Трудный путь легок

0
27

 

0

Фарид БИКЧАНТАЕВ,

председатель Союза театральных деятелей РТ

 

— Фарид Рафкатович, вы ведь входите в состав секретариата Союза театральных деятелей РФ и наверняка следите за тем, как развивается региональная сеть СТД…

— Разумеется. Если иметь в виду успешность и результативность, то речь идет, прежде всего, о крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Самаре. Но все-таки главное в любой общественной организации не размеры населенного пункта, а человеческий фактор. Проще и удобнее всего принять позицию бедного просителя: «Денег нет, нас не трогайте, ничего от нас не ждите». Но чтобы был результат, в любой деятельности, тем более в творческой среде, не надо ждать манны небесной. Нужно что-то придумывать, экспериментировать, заявлять о себе, предлагать новые проекты, в конце концов, уметь и возмутиться, когда это необходимо, подключать спонсоров. Мы ведь смогли недавно заинтересовать своей деятельностью российского оператора сотовой связи «большой тройки», «ИнтехБанк», Казанский вертолетный завод, Таттелеком. Все они стали нашими спонсорами. Значит, это реально. Просто важно предлагать такие проекты, которые будут выгодны обеим сторонам. Деньги надо учиться добывать законным способом. Есть такое выражение — трудный путь легок. Союз театральных деятелей Татарстана живет по этому принципу. Самое главное, что у нас команда замечательная и дружная, благодаря чему многие проекты и реализуются.

Мы открыты для общения, дискуссий, репетиций, обмена мнениями, новыми идеями. Пусть у нас нет каких-то мощных рычагов воздействия, но есть желание работать и вдохновение. Когда стоит задача поддерживать пятнадцать театров, это немаловажно. В одном только Татарском государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля около трехсот сотрудников, и каждому нужно внимание.

— Говоря о поддержке, следует признать, что представители маленьких городов в ней особенно остро нуждаются…

— В настоящий момент мы разрабатываем положение о грантах для театров Закамья. Специалисты прекрасно понимают, насколько нереально создать спектакль на 62 тысячи рублей (а именно в эту сумму должен уложиться театр, исходя из бюджетных дотаций). Театр в принципе не может приносить прибыль, нужно это хорошо понимать. Поэтому грантовая поддержка будет очень кстати. Но, конечно, речь идет о творчески оправданном проекте, не просто очередном спектакле, а спектакле, который должен вызывать интерес, может быть, даже резонанс. Важно поддерживать оригинальные идеи, которые способны дать ответы на актуальные проблемы, могут найти некие особые струны в душе человека, пробудить к доброму, светлому, вечному.

— Фарид Рафкатович, как у нас в республике обстоит дело с молодыми кадрами в режиссуре?

— С этим не все в порядке, к сожалению. Всероссийский фестиваль молодой татарской режиссуры «Ремесло», который мы с недавних пор проводим в Казани, как раз по этой причине носит такое название. Творческой фантазии недостаточно, необходимо мастерство. Фантазия не может постоянно фонтанировать, нужен фундамент — знания, опыт, постоянное общение с коллегами. Еще один интересный проект, также призванный активизировать и поддержать молодых режиссеров, — это режиссерская лаборатория «Свободная сцена», которую мы проводим в Доме актера им. М.Салимжанова. В этом году лаборатория проходит с марта по июнь, и мы посвятили ее «вербатиму» (документальный театр — прим. ред.). Ставятся спектакли на тему «Казань, я люблю тебя». Надеюсь, кто-то из режиссеров-участников сможет найти оригинальное сценическое выражение. Пока в большинстве своем молодежь не способна ответить на вызовы времени. Зачастую тексты, к которым они обращаются, не современны и не интересны. Почти нет дерзких выходов, выступлений. Молодежь сегодня инфантильная, пассивная. А надо направить театральное движение в новое, «взрывное» русло, хотя, конечно, это не так просто, как кажется.

— В последние годы велось немало споров по поводу необходимости принятия закона о театре. В итоге он так и не был принят. Этот вопрос больше не актуален?

— Непросто разобраться во всей специфике театрального искусства для того, чтобы загнать его в законодательные рамки. Необходимость в законе действительно отпала, тем более что в прошлом году Правительством РФ была принята Концепция долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года. Прошедшей осенью в Москве состоялась встреча Председателя Правительства Владимира Путина с деятелями театрального искусства, на которой субъектам Российской Федерации было поручено разработать региональные концепции. Мы тоже принимаем в этом самое активное участие. В документе надо охватить многие важные вопросы, включая гастрольную деятельность, финансовую поддержку, подготовку кадров и повышение квалификации работников театров, их социальную защиту.

— Фарид Рафкатович, каким стал для вас год в должности руководителя СТД РТ? Какие творческие проекты удалось осуществить?

Хочу сказать, что программу-минимум за этот период мы выполнили. У нас заработал свой сайт, открылась детская татарская театральная студия «Нур», в которой занимается более 30 детей от 7 до 12 лет, произведен ремонт Дома актера, реализован проект режиссерской лаборатории «Свободная сцена». Мы стали одними из учредителей республиканской премии «Тантана».

Нам удалось «освободить» Дом актера от многочисленных арендаторов, расчистить площадки, где сегодня проводятся различные творческие мероприятия, в том числе творческие вечера режиссеров, актеров, театральных коллективов, критиков и драматургов, вечера-презентации книг о деятелях театра, творческие семинары, выставки работ театральных художников, вечера, посвященные памяти выдающихся деятелей культуры. В Доме актера стали «прокатываться» спектакли молодых режиссеров. Здесь же открылась студия звукозаписи Yummy music, которая работает в формате творческой лаборатории. Это произошло совсем не случайно. Студия будет работать с театрами Казани на партнерских условиях. Речь идет о поддержке интересных театральных проектов, от записи радиороликов до подбора музыкального оформления. В Доме актера разместилась и репетиционная база для музыкантов.

Конечно, мы активно взаимодействуем с центральным аппаратом СТД России во главе с Александром Калягиным. К примеру, привлекаем известных российских деятелей сцены для проведения творческих встреч в Казани. Успешно контактируем с Союзом кинематографистов РТ и в целом стараемся в какой-то степени объединять творческие союзы республики, поскольку всегда полезно и взаимовыгодно обмениваться идеями, в чем-то дополнять друг друга, помогать, сотрудничать. Большое значение придаем привлечению в ряды членов СТД республики молодежи, это одна из приоритетных задач. Если говорить о численности организации, то сегодня в нее входит 520 человек — актеры, режиссеры, театральные критики, педагоги, журналисты. Союз объединяет под своим крылом все 16 театров республики.

Главная задача организации — поддержка театральных деятелей (от рабочих сцены до режиссеров), оказание финансовой помощи тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию, нуждается в срочном лечении. Особое внимание уделяется ветеранам сцены, они не должны чувствовать себя забытыми или обделенными в чем-то. Пытаемся возвратить льготу на путевки в санатории республики для членов Союза (почти добились). Кроме того, у Союза есть собственная база отдыха «Актер» в Боровом Матюшине, где за небольшую цену можно снять домик на все лето.

— А какая у вас главная мечта как руководителя Союза театральных деятелей РТ?

— Я очень надеюсь, что когда-нибудь на базе Дома актера им. М.Салимжанова будет создан международный театральный центр, который станет способствовать развитию и интеграции театральной сферы республики в мировое сообщество.

— Желаю вам осуществления этой мечты и спасибо за интересную беседу!

 

Альбина ТИЛЕКЖАНОВА

 

 

 1       2       3

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя