«Я рассчитываю на Татарстан»

0
23

Завершился Год учителя. Год, полный перемен и непростых дискуссий о развитии образования. Год, который также стал началом реализации президентской инициативы «Наша новая школа». На Всероссийском конкурсе СМИ «Pro-образование-2010» в Москве представителю журнала «Элита Татарстана» удалось задать несколько вопросов министру образования и науки Российской Федерации
Андрею ФУРСЕНКО.

 

Андрей Александрович, открывая Год учителя, Президент Дмитрий Медведев выразил надежду, что этот год станет новым стимулом модернизации российского образования. Произошло ли это?
– А вы как считаете?

 

Я думаю, что за один год невозможно решить все проблемы нашего образования…
– Надо сказать, не только этим годом все началось. Уже в рамках национального проекта «Образование» появились ощутимые изменения. Хорошо помню дискуссии 2005 года, перед стартом национального проекта «Образование»: почти всеобщее неверие во все, что предлагалось. Было много разговоров о том, что у нас и так лучшее образование в мире, поэтому ничего менять не надо, просто дайте денег. Сегодня всем стало очевидно, что нам есть куда расти и к чему стремиться. Все – власть, бизнес и общество – заговорили об образовании и признали эту сферу ключевой, важнейшей для будущего страны. И я согласен с вами: нельзя допустить, чтобы этим годом все закончилось. Мы зафиксировали сейчас результаты, правильно зафиксировали, мы показали, что изменилось за последние лет пять. У нас теперь есть хорошая стартовая площадка для того, чтобы двигаться дальше.

 

Какие значительные события года в школьном образовании вы бы отметили?
– Это был год, когда общество действительно осмысляло, что такое школа, и принципиально по-другому взглянуло на роль современного учителя. Благодаря развернувшейся общественной дискуссии удалось сформулировать, какие задачи стоят перед нашими педагогами. На этой основе мы выработали новые требования к аттестации учителей, обсудили подходы к переподготовке и повышению квалификации, определились, как должна быть организована работа учителя. Все эти мероприятия направлены на то, чтобы повысить качество этой работы.

 

Новые критерии качества, новые образовательные стандарты, обновление школы… Ради чего это? Кого мы хотим воспитать в результате?
– Современная школа должна готовить детей к жизни в будущем. Она должна быть способна дать ребенку те знания и умения, которые будут востребованы лет через 5-10. Это сложная задача: предугадывать и в какой-то мере формировать запросы будущего. Когда мы потеряли одну страну, а получили другую, отечественное образование, как и другие общественные институты, растерялось. Прежняя система позволяла обучать и воспитывать молодежь, встраивать ее в советское общество. Когда же само общество стало меняться, образование не сумело к этому приспособиться, и было вынуждено догонять. От прежней системы нам досталась привычка загонять все в жесткие рамки, а вот учить людей учиться мы умели гораздо хуже. В современном мире содержание видов деятельности меняется очень быстро. И задача учителя – научить ребенка правильно выстраивать свою траекторию развития.

 

Каким образом?
– Я считаю, что в школе мы должны больше внимания уделять методологии получения знаний и социализации. Наша экономика становится все более социальной, поэтому мы должны воспитывать человека, который умеет жить в обществе и взаимодействовать с окружающими. Важно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка и при этом усиливать коммуникативные возможности. Человек должен ощущать себя личностью, которая готова делиться с окружающими тем, что она умеет. Тогда он будет чувствовать себя востребованным. Этому необходимо учить.
Очень важно прививать ребятам метапредметное мышление, то есть учить подходить с единых позиций к математике и физике, информатике и биологии. Почему нам так важны точные науки? Потому что мы живем в цифровом мире и знаем, что мир состоит из атомов и частиц. Мы должны научить ребят создавать, конструируя из составных частиц целое.
Когда мы говорим о социализации, необходимо донести до ребят важнейший постулат: человек не может быть успешным, если неуспешна его страна, окружение, друзья. Это неразрывно связано. Невозможно быть счастливым, если вокруг много несчастных. Кроме того, за свою историю человечество прошло через разные и сложные этапы, ни один из которых мы не можем зачеркнуть. И если мы хотим развиваться дальше, каждый должен это осмыслить, пропустить через себя.
Вот чему, по моему мнению, должна учить школа. Но нужно, чтобы все это приняли и поняли и сами учителя, и общество в целом. Хороший педагог осознает, что он учит ребенка не для сдачи ЕГЭ. Разные экзамены в той или иной форме приходится сдавать каждому из нас на протяжении всей жизни. Но если ученик усвоит и впитает то, о чем мы говорим, он сдаст любой экзамен.

 

Мы многое требуем от учителей. А что вы думаете по вопросу заработной платы педагогов?
– Я считаю принципиально важным, чтобы средняя зарплата учителей соответствовала средней зарплате по экономике конкретного региона. Это требование, которое надо выполнять. У нас таких регионов сегодня около двадцати, а в остальных она пока отстает – в среднем примерно на 30%. Конечно, нельзя допускать унижения учителя, в том числе низкой зарплатой. Он должен чувствовать себя состоявшимся человеком.
К сожалению, пока всего запланированного не удалось добиться, но все же произошли существенные изменения. Они не всех радуют, и как любые изменения, создают проблемы, ведь невозможно моментально приспособиться к переменам. Но система образования за эти годы начала меняться, на мой взгляд, в лучшую сторону. И я знаю, что в вашей республике тоже происходит серьезное движение вперед. Я очень рассчитываю на Татарстан.

 

Как вы относитесь к Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы?
– Очень интересная Стратегия. Там можно с чем-то спорить, с чем-то можно сразу соглашаться, главное – в Татарстане активно работают над проблемами образования. И то, что не только министерство и Альберт Харисович, но и президент республики вовлечен в эту работу в полной мере, имеет огромное значение. Действительно, вся республика этим живет.

 

Учитывая, что сегодня проходит награждение финалистов и победителей Всероссийского конкурса «Pro-образование-2010», как вы прокомментируете освещение Года учителя в СМИ?
– В Америке есть такая поговорка: закон – это то, что сказал судья. Так вот, в огромной степени то, что у нас происходит в образовании – это то, о чем вы писали на протяжении всего года. Завершение Года учителя не означает, что надо перестать писать на эту тему. Она была, есть и будет самой главной, потому что в зависимости от того, какое будет образование, такая у нас будет и страна. А писать надо правду: и хорошее, и плохое. Но при этом помнить, что ваше слово очень много весит, порой гораздо больше, чем слово министра, поверьте мне. Потому что учителя, родители слышат вас. И даже меня они слышат через вас. Мы благодарны всем журналистам и СМИ, которые помогают нам в деле развития нашего образования. И готовы терпеть все, что вы напишете, и дальше.
Марина ГОРШКОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя