта не боялись, ведь в составе труппы был прекрасный баянист Тимур Зиннуров, а все артисты прекрасно могли и спеть, и сплясать. Правда, и приличная обувь для спектаклей осталась в машине. Только у заведующей труппы были красивые национальные туфли тридцать пятого размера. Пришлось всем по очереди выходить в этой обуви на сцену. Причем и те, у кого был тридцать седьмой размер, умудрялись их натянуть. Но это не главное, главное то, что зритель понял ситуацию и принял на «ура» непредвиденное музыкальное выступление артистов.

В1967 году у супругов Махмутовых родилась дочь Лилия. В то время, когда еще не было своего жилья, нормальной заработной платы, им приходилось очень непросто. Жили в бараке, в котором не развернуться. Ездить на гастроли с младенцем на руках, конечно, было невозможно. Поэтому во время поездок дочку оставляли у бабушки, то есть матери Исламии. Когда дочери исполнилось 4 года, Махмутовы получили однокомнатную квартиру в Казани. Вскоре родилась и вторая дочь — Ляйсан. Исламия Идиятулловна вновь с улыбкой вспомнила предсказание о том, что карьера актрисы закроет ей путь к нормальному женскому счастью. Не сбылся прогноз, что лишний раз доказывает: нельзя жить стереотипами, у каждого своя судьба, своя путеводная звезда, свой успех и свои испытания.

Живя полноценной жизнью в семье и театре, чувствуя прилив творческих сил, актриса начала писать стихи. Первое из них было посвящено матери, в котором было выражено все восхищение и уважение самому близкому и родному человеку. В поэтической «копилке» Исламии Махмутовой — посвящения конкретным личностям, известным деятелям культуры. Отдельный пласт — стихи для песен, пронизанные оптимизмом. Именно они стали основой для многих песен ее дочерей, ставших сегодня эстрадными звездами, хорошо известными в республике и в татароязычной аудитории других регионов.

Кроме того, актриса пишет пьесы. Конечно, это не происходит просто так, спонтанно. К примеру, самая любимая ею пьеса родилась под воздействием встреч с родственниками солдат, служивших в Афганистане и в Чечне. Когда актеры ездили на гастроли, они ночевали у местных жителей, которые нередко рассказывали историю своей жизни, своих детей. Особенно врезались в память Исламии разговоры о погибших или оставшихся инвалидами молодых солдатах, которым пришлось воевать в «горячей точке». Все это долго копилось в ее душе, пока не воплотилось в произведение «Ты моя единственная». Сюжет — про молодежь, любовь и войну, разлучившую влюбленных. Когда Исламия Махмутова предложила режиссеру театра свой сценарий, он не просто одобрил, но попросил, чтобы актриса сама занялась постановкой спектакля, ведь у нее уже есть опыт режиссерской работы, а со своей собственной пьесой она справится лучше, как никто другой. Так оно и вышло. Сегодня спектаклю уже десять лет, и он продолжает пользоваться заслуженным признанием зрителей.

Вот так всю жизнь на сцене проводит актриса, открывая в себе все новые грани таланта. По ее словам, главное, чтобы было вдохновение. А его можно черпать благодаря общению со зрителями, мужем, любимыми дочерьми и внуком. Актриса никогда не теряет бодрости духа и радуется, что все сложилось в ее жизни именно так, а не иначе, и считает себя по-настоящему счастливым человеком.

Альбина СУЛТАН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя