Образование: госзаказ в современном исполнении

0
41

Российские предприятия бьют тревогу — на производстве острый дефицит профильных рабочих кадров и специалистов среднего профессионального образования высокой квалификации. Наиболее действенный выход из сложившейся ситуации видится в возрождении госзаказа в современной интерпретации. К вопросу подготовки специалистов того или иного направления необходимо подходить, имея четкое представление, насколько они будут востребованы в будущем, дабы выпускники ссузов не пополняли армию безработных, а подготовка шла в соответствии с потребностью предприятий. То есть работодатель должен быть непосредственно вовлечен в процесс образования своих будущих работников. Под этим лозунгом и идет процесс создания образовательных кластеров.


О том, как нововведение отразится на деятельности отдельно взятого учебного заведения, корреспондент журнала «Элита Татарстана» беседует с директором ГОУ СПО «Набережночелнинский экономико-строительный колледж», кандидатом педагогических наук Анатолием БЛОЩИНСКИМ.


 
— Анатолий Иванович, с чем, на ваш взгляд, связана проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров в первую очередь?


— Основной причиной этого считаю подмену в нашем сознании элементарных понятий — «качество образования» и «уровень образования». Другими словами, все поголовно — как на бытовом, так и на государственном уровне, увлечены высшим образованием. Целью всех и каждого является диплом вуза, а не «высокая квалификация». Мы все забыли, что высшее, наукоемкое и фундаментальное образование обеспечивает научно-технический прогресс экономики, а практико-ориентированное среднее профессиональное образование гарантирует стабильность поступательного развития экономики. Именно поэтому при наличии бесспорных достижений в техническом прогрессе наше общество просто не в состоянии использовать на практике эти достижения из-за отсутствия высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. И, как печальный итог, — наши промышленные товары не в состоянии конкурировать с зарубежными!


Известно, что в структуре потребности специалистов любого производства доля техников составляет от 55 до 65 процентов. При этом нельзя сбрасывать со счетов и чисто экономический фактор — расходы на подготовку «техника» в восемь раз меньше, чем на подготовку «инженера».


— Создание образовательных кластеров уже сейчас называют наиболее действенным методом решения подобных проблем. Насколько обоснованно это утверждение?


— Инициатива Кабинета Министров РТ о создании отраслевых образовательных кластеров очень своевременна. Первым положительным фактором можно назвать активизацию деловых контактов учебных заведений с предприятиями — заказчиками кадров. Они стали проявлять заинтересованность и понимание путей решения этих проблем. Состоявшийся недавно на базе колледжа «круглый стол» с руководителями 20 крупных строительных организаций и предприятий ЖКХ свидетельствует о единодушной поддержке инициативы правительства. В городе уже подписано Соглашение о создании образовательного кластера на базе профессиональных учебных заведений и строительного комплекса. Базовыми предприятиями выступили ОАО «Камгэсэнергострой», ЗАО ПСТ «Подряд», ЗАО «Челныводоканал», ОАО «Горзеленхоз», ОАО «Челныстройремонт» и ООО ПКФ «Жилкомсервис». Сейчас ведется работа по заключению прямых договоров на подготовку рабочих кадров и специалистов.


— Финансирование подготовки кадров и формирование будущей потребности в кадрах должно взять на себя предприятие. Только ли в этом видятся его обязанности или могут быть предусмотрены иные формы участия в образовательном процессе?


— В основе нашего сотрудничества должно лежать равноправное и взаимовыгодное партнерство. Чаще всего такое сотрудничество ограничивается формальным договором на подготовку кадров. При этом роль предприятия сводится к минимуму — обеспечению производственной практики. А ведь со стороны предприятия заинтересованность в качестве подготовки кадров должна проявляться прямым участием в определении содержания программ подготовки, отслеживанием качества усвоения программы студентами. И этого можно добиться через целевую подготовку кадров. Она подразумевает учет специфики предприятий, степень использования новых технологий, некоторые другие особенности. Такой подход сближает партнеров, дает возможность взаимопроникновения в проблемы друг друга и естественное стремление к взаимопомощи. Тогда вопросы участия предприятий в «софинансировании» не будут восприниматься так болезненно. Изменение сложившихся стереотипов сотрудничества учебных заведений с предприятиями во многом зависит от самих учебных заведений. Наша инициатива, настойчивость в предложении образовательных услуг с учетом специфики предприятий во многом меняют отношение работодателей к учебному заведению.


Все это мы уже ощутили на собственном опыте. Анализируя положение дел в кадровом обеспечении ИТР ЖКХ нашего города, мы обнаружили, что только на 30% руководителей — специалисты необходимой квалификации. Из остальных: 15% вообще не имеют профессионального образования; 55% имеют непрофильное среднее или высшее профессиональное образование, при этом чаще всего — «учитель иностранного языка», «зоотехник», «товаровед» и прочие. О какой реформе ЖКХ может идти речь с такими кадрами? Более двух лет ушло у нас на выстраивание взаимоотношений с предприятиями этой сферы. Сейчас мы имеем четкую программу совместной работы. За последние два года 55 специалистов прошли профессиональную переподготовку, более 200 рабочих и специалистов повысили свою квалификацию по внедрению современных технологий. Для системы ЖКХ в колледже открыты три новых специальности, две из которых — на бюджетной основе, а зачисление студентов ведется только по направлению предприятий города.


— Какие планы на будущее и перспективы у экономико-строительного колледжа в свете реформы образования?


— В настоящее время коллектив работает над созданием образовательно-производственного комплекса, который обеспечит максимальную оптимизацию начального и среднего профессионального образования. Эта идея родилась и была оформлена в виде соглашения между колледжем, ПУ-47, отделом строительства и ЖКХ города еще в конце 2005 года. Она успешно совместилась с направлением создания образовательных кластеров, что существенно ускорит решение проблем профессионального образования. В этой работе наш колледж принял самое активное участие. Однако для большей эффективности необходимо решить вопрос присоединения к колледжу учебных заведений НПО строительного профиля. Такое учебное заведение с двухуровневой системой подготовки рабочих кадров и специалистов среднего профессионального образования будет иметь много существенных преимуществ. Это позволит:

— обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, направленного на оптимизацию баланса подготовки специалистов СПО и рабочих высокой квалификации в соответствии с реальными потребностями рынка труда города и Закамского региона;

— концентрировать бюджетные, материальные, учебно-производственные ресурсы и кадровый инженерно-педагогический потенциал;

— объединить межведомственные интересы всех участников процесса подготовки и использования специалистов, высококвалифицированных рабочих.

— повысить престиж обучения ребят в таком учебном заведении и получить более высокую квалификацию, прочно закрепиться на производстве.

Только такое учебное заведение сможет безболезненно перейти в статус автономного учреждения и успешно преодолеть все сложности существования в новых экономических условиях.


— Спасибо, Анатолий Иванович. Успехов вам и процветания колледжу.


 
Справка

Набережночелнинский экономико-строительный колледж создан приказом Министра энергетики и электрификации СССР в первые годы строительства КАМАЗа, 12 июля 1971 года, как филиал Нижнекамского энергостроительного техникума. В 1988 году приказом Минэнерго СССР филиал был преобразован в энергостроительный техникум на самостоятельном балансе, а в 1996 году по результатам государственной аттестации — в экономико-строительный колледж.
За весь период своего 35-летнего существования колледж подготовил более 4700 специалистов. В 1996 году Указом Президента Республики Татарстан колледж был награжден Почетной грамотой РТ.


Педагогический коллектив всегда стремился учитывать реальную потребность в специалистах для города и региона. Перечень специальностей постоянно менялся. Основными сегодня являются: «Строительство жилых и общественных зданий»; «Техническая эксплуатация зданий и сооружений»; «Сметное дело и ценообразование в строительстве»; «Садово-парковое и ландшафтное строительство»; «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции»; «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». В 2006 году открыто дневное отделение. Таким образом, главным стратегическим направлением развития колледжа является сфера строительства и ЖКХ.


Маргарита ВАЛЛЕР

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя