ДОМ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

0
82

 

 

Учитель – фигура незаменимая в жизни каждого человека. И очень важно, чтобы сами педагоги, преподаватели, руководители образовательных организаций имели хороших наставников, получали своевременно научно-методическую, организационную, консультативную помощь. Ради этих важных целей в Татарстане на протяжении уже 90 лет работает Институт развития образования. В преддверии юбилея ИРО его ректор Рина БАДРИЕВА рассказала о главных направлениях работы Института, его актуальных проектах и задачах.

 

Рина Ринадовна, какие задачи в текущей деятельности вашего коллектива выходят сегодня на первый план?

– За девять десятилетий работы Института развития образования менялись его названия, условия деятельности, но оставалась постоянной главная миссия – совершенствовать непрерывный процесс повышения квалификации педагогических кадров. Профессия учителя всегда будет востребована обществом, всегда качество образования служит сильнейшим конкурентным преимуществом региона, страны. А в эпоху «экономики знаний» значимость этого постулата только повышается. Поэтому ИРО прикладывает все усилия для того, чтобы на территории Татарстана федеральные и региональные программы и проекты в сфере образования реализовывались максимально эффективно, чтобы наша республика оставалась пространством образовательных новаций и передовых технологий. И чтобы постоянно совершенствовалась система повышения квалификации и переподготовки кадров на основе персонифицированных моделей обучения. Что имеется в виду? Программы обучения разрабатываются с учетом пожеланий, запросов наших коллег и, конечно, проблемных моментов, нуждающихся в улучшении. Так, Координационный совет при Минобрнауки Татарстана, куда входит ИРО, ведет мониторинг качества образования в республике и составляет рейтинг муниципальных районов. В те районы, которые заняли последние 10 мест рейтинга, мы выезжаем вместе с коллегами по институту, чтобы на местах провести практико-ориентированные семинары, составить «дорожные карты» выхода из проблемной ситуации.

Отмечу, что Институт развития образования ежедневно открыт для каждого педагога, руководителя в сфере образования. Значение ИРО намного шире любой организации, имеющей аккредитацию на программы повышения квалификации. Потому что наш институт – это некий дом для учителя, куда он всегда может обратиться и получить ответ на волнующий вопрос.

Если же выделять самые актуальные направления работы, то отмечу, что большое количество внимания, сил прикладываем к разработке и внедрению программ для детей с нарушениями развития, развитию инклюзивного образования.

Еще один злободневный вопрос. Часто педагоги разных школьных дисциплин, методических объединений испытывают трудности при применении федерального образовательного стандарта в части достижения совместных результатов. Речь идет о так называемых метапредметных связях, которые означают, что у образования, воспитания в школе есть единые цели, на которые должны работать все педагоги и чувствовать эту преемственность друг с другом. Для этого эксперты ИРО предлагают соответствующие концепции преподавания учебных предметов и областей, проводят публичные обсуждения этих концепций, круглые столы, конференции.

Среди других актуальнейших вопросов и проблем, которые постоянно в фокусе внимания коллектива ИРО, – организация психологического сопровождения образовательной деятельности, профилактика экстремизма, терроризма и других форм отклоняющегося поведения, экспертиза безопасности образовательной среды. Объем работы огромный, она сложная и сверхответственная. Но профессорско-преподавательский состав ИРО справляется. Это большие профессионалы и бескорыстные специалисты, очень любящие свое дело.

 

Институт развития образования получил также статус федеральной стажировочной площадки. Расскажите, пожалуйста, о сути ее работы.

– Это произошло на основе конкурсного отбора в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. Федеральные стажировочные площадки получают средства бюджета, чтобы проводить программы повышения квалификации по внедрению ФГОС, в том числе, например, по проблеме формирования метапредметных компетенций, о которой мы уже говорили. В прошлом 2017 году мы совместно с несколькими нашими школами – инновационными образовательными центрами, названными «базовыми стажировочными площадками», – обучили свыше 12 тысяч человек, из них 8,5 тысячи – из других субъектов России.

В России постоянные партнеры ИРО – это ведущие центры образования и науки, такие как Российская академия образования, Высшая школа экономики, Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Лидеры отечественной педагогической школы, такие как Евгений Ямбург и Ефим Рачевский, также наши частые гости, наставники и ориентиры в работе. Работаем и на международном рынке образования – активно сотрудничаем с Сингапуром, Казахстаном.

 

Что бы вы хотели добавить к сказанному в связи с юбилеем института?

– Прежде всего хочу поблагодарить Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова за огромное внимание к развитию системы образования. В нее направляются значительные инвестиции, и эта позиция чрезвычайно важна. В Татарстане делается все для раскрытия талантов и способностей детей, для притяжения и удержания лучших умов. В этой связи один из наших приоритетов сейчас – подготовка высокопрофессиональных управленческих кадров, которым под силу на уровне республики и муниципалитетов внедрять в жизнь лучшие образовательные практики, быть готовыми к претворению новаторских идей.

Пользуясь случаем, я поздравляю всех своих коллег с юбилеем Института развития образования. Благодарю их за самоотверженный труд и желаю дальнейших научных, творческих успехов, большого счастья в работе и жизни!

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя