Деньги ваши, проверки наши

0
23

Деньги ваши, проверки нашиКонцепция социально-экономического развития России предполагает повышение эффективности системы здравоохранения. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи — это индикаторы успешности проводимых реформ. И здесь на передний план выходят вопросы стандартизации и качества медицинских услуг — их решение должно помогать работать частным медицинским структурам, повышать эффективность их деятельности.

Чтобы оценить состояние дел в частной системе здравоохранения, за «круглым столом», организованном редакцией журнала «Элита Татарстана» совместно с комитетом Торгово-промышленно палаты РТ по внебюджетной медицине и общественному здоровью, свое мнение по этой проблеме высказали некоторые руководители лечебных учреждений Казани. 

Владимир КАЛИСТРАТОВ, председатель комитета ТПП РТ по внебюджетной медицине и общественному здоровьюВладимир КАЛИСТРАТОВ, председатель комитета ТПП РТ по внебюджетной медицине и общественному здоровью:

— В феврале текущего года в Торгово-промышленной палате Республики Татарстан уже состоялся «круглый стол» по теме: «Обеспечение качества медицинских услуг в частной системе здравоохранения». Организатором встречи выступил Комитет ТПП РТ по внебюджетной медицине и общественному здоровью совместно с Обществом врачей внебюджетной медицины РТ. На встрече как раз обсуждались вопросы, связанные с правовой базой для контроля качества медицинской помощи в частных структурах здравоохранения.

Анализ условий работы по обеспечению стандартизации медицинских услуг и обеспечению качества применительно к частным структурам позволил сделать несколько выводов: необходимой прозрачности и ясности в правилах внешнего контроля за работой частных учреждений нет. Более того, до сих пор не было эффективных контактов государственного и частного секторов здравоохранения (на уровне организаций, представляющих их интересы). Очевидно, что отсутствие таких контактов, а следовательно, и видимых для государства проблем частного сектора не позволяет эффективно использовать накопившийся потенциал частной системы.

Приходится констатировать, что сложившиеся условия для обеспечения внешнего контроля качества медицинской помощи не способствуют повышению эффективности работы частного сектора.

Рашид АКБЕРОВ, президент общественной организации Общество врачей внебюджетной медицины РТ, главный врач ООО Центр медицинской косметологии и здоровьяРашид АКБЕРОВ, президент общественной организации «Общество врачей внебюджетной медицины РТ», главный врач ООО «Центр медицинской косметологии и здоровья»:

— Действительно, у коммерции свои законы. Если платная клиника будет плохо оказывать услуги, то никто из больных не придет туда, и она не сможет существовать. В данном случае пациент голосует своим рублем. Больной сам идет в платную клинику, его никто не тянет сюда. Это ли не лучший показатель качества медицинских услуг? Единственной причиной проверки может быть только обоснованная жалоба больного. Других причин, на мой взгляд, быть не может.

Кроме того, у нас сейчас и без этого масса контролирующих органов. Эти конторы постоянно нас проверяют: то одно, то другое. Я говорю о тех почти полутора тысячах стандартах, которые установило федеральное ведомство по надзору в здравоохранении. Сейчас вот пытаются нам медицинский аудит навязать — за наши же деньги. Для чего все это делать?

Давайте посмотрим на эту проблему и с другой стороны. Какой бы высокой квалификации ни был проверяющий, он вряд ли сможет проверить работу профессора. Профессор — доктор наук, он защитил диссертацию, проводит научные исследования в своей области, специалист — часто уникальный. Он по своему уровню образования и профессиональной подготовке выше на порядок, чем простой, рядовой врач. Для того, чтобы понять и проконтролировать его методы лечения, необходимо быть специалистом (как минимум!) не меньшим чем он. У нас много таких проверяющих?! Уровень проверяющих (могу свидетельствовать) — чрезвычайно низок. Поэтому говорить о стандартах медицинской помощи — это нонсенс. А если я владею своей методикой диагностики и лечения, которая излечивает пациентов, и ко мне идут больные, мне что, запретят лечить людей? В конце-то концов, у каждого профессионала есть профессиональная честь, совесть, которая является лучшим контролером. Мы все давали клятву Гиппократа.

Опять-таки могут разниться, можно так сказать, философии лечения. Официальная медицина лечит печень, почки, сердце, словом, различные органы. Существует другой взгляд: лечить необходимо весь организм, болезнь — свидетельство системных неполадок в теле больного. Соответственно, качество лечения может определяться только конечной удовлетворенностью пациента той помощью, которую ему оказал тот или иной врач. Я всегда говорю, что если больному не стало легче после бесед с лечащим врачом, то такой врач плохой. Потому что положительный психологический настрой пациента — это половина успеха в лечении болезни. Это как измерить, какими стандартами?!

Кроме того, навязываемые нововведения ставят платные клиники и государственные в неравные условия. К нам и контроль будет построже, и помощи со стороны государства почти никакой. Сколько было разговоров о государственной помощи в приобретении медицинского оборудования (не финансовой, нет — законодательной!), однако дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Господа чиновники, поймите, болезнь не знает форм собственности, мы делаем общее дело — лечим людей. 

Владимир КАЛИСТРАТОВ:

— Следует отметить, что повышенное внимание к развитию стандартизации медицинских услуг и обеспечение качества медицинской помощи в негосударственных структурах не случайно. Масштабы и содержание деятельности частного сектора растут, становятся более разнообразными. Появляется все больше удовлетворенных качеством медицинской помощи пациентов, обращавшихся в частные учреждения. К сожалению, появляются и случаи врачебных ошибок. Возникают проблемы безопасности пациентов и медицинских работников. Актуальным становится вопрос: должны ли частники создавать внутриучрежденческие стандарты качества оказания медицинских услуг?

Борис АБАКУМОВ, главный врач МУЗ Стоматологическая поликлиника 3 КазаниБорис АБАКУМОВ, главный врач МУЗ «Стоматологическая поликлиника №3» Казани:

— В принципе, Минздравом России уже давно разработаны стандарты оказания медицинской помощи по различным заболеваниям. Они опубликованы в печати и доведены до сведения всех лечебных учреждений России и Татарстана. Поэтому создавать какие-то дополнительные стандарты можно, наверное, только с учетом имеющейся в учреждении передовой медицинской аппаратуры. Такой современной техникой оснащены крупные клиники, и они могут, на мой взгляд, ввести дополнительные стандарты к уже имеющимся общероссийским. Но создавать свои, учрежденческие, стандарты в каждом лечебном учреждении, государственном и негосударственном, нельзя.

Мы, например, считаем, что в нашей поликлинике выполнить все рекомендованные стандарты невозможно, так как оснащенность у нас не такая, как в крупных клиниках. Однако в своей работе придерживаемся утвержденных государством стандартов.

Стандарты качества — это технология использования медицинской аппаратуры, различных методик оказания медицинской помощи, технология лечения или профилактики болезни. Качество лечения определяется самим больным. Если он субъективно чувствует себя лучше после оказания медицинской помощи, значит, все хорошо. А если нет, тогда что-то не в порядке. Правда, и здесь все не однозначно.

Объективно оценить качество лечения какого-либо пациента сложно. В данной ситуации присутствует большой субъективный момент в оценке состояния больного. Врач его оценивает по-своему, больной — по-своему. Задача врача — помочь организму справиться с болезнью. У каждого человека своя реакция на курс лечебных процедур. Один выздоравливает быстрее, у другого этот процесс идет медленнее. Важно не упустить тот момент, когда болезнь может перейти в латентно текущий процесс.

Методика лечения и аппаратура, которые при этом используются, входят в стандарты оказания медицинских услуг. Они и определяют качество лечения.

Стандарты качества оказания медицинских услуг, «спущенные» сверху, не должны быть ниже тех, которые устанавливаются внутри конкретного лечебного учреждения.

В Минздраве есть отдел, который занимается качеством оказания медицинской помощи. Сотрудники этого отдела проверяют медицинские учреждения. Кроме того, в наших лечебных учреждениях есть люди, специально подготовленные, которые следят за качеством оказания медпомощи. Думаю, что такие специалисты должны быть и в крупных частных клиниках.

Я считаю, что осуществлять контроль качества медицинской помощи должны государственные структуры, а не какие-то ООО, частные организации, которые будут на этом зарабатывать деньги. Им нельзя передоверять такой контроль. Это — некорректно.

А то получается: нам предлагают проверять, как наши специалисты заполняют карточки больного, и за это с нас хотят брать деньги. Интересно получается. Разве от того, что напишет врач в карточке больного, будет зависеть качество лечения пациента, его выздоровление? Извините, между тем, что я написал и тем, что сделано врачом, существует большая разница.

Конечно, эти комиссии подскажут, как правильно, по трафарету, заполнить карточку. Станет ли от этого лучше себя чувствовать пациент?

Мы оцениваем работу конкретного врача по разным показателям, в том числе и по наличию жалоб от больных. Любая жалоба для меня — серьезный сигнал. Значит, есть проблема. Начинаешь разбираться, какое назначено лечение, как обращались с пациентом. К сожалению, больные не всегда выполняют предписания лечащего врача. В результате — такие пациенты не так быстро выздоравливают. Вот поэтому качество лечения — вопрос субъективный. Особенно это касается амбулаторного лечения.

Стандарты качества подразумевают лечение на тех или иных медицинских аппаратах, которые не в каждом медучреждении имеются. Поэтому в каждом конкретном случае лечащий врач использует свою апробированную методику лечения. Здесь важен конечный результат — выздоровление пациента.

Нас, кстати, ежеквартально проверяют страховые компании. Они, наверное, самые придирчивые проверяющие. И нужны ли еще какие-то дополнительные структуры создавать для осуществления проверок? Проверяющих на наши головы сегодня достаточно.

Чем может грозить такая дополнительная проверка? Я считаю, что появится еще один источник коррупции. Ведь если медицинское учреждение на плаву, его руководитель может договориться с проверяющими, чтобы они подписали документы за соответствующую плату без всяких проверок.

И, думается, прежде чем создавать какие-либо дополнительные проверяющие конторы, нужно подумать о возможных последствиях.

Они могут оказаться печальными…

Владимир КАЛИСТРАТОВ:

— Я лично проявляю пока сдержанный оптимизм в развитии отношений бизнеса и власти, но наши конкретные предложения, адресованные Министерству здравоохранения, вселяют надежды.

Качественные медицинские услуги — одно из долговременных конкурентных преимуществ любой медицинской организации. Частное медицинское сообщество готово разделить ответственность за здоровье пациента со всеми заинтересованными учреждениями и общественными организациями.

Владимир ДАРЬИН

От редакции

Понятно, что столь неоднозначная тема требует пристального внимания со стороны всего общества. Поэтому редакция будет ждать откликов и от других заинтересованных сторон.

Из Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации:

32. В ходе лечения пациента, в случае отсутствия апробированных профилактических, диагностических и терапевтических методов, или когда такие методы неэффективны, врач, при наличии информированного согласия пациента, должен иметь возможность свободно использовать неапробированные или новые профилактические, диагностические и терапевтические методы, если у него существует уверенность, что они дают надежду на спасение жизни, восстановление здоровья или облегчение страданий.

P.S.

Исторически сложилось, что в здравоохранении в большинстве своем работают женщины. Участники «круглого стола» от имени своих организаций выражают женщинам-коллегам свою признательность за нелегкий и благородный труд и передают самые теплые поздравления с праздником 8 Марта!

Всем здоровья, радости и счастья!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя