Музей образования – живой организм

0
175

 

 

Работники музея:

Рушания ГАББАСОВА, Заки НУРТДИНОВ, Светлана ЕГОРОВА

 

       Нижнекамск, где системе образования всего 50 лет, богат талантливыми педагогами, как говорят, педагогами от бога. Это и учителя-первопроходцы, принимавшие активное участие в становлении города юности, ставшие уже легендой. Это и преподаватели – наши современники – победители всероссийских и республиканских конкурсов, подготовившие победителей олимпиад разных уровней, профессионалы, выведшие в большую жизнь сотни, тысячи выпускников.

      Профессия учителя — благородное дело, и оно не должно исчезнуть бесследно. По крупицам собирая информацию, бережно сохраняя все самое лучшее, пишут живые страницы истории сотрудники Музея образования Нижнекамска. В центре внимания – личность педагога, его творческий потенциал, детское творчество, профессиональное самоопределение будущего учителя.

 

 

Наки АХМЕТШИН

 

                       Первый директор

       Идея создания музея образования возникла в 1982 году, в период проведения в Нижнекамске Всероссийской научно-практической конференции «Педагогический коллектив и его воспитательные функции», в которой приняли участие более 300 делегатов из 87 краев и областей РСФСР. Опыт учителей Нижнекамска тогда нашел широкую поддержку и заслужил право на внедрение во всех педагогических коллективах огромной страны. С целью изучения, сохранения и распространения этого опыта накапливался материал, и в 1991 году был открыт первый в республике и России музей образования. Основан он по инициативе заведующего гороно Наки Ахметшина, заслуженного учителя РСФСР, Почетного гражданина Нижнекамска и Нижнекамского района, кавалера ордена Трудового Красного Знамени, который и стал первым директором музея. Тогда в штате было всего два человека – директор и методист. Наки Шайхутдинович удивительно целеустремленный, волевой человек. Он начал трудовую деятельность счетоводом колхоза 13-летним мальчиком, работал секретарем сельского Совета. Желание стать учителем было сильным: юноша поступает в Мензелинское педагогическое училище, успешно окончив которое продолжает обучение в Казанском педагогическом институте. Получив диплом, молодой педагог работает в Сабинской средней школе, затем он — первый секретарь райкома ВЛКСМ, заведующий отделом пропаганды и агитации Сабинского райкома КПСС, директор средней школы №2 г. Набережные Челны, первый зав. гороно Набережных Челнов, первый зав. роно, зав. гороно Нижнекамска. Наки Шайхутдинович — человек, всю жизнь посвятивший образованию.

 

                   Как все начиналось

    Это были бурные годы строительства молодого города. Это были и годы творческих поисков нижнекамских педагогов. Проведение научно-практических конференций самого высокого уровня, сотрудничество с Академией наук ТАССР, Академией педагогических наук СССР, научно-исследовательскими институтами – ученым миром страны способствовали тому, что учительство Нижнекамска внесло в педагогику неповторимую изюминку: свои находки и открытия, одним из которых было создание социально-педагогических комплексов в Нижнекамске. Республика по достоинству оценила опыт нижнекамцев: СПК школы №16 был удостоен Государственной премии имени М. Джалиля, было рекомендовано воплотить замечательную идею в других регионах Татарстана. Министерство образования РСФСР заинтересовалось опытом нижнекамцев, направило комиссию по проверке учебно-воспитательного процесса. Итоги обсуждались на коллегии в Москве, где образование Нижнекамска удостоено высокой оценки. Ряд школ — №№3,9,11 — получил право работать без контроля извне. Еще одно начинание заслужило одобрение педагогов, общественности республики — это лагеря труда и отдыха, которые оказались хорошим подспорьем в решении вопроса занятости свободного времени детей и подростков. Первой в республике была открыта школа полного дня — школа №15.

      За годы работы заведующим гороно Н. Ахметшиным расширилась сеть школ, внешкольных и дошкольных учреждений: число школ достигло 21, дошкольных учреждений — 74, открыты две спортивные школы, Дом пионеров, Станция юных техников, Детский дворец культуры, два межшкольных учебно-производственных комбината. Большое внимание уделялось укреплению материальной базы учреждений образования. Гороно первое в республике обеспечило переход на кабинетную систему обучения.

                   Здесь прошлое встречается с настоящим     

      Все это уже история, которая находит отражение в материалах музея. Здесь сохранена память о незабываемых годах, а сам музей сегодня — уникальное место, где прошлое встречается с настоящим. Все это создавалось Н. Ахметшиым и его соратниками: методистами В. Ивановой, А. Мирсаитовой, Я. Тухватуллиным, П. Ибаевым, директором Станции детско-юношеского туризма и экскурсий И. Малышевым, заведующим отделом станции В. Питеркиной, художниками-оформителями Н. Маркеловой, Л. Галузиной, научным руководителем З. Нуртдиновым, городским и районным управлением образования, городским и районным методическими кабинетами, руководителями учреждений образования, ветеранами-педагогами. Колоссальную работу по систематизации экспонатов музея, пополнению его фондов провела первый методист музея, проработавшая здесь 20 лет, Валентина Иванова, Отличник народного просвещения, соавтор первого тома книги «Становление и развитие образования в Нижнекамске», автор книги «Есть вечное слово – Учитель», очерков об учителях Нижнекамска.

      Базой музея определено педагогическое училище. И это не случайно. Будущие педагоги имеют прекрасную возможность подкрепить теоретических знания достижениями практиков. Руководители педагогического училища Евгения Тупикова и Рафкат Муллин оказывали большую материальную помощь в формировании залов музея, пополнении их экспонатами. Сегодня в этом направлении активно работает и директор педагогического колледжа Файруза Манихова.

      В настоящее время музеем руководит Заки Галеевич Нуртдинов, бывший директор школы №11. Значительна роль в пополнении архива и методиста музея Светланы Егоровой. Здесь сосредоточен богатый методический материал: авторские программы, методические разработки, творческие работы лучших из лучших. Помещены конкурсные работы учителей и школ — победителей Всероссийского конкурса на премию Президента РФ, профессиональных всероссийских, республиканских конкурсов «Учитель года», «Воспитатель года», «Лидер в образовании», победителей грантов главы муниципального района, научно-исследовательские работы.

        Об истории становления и развития образования повествуют семь залов: истории образования города, профессиональных учебных заведений, сельских учреждений и учреждений дополнительного образования, инновационных педагогических технологий, национального образования, художественно-графического и прикладного искусства, зал педагогического колледжа. Формируется зал дошкольных образовательных учреждений.

       Галерея мастеров педагогического труда знакомит посетителей с опытом учителей, награжденных орденами и медалями, заслуженными учителями Российской Федерации и Республики Татарстан.

     

 

 

Равис ШАКИРОВ

 

 

Инновации – в копилку

        Значительная роль в превращении музея образования в методическую кладовую принадлежит педагогу-новатору, заслуженному учителю Республики Татарстан, абсолютному победителю Всероссийского конкурса «Лидер в образовании», победителю Республиканского конкурса «Лучший муниципальный служащий-2005», заместителю руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района – начальнику управления образования Равису Шакирову.

      Равис Музагитович прошел путь от учителя до начальника управления образования, он работает в этой должности бессменно с 1998 года.Учитель учителей — инициатор многих нововведений в системе образования Нижнекамска. Начинания Рависа Музагитовича поддержали в Министерстве образования и науки, опыт его распространен в Татарстане и Российской Федерации. В музее эти нововведения представлены многогранно: материалы по шахматно-шашечному всеобучу, игре на курае, газеты «Школьная панорама», «От семи до семнадцати», «Чулман энжелере» разных годов издания, конкурсов хоровых коллективов учителей «Творческая панорама», конкурса на премию писателя, общественного деятеля Разиля Валиева, Ассоциации отцов, спартакиад педагогов по семи видам спорта, материалы открытых за последние годы центров: по работе с одаренными детьми, диагностики и консультирования, физико-математического; Совета ветеранов-педагогов, Совета молодых специалистов, работы республиканской и Поволжской научно-исследовательской конференции учащихся, первой республиканской ученической конференции, теперь ежегодно проводимой в Нижнекамске и многое другое. Успех современной системы образования Равис Музагитович видит в подготовке грамотных кадров, повышении профессионального мастерства, направляя преподавателей на курсы всероссийского значения. По инициативе Рависа Музагитовича налажено сотрудничество с институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования — ИПКРО (ныне Институт развития образования). Опыт работы городского методического кабинета – структурного подразделения управления образования — распространен в республике и нашел освещение в издании ИПКРО «Модели методической службы районных и городских органов образования Республики Татарстан». Равис Музагитович — член республиканской комиссии по разработке программы развития образования, организатор поездки по изучению опыта работы школ за рубежом директорами Нижнекамска. В музее организована выставка по итогам сотрудничества с коллегами-педагогами из Швеции, Финляндии, Германии, Франции. Сам Равис Музагитович — участник семинаров и курсов в этих странах, также в Санкт-Петербурге, Москве, Сочи – делится опытом работы, перенимает инновации педагогики. Программа психологической биорегуляции организма «ИБИС» С.-Петербургских педагогов для учителей и учащихся нашла дальнейшее успешное внедрение в школах Нижнекамска.

    

                     Вперед. Только вперед!

        Постоянный поиск, внедрение передового опыта позволили системе образования Нижнекамского муниципального района выйти на передовые рубежи. Сегодня наши учащиеся занимают второе место по количеству побед в республиканских олимпиадах. Наши школа №22 с углубленным изучением английского языка, лицеи №14, 35 — победители Всероссийского конкурса «Лучшие школы Татарстана», «Лучшие школы России»; директора Г. Галявиева, Л. Мачурина, Р. Азизов, В. Кистеева, С. Калимуллина, Т. Павлова, Г. Зиятдинова — победители республиканских и всероссийских конкурсов «Лидер в образовании», «Женщина — директор года», «Лучший директор школы».

         В музее представлены и материалы о видных политических и общественных деятелях, руководителях предприятий – наших земляках, руководителях города и района — главах администрации Нижнекамска и Нижнекамского района И. Метшине, А. Метшине; Ф. Зиятдиновой — депутате Госдумы РФ, после РФ в Саудовской Аравии с 1998-го по2004 год; Г. Маркове, депутате Госсовета; общественном деятеле Р. Валиеве и других.

          Музей образования подошел к 20-летнему юбилею, и сегодня это живой организм, центр по обмену и распространению педагогического опыта. Здесь проводятся заседания муниципального МО по всем предметам и направлениям, различные совещания, круглые столы, конференции, фестивали педагогических идей.

         Успешная деятельность музея невозможна без создания современной материально-технической базы. Мы благодарны руководителям учреждений образования, директору педагогического колледжа Файрузе Маниховой, руководителям крупных промышленных предприятий: Махмуту Гатину (ОАО «Татэнергомонтаж»), Амилю Калимуллину (бензиновый завод «Таиф-НК»), Рафаэлю Хабибуллину (ГАУП «Электротранспорт»), Жаудату Булатову, начальнику Технадзора «Татнефть», Николаю Афанасьеву («Спецэнергомонтаж»). Особая признательность — ОАО «Таиф-НК», оказавшему значительную помощь в издании публикаций

      Мы благодарны Айдару Раисовичу Метшину, главе администрации Нижнекамского муниципального района, и Равису Музагитовичу Шакирову, заместителю руководителя Исполнительного комитета района — начальнику управления образования, глубоко понимающим, что музей образования – составляющая образования, его прошлое и настоящее, а инвестиции в эту сферу — инвестиции в будущее.

    
Рушания ГАББАСОВА,

методист Музея образования г. Нижнекамска

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя