Кластеры — это шаг вперед

0
19

Сегодня в республике стремительными темпами создаются образовательные кластеры, призванные готовить высококвалифицированных специалистов для ведущих отраслей экономики. Всем понятно, чем вызвана такая наступательная позиция руководства республики в сфере подготовки кадров. Во-первых, отсутствием грамотных специалистов в разных областях экономики. Во-вторых, низким качеством подготовки молодых кадров.


Спасут ли ситуацию образовательные кластеры? Только ли в них решение проблемы нехватки квалифицированных специалистов?


Что думают об этом исполнители новой стратегии, те, кто готовит сегодня кадры и будет этим заниматься в кластерной системе?


Сегодня наш собеседник — ректор одного из ведущих вузов республики — КГТУ (КАИ) — Геннадий ДЕГТЯРЕВ.


 
— Геннадий Лукич, инициаторы создания кластерной образовательной системы в нашей республике ссылаются на зарубежный опыт: там подобные системы подготовки квалифицированных кадров действуют давно и успешно. А ведь у нас в советские времена действовала аналогичная система: школа — ПТУ — техникум — вуз — предприятие. Что нового вносят кластеры, которые преподносятся как инновации в образовательной сфере?


— Понятно, что хорошего специалиста могут подготовить только вместе вуз и предприятие. Это понимали и раньше, понимают и теперь. Но в Советском Союзе подготовка кадров проходила в условиях жесткого партийного руководства. И действительно, тогда у нас никакой проблемы не было с организацией практики, предприятия помогали вузам оборудованием, научные заказы лились рекой — только успевай их выполнять. И в дипломных проектированиях предприятия нам оказывали помощь. Каждое предприятие готовило специалистов для себя, по крайней мере, на уровне начального профессионального образования. И, замечу, очень неплохо готовили. Все было четко отлажено. Потому и не зря говорили, что инженерное образование в Советском Союзе — лучшее в мире.


А вот когда мы начали переход к новой экономике, вся система разладилась. Правительству было не до этого, предприятиям — тоже. Большинство из них переживали серьезные трудности. И только те, которые занимались сырьем, развивались относительно хорошо. Поэтому проблемой кадров в тот период никто серьезно не занимался. А потому и царила в этой сфере настоящая стихия.


Стали открываться частные вузы. Но что такой вуз может? Он может обеспечить подготовку только по соответствующим направлениям: гуманитарному, экономическому, юридическому. А инженеров, конечно, они не могут готовить. Инженерных специальностей и сейчас нет в частных вузах.
То, что сегодня создаются образовательные кластеры — это, по-моему, здорово! И показывает, во-первых, что власть прозрела: другого выхода у нас нет. Начинают понимать и предприятия: действительно, надо готовить специалистов и самим. Раньше, когда начался разлад в системе подготовки кадров, предприятиям, собственно говоря, и не очень-то нужны были специалисты. Их было много — еще прежней закалки. А вот сейчас уже нет. Сегодня предприятия начинают развиваться, а специалистов, особенно начального и среднего профессионального образования, нет. Да и качество кадров, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Почему? Потому что каждый выживал по-своему: кто, во что был горазд. И то, что сегодня власть это поняла и стала консолидировать нас, я считаю правильным.


Большинство предприятий это хорошо понимают. И я уверен, что польза от этого будет.


— Но ведь, по сути, кластерная система у нас и раньше была. Только она так не называлась…


— Фактически, да. Но в те времена все делалось под жестким партийным контролем, а сейчас надо делать с учетом рыночных условий. Роль власти здесь очень существенна и сегодня она нас консолидирует, собирает, все объясняет.


— Что нового сейчас появилось в кластерах по сравнению, скажем, с тем, что было в советские времена?


— Люди не зря говорят: все новое — это хорошо забытое старое. Вот и новый кластерный подход напоминает прежнюю систему. Правда, реализуется он сегодня по-другому. Идея-то одна — обеспечить качество подготовки специалистов на всех уровнях. Причем и преподаватели, и заказчики кадров должны на равных участвовать в этом процессе.


Сегодня, в отличие от прежнего времени, действует новая экономическая система, поэтому функционируют и новые механизмы.


— Геннадий Лукич, а какова роль вуза в этой образовательной цепочке?


— Во-первых, под эгидой вузов будут разрабатываться учебные планы непрерывной подготовки специалистов, начиная с начального профессионального образования до высшей школы. Будут выстраиваться единые согласованные планы подготовки специалистов на всех уровнях.


— То есть по подготовке специалиста конкретной области?


— Да, ведь кластеры у нас отраслевые. И я считаю, это правильный подход.


Другое дело, что жизнь показывает: чрезмерное обобщение тоже плохо. Надо бы более узко двигаться.


Вузы будут заняты и методическим обеспечением кластеров, повышением квалификации и переподготовкой кадров. Вот сейчас, например, начинаем заниматься повышением квалификации преподавателей начального и среднего профессионального образования. Кто это будет делать? Конечно, вуз.


Кроме того, в рамках единого кластера, я надеюсь, нам удастся дать студентам начальное профессиональное образование. Вообще говоря, чтобы быть хорошим инженером, надо иметь начальное профессиональное образование по своему профилю.


Я был на одном из московских моторных заводов, где есть и кафедры, и образовательный центр. Так вот, там поставили такое условие для будущих специалистов: каждый инженер должен иметь две специальности начального профобразования. Вот правильный подход!


Надеюсь, что в рамках кластера и мы сможем его реализовать. Это — существенный плюс кластерной системы. Ведь студенты в дальнейшем и учатся более осознанно, они и подрабатывать могут по этим специальностям в свободное время.


Поэтому, на мой взгляд, кластерная система — это большой шаг вперед. Несомненно, она даст положительный результат. И роль вуза здесь очевидна.


— Есть такая проблема: государство и бизнес будут сегодня тратить немалые средства на подготовку высококвалифицированного специалиста, а он возьмет да и махнет после учебы за границу — за большими деньгами. Получается, что вложенные в него средства потрачены впустую? Мы же готовим специалистов для отечественной промышленности, а не для того, чтобы они в поисках лучшей доли уезжали в другие страны. Что делать?


— Все может быть. Но, во-первых, все не уедут. А чем образованнее общество, тем лучше для государства. Это — очевидно. Во-вторых, это, возможно, заставит задуматься руководство страны: чтобы удержать талантливую молодежь, ее надо стимулировать.


— Но ведь раньше выпускники вузов после окончания учебного заведения должны были отработать определенное время по направлению…


— Да, это было. И, думаю, что сейчас тоже нужно двигаться в этом направлении. Более того, мы в рамках целевой подготовки специалистов, заключаем договора, в соответствии с которыми человек должен какое-то время отработать у заказчика, оплатившего учебу. Или же вернуть деньги. И это справедливо. Ведь если государство или бизнес вкладывают средства в тебя, то они вправе требовать и отработки или возврата денег с учетом инфляции. Очевидно, это положение будет отрегулировано в процессе реализации проекта.


С другой стороны, нужно понимать, что люди талантливые едут в другую страну не просто за деньгами, но зачастую — чтобы раскрыть себя в хороших условиях, хороших научных школах, в лабораториях с прекрасным оборудованием. Нормальной жизнь должна быть и на бытовом уровне. Ведь если человек не может, занимаясь своим делом, обеспечить себя и семью средствами для полноценной жизни, то это никуда не годится.


— Смогут ли образовательные кластеры обеспечить отрасли промышленности республики, органы муниципального управления необходимыми квалифицированными кадрами, способными решать проблемы творчески, грамотно, инициативно?


— Я считаю так: если власть будет последовательна в реализации своих решений, а заказчики наших специалистов — работодатели — поймут, что другого выхода у нас просто нет, то кластерная система даст свой результат. И, безусловно, получит свое развитие.


Власть должна быть последовательной в реализации своих планов. Они — правильные!


Беседовал
Владимир ВЫРУПАЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя