Инновации — путь к коммерческому успеху

0
24

Инновации - путь к коммерческому успехуПроблема развития инновационного предпринимательства через систему венчурного финансирования и франчайзинга оказалась в центре внимания казанских ученых, специалистов в области коммерциализации и инвестирования научно-технических разработок — и. о. начальника научно-инновационного отдела Академии наук Республики Татарстан Венера АРСЛАНОВА и начальника отдела крупной кредитно-финансовой организации Альберта ТАИШЕВА.

Дело в том, что набирающая обороты промышленность и рост экономики теснейшим образом связаны с финансированием, инвестициями, инновациями, а люди, непосредственные участники экономического процесса, не всегда правильно понимают суть того или иного явления, присущих данной сфере. Только с опытом приходит понимание. И, как показывает практика, далеко не ко всем. Такая «компетентность» специалистов компании чревата крупными финансовыми потерями. Им, несомненно, надо быть доками в своем деле. Возможно, непосредственный опыт и научное исследование сотрудников Академии наук Республики Татарстан послужат импульсом к повышению компетентности наших специалистов в области экономики, промышленности и бизнеса.

Тезисы своего научно-практического исследования казанские ученые любезно предоставили нашему журналу.

Расходы берет на себя государство

Рынок наукоемких технологий становится одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики страны, и на первый план выходит задача трансфера и коммерциализации инновационных научно-технических разработок. Практическое выполнение этой задачи позволит более эффективно использовать потенциал, прежде всего, отечественной науки. Реализация результатов научно-технической деятельности позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить производительность труда, повысить уровень и качество жизни населения на основе развития производства отечественной продукции. Именно эти задачи федеральное правительство поставило перед нашей наукой и бизнесом в обозримой перспективе.

Создание инновационной продукции требует больших финансовых затрат. Поэтому, в условиях ограниченности бюджетных средств, государство берет на себя расходы, связанные в первую очередь с созданием продуктов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и техники. Приоритетные разработки содержат охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, результаты научно-технической деятельности, обеспечивающие социально-экономическую эффективность и направленные на укрепление обороноспособности страны.

Переход российской экономики к рыночным отношениям неизбежно связан с предпринимательской деятельностью и в первую очередь с успешным развитием малых и средних предприятий. Опыт наиболее развитых стран показывает, что вклад малых предприятий в экономику этих стран значителен. Так, например, в странах Западной Европы, Японии и США на долю малого и среднего бизнеса приходится от 40 до 60 процентов ВВП, а налоговые поступления от деятельности малых и средних предприятий составляют преобладающую величину.

Практически малые и средние предприятия работают во всех областях экономики. Но наибольшее развитие малый и средний бизнес получают только тогда, когда они ориентированы на использование разработок в инновационной сфере и с этого пути уже не сворачивают. Инновационное предпринимательство неразрывно связано с интеллектуальной деятельностью человека, который вкладывает свой научно-технический потенциал в организацию бизнеса.

Инновационная идея на любой стадии развития требует значительного финансирования и является наиболее рисковой, так как невозможно уверенно предсказать коммерческий успех предстоящей к выпуску продукции. Несмотря на это, только инновации предоставляют возможность постоянного роста.

Конкуренцию можно успешно выдержать, только придерживаясь инновационного пути развития. Понятно, что не все инновационные проекты доходят до стадии коммерциализации, то есть до выхода продукции на рынок. Но если повезет, то успех может превзойти все ожидания.

Финансирование инновационных проектов инвесторами осуществляется только после подробного анализа возможности их коммерциализации.

Существуют различные пути финансирования проектов. Опыт развитых стран показывает, что для инвестирования инновационных проектов венчурное финансирование более привлекательное, хотя и высоко рискованное.

Венчурный капитал оказал огромное влияние на развитие таких отраслей промышленности, как биотехнология, электроника, информационные технологии, программирование, нанотехнологии. Вкладывая инвестиции в уставный капитал вновь создаваемых малых и средних предприятий, венчурные фирмы способствуют созданию и развитию новых наукоемких продуктов. Хотя венчурная индустрия в основном способствует развитию предприятий малого и среднего бизнеса, в России система венчурного финансирования до настоящего времени не получила достаточно широкого распространения.

Одним из важнейших вопросов для венчурных инвесторов остается нерешенность проблемы ликвидности капитала, то есть отсутствие фондовых рынков. Венчурный капиталист, после выполнения программы инвестирования, должен «выйти» из совместной фирмы. В России варианты выхода венчурного капитала очень ограничены.

Венчурные инвесторы более охотно принимают участие в финансировании системы франчайзинга — системы льготного предпринимательства.

Характерные черты франчайзинга: право крупной организации предоставлять начинающему предпринимателю свою торговую марку, фирменный знак, идею, технологию, оборудование, патент, равно как и свою репутацию, деловые связи за определенную плату.

Инновации — это…

Понятие об «инновации» было введено еще в начале прошлого столетия Й. Шумпетером. Он полагал, что инновации — это новшество, которое применяется в области новой технологии производства и в процессе совершенствования системы управления производством, а также является непременным условием получения прибыли. В принципе такое определение остается актуальным и в настоящее время. Однако за прошедшие десятилетия понятие «инновация» в мире бизнеса приобрело более широкий смысл. По мнению академика Российской Академии естественных наук А. Кулагина, инновация — это новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и экономики производства и реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду.

Инновации осуществляются в двух направлениях. Прежде всего, это обновление или улучшение уже существующей технологии и расширение рынка выпускаемой продукции. Это направление менее затратное и, следовательно, менее рискованное. Второе направление инновационной деятельности связано с созданием совершенно новой наукоемкой научно-технической разработки. Это направление более затратное для финансирования, более рискованное для целей коммерциализации и требуется для решения вопросов внедрения разработки более длительное время.

Реализация инноваций — главный фактор конкурентоспособности выпускаемой продукции любой страны. Инновации в настоящее время определяют экономический рост во всех сферах деятельности государства путем постоянного внедрения в производство новых технологий, продуктов и услуг.

Определяющую роль в формировании национальной инновационной системы играет государство. Оно определяет нормативно-правовую базу, создает инфраструктуру и обеспечивает рост объемов продаж наукоемкой продукции промышленных предприятий. В треугольнике «власть — инновации — производство» роль государства является решающей. Инновационная политика государства должна стать национальным приоритетом. Государство должно стимулировать развитие инновационных процессов в национальной экономике путем создания различных льгот для предприятий, выбравших инновационный путь развития.

Инвесторы и источники финансирования инновационных проектов

Любая фирма (частный владелец идеи), независимо от объема бизнеса, рано или поздно нуждается в привлечении дополнительного финансирования (чаще в виде кредита).

К числу потенциальных инвесторов относятся:

— агентства и фонды поддержки предпринимательства;

— все формы бюджетного финансирования;

— инвестиционные фонды, кредитные учреждения;

— коммерческие банки, частные структуры (бизнес-ангелы);

— лизинговые компании;

— социальные и страховые компании;

— налоговые льготы (налоговые органы);

— международные фонды, гранты;

— бизнес-инкубаторы, технопарки;

— средние и крупные предприятия, акционерные компании;

— консалтинговые фирмы;

— венчурные фонды;

— лицензионные фирмы;

— паевые инвестиционные фонды;

— бизнес-центры и др.

Финансирование можно получить у себя в регионе, за его пределами или за рубежом. На первый взгляд, возможности для привлечения инвестиций как будто имеются.

Если же из приведенного перечня потенциальных инвесторов исключить тех, которые к системе венчурного финансирования не имеют прямого отношения или имеют его незначительно, то остаются только венчурные фонды, частные инвесторы («бизнес-ангелы») и государственные инвестиционно-венчурные фонды. Как видно, не так много.

Многолетний опыт в России показывает, что банковским кредитом могут воспользоваться в основном крупные предприятия, которые имеют возможность предоставить гарантию и обеспечить залоговое имущество. Большинство же мелких и средних фирм такой возможностью не обладают, а физических лиц, получивших банковский кредит (свыше установленной государством гарантированной суммы), вообще единицы. Поэтому они вынуждены искать и обращаться за инвестициями к другим (частным) источникам финансирования.

«Бизнес-ангелы»

«Бизнес-ангелы» — частные лица с личным капиталом, которые к тому же могут иметь богатый предпринимательский опыт и широкие связи в мире бизнеса. Инвестируя свой личный капитал, как правило, они становятся соучредителем компании и активным руководителем. Цель «бизнес-ангела» — своими действиями помочь фирме, особенно в начальной стадии развития, максимально увеличить капитал компании, а затем выгодно продать свою долю. Обычно «бизнес-ангелы» включаются в работу сразу же после знакомства с идеей, с первых ее шагов. Финансируя проект с самого начала, «бизнес-ангелы» принимают на себя огромный риск, очень часто неоправданный. Опыт работы в мире бизнеса, умение предвидеть развитие событий в сфере коммерциализации, быстрая ориентация в изменяющейся ситуации на рынке — шансы на успех компании. Часто известная репутация «бизнес-ангела» в мире бизнеса помогает пройти все «рифы», подстерегающие начинающую компанию.

На Западе имеется сетевая структура «бизнес-ангелов», где их можно легко найти. В России такой структуры пока нет.

Потенциал — высокий

Научный потенциал многих идей, поданных за время перестройки, не уступает зарубежным разработкам, а в некоторых случаях имеются уникальные работы, подготовленные, в частности, для целей коммерциализации. Для выявления коммерческого потенциала научных разработок необходимо провести инвентаризацию полученных результатов научно-технической деятельности в исследовательских организациях с целью определения возможности их коммерциализации.

Технический директор компании «Sony» по вопросу инновационной стратегии М. ИБУКИ:

— Наше движение началось тогда, когда мы поняли, что мы не те люди, которые могут конкурировать с уже существующими компаниями в выпуске товаров, на которых они специализируются. Мы избрали линию на производство таких вещей, которые ни одна фирма не делала до этого.

Материал к печати
подготовил Владимир КУЗЬМИЧЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя