Патриотический гимн человеку

0
39

 

Все чаще со стороны государственных деятелей звучат предложения о том, как вернуть в сферу образования гражданское воспитание. Если 20 лет назад оно казалось пережитком советской эпохи, то сегодня все признают необходимость поднимать и укреплять патриотизм в обществе. Последняя инициатива в этой области — указ губернатора Калужской области Анатолия Артамонова об обязательном исполнении школьниками Гимна России перед началом занятий. Это вызвало массу дискуссий. Как задать правильные ориентиры в тончайшей сфере воспитания, что для этого необходимо изменить в образовательной политике и не только, рассуждает доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки и заслуженный учитель Республики Татарстан Валерьян ГАБДУЛХАКОВ.

 

Валерьян Фаритович, в разных странах школьники исполняют национальные гимны. В большинстве американских школ и детских садов ежедневно проходит торжественная церемония поднятия флага страны и штата. То есть калужская инициатива укладывается в международную практику…

— Конечно, исполнение гимна, поднятие флага — это признаки патриотического воспитания. Но главное все же — порыв души. Если человек переживает за судьбу родины, у него может возникнуть желание спеть ее гимн. Поэтому было бы лучше, если бы указ главы региона не обязывал, а рекомендовал администрациям школ выделять на это время. Но принуждать, заставлять нельзя. Наша страна сильно отличается от других, их опыт далеко не всегда нам подходит. Так, для американцев гимн и флаг США — это «бальзам» для души. Они воспитываются на чувстве гордости за то, что их родина — это мировая держава, самая передовая демократическая страна. Зарубежные коллеги часто спрашивают меня: «Что вам нравится в России?» Я отвечаю: «Не поверите: грязная улица, заброшенный огород, засохшая яблоня, деревянный дом без удобств…» Читаю изумление на их лицах. Иностранцам не понять, что заставляет меня называться патриотом своей страны. И здесь главное, чтобы мы сумели сохранить уважение к себе.

По вашему мнению, так происходит не всегда?

— Вот вы обратились ко мне как к педагогу и ученому-гуманитарию. Если вдуматься, педагогика — это уникальное явление России. Во время своих зарубежных командировок (я бывал в Оксфорде, в университетах Франции, Германии, Польши и других), когда я начинаю говорить на педагогические темы, вижу, что многое воспринимается на уровне дилетантов. За советский период развития нашей страны в школах и вузах была сформирована очень сильная педагогическая система: теория обучения, теория воспитания, методики преподавания. Нужно признать, что большую роль в этом сыграла коммунистическая партия, которая заботилась о формировании нравственности, идейности, патриотизма, высокой успеваемости в школе. И сегодня я понимаю, что наша научная педагогическая школа самая передовая в мире. Ни в Японии, ни в Сингапуре, ни в США такой нет. Педагогика сформировалась как самостоятельная сфера знаний, по сути, в ХХ веке и именно в Советском Союзе. Начало положили Ушинский, Толстой со своей Яснополянской школой, далее Макаренко, Сухомлинский раскрыли весь потенциал научной педагогической мысли. Слава Богу, еще жив Амонашвили с его гуманной педагогикой XXI века. Их идеи — это часть российской культуры, которая воспитывает интеллигентность. Кстати, интеллигенция — это социальная прослойка, также характерная только для России. Интеллигентность не переводится точно ни на один язык мира. Это не английский аристократизм, не французская любезность, а часть национальной культуры, неразрывно связанная с патриотизмом. Декабристы, пожалуй, первые интеллигенты России, не желали для себя большего, чем только посвятить отчизне души прекрасные порывы. А что означает быть интеллигентом? Это обреченность на несчастье… Боль и переживания за родину, без которых не ощутить удовлетворения жизнью. А на Западе развивается педагогика счастья. Так, например, в Оксфорде тьютор (это успешный выпускник магистратуры, который очень хочет поступить в докторантуру), помимо того, что работает со студентами в качестве репетитора, обязан выполнить задачу — обеспечить их счастливое состояние в учебный и внеучебный периоды. Западному обществу, которое признает главной ценностью счастье отдельного человека, трудно понять муки российского интеллигента… Парадокс: читая и изучая «Горе от ума», мы все признаем, что благополучнее Фамусов, но походить хочется исключительно на Чацкого. Счастье не вбирает в себя духовность, те богатые чувства, которые выражают Пушкин, Островский, Бунин, Чехов. Хотя нужно отметить, что бренд русской классики непререкаем в Европе. Не только филологи и лингвисты, но и математики, физики цитируют того же Грибоедова.

Но ведь именно желание быть счастливыми тянет на Запад молодежь…

— Последние события показали, что, несмотря на слабость экономики, санкции или кризис, россияне готовы принимать трудности и жить, преодолевая их. Я убежден, что, даже если экономическое положение в стране станет хуже, большинство населения все равно останется патриотами. И будет защищать свою Родину, если такая необходимость возникнет. Конечно, порядка 30% тех, кто переводят свои миллиарды в офшорные зоны, станут предателями… Я знаю людей, которые в последние месяцы страшно были озабочены тем, где спрятать деньги за рубежом. Но все же их в нашем социуме меньшинство.

Однако, если мы будем продолжать поощрять моду на все западное, которая устойчиво закрепилась у нас в последнее двадцатилетие, мы очень рискуем. Что это значит? Возьмем, к примеру, английский язык. Бесспорно, сейчас его эпоха, это язык международного общения, и учить его надо. Но, с другой стороны, у русскоязычного человека молодого возраста, который активно говорит и пишет на английском, меняется ментальность. Ведь язык — это культура. Посмотрите, как президент Украины Порошенко продвигает идею того, чтобы вторым для изучения в школах языком стал английский, а не русский… Он понимает, какое это колоссальное влияние окажет на мышление людей. Западные идеалы, ценности станут для них родными. Но что тогда станет с исконной украинской культурой? Ведь это путь развития страны как колонии! Вот с чего начинается патриотизм — с защиты своего языка, как это активно делается, например, в Германии или во Франции. Так было и в Советском Союзе. Несмотря на то, что на протяжении всего развития страна проводила политику самоизоляции, в мире уважали и учили русский язык. Нам не надо ни на кого походить. Нужно оставаться россиянами: русскими, татарами, марийцами, бурятами… Если идеи педагогов-классиков, о которых мы с вами говорили, не забывать, а внедрять в образовательную практику, то уже через два-три года у нас в России может резко вырасти качество обучения, воспитания и развития. Нужно фундаментально изучать русский язык и литературу. Не злоупотреблять компьютерными технологиями в школе, они и так занимают в нашей жизни огромное место. На различных педагогических конкурсах, открытых занятиях я видел уроки русского языка, где дети уже не пишут. Смотрят на экран, нажимают клавиши… А для меня как языковеда давно является аксиомой: чем меньше человек пишет ручкой, тем ниже грамотность. Порою хочется вернуться в Советский Союз, в бедные и скромные времена, когда на парте лежали лишь ручка и тетрадь. Все больше привыкая к короткому языку смс-сообщений, наши дети перестают чувствовать глубину языка, многие подходы к выражению мыслей становятся им просто непонятны…  

То, что в нашем обществе нет системы ценностей, заставляет многих вновь задумываться о государственной идеологии…

— Согласно Конституции России, сфера образования в стране находится вне какой-либо идеологии. Однако этот вопрос все чаще поднимается публично. И даже профессор МГУ в одном из своих недавних выступлений заявил, что в стандарте подготовки специалистов для дошкольного образования реализовали новую идеологию… Понятно, что в данном случае слово «идеология» прозвучало как метафора. Но сейчас российское общество действительно ищет новый идеологический центр. Прошлый век прочно ассоциируется с атеистическим мировоззрением, основанным на марксизме-ленинизме. В связи с этим многим, в том числе в верхних эшелонах власти, кажется, что теперь нужно противопоставить ему мировоззрение религиозное. Однако я считаю, что мы не должны отступать от конституционных принципов. Надо соблюдать плюрализм. Образование должно быть деидеологизированным, светским и ориентироваться на общечеловеческие ценности, которые пропагандировали и художник-космист Николай Рерих, и сомневающийся христианин Лев Толстой, и атеист Дмитрий Лихачев… Все они, а также другие великие российские мыслители — носители духовной культуры. Вот на это, на духовность, на гуманную педагогику нужно делать ставку.

Без возвращения к единой идеологии возможно ли сформулировать общероссийскую национальную идею?

— Думаю, да, так как вся философская и педагогическая мысль России озадачена тем, чтобы найти эту национальную идею. Конечно, от нее зависит и патриотизм. Но нужно понимать, что эту идею нельзя «спустить» сверху, она должна зародиться. Вот сейчас, в условиях конфронтации с Западом, я вижу ее проблески. Это возникшее понимание самоидентичности России, необходимость отстаивать национальные интересы, которая объединила людей… Поднялась волна патриотизма. Конечно, нельзя желать столкновения с другими странами для того, чтобы родилась национальная идея. Просто мы должны отказаться от убеждения, что надо обязательно держать «за хвост» Западную Европу. Якобы она знает, куда бежать, а мы с ней не заблудимся. Нужно отойти от такой политики, стремиться быть самодостаточными. Мне кажется, наша национальная идея заключается в том, чтобы поднять экономику страны, сделать ее конкурентоспособной. Сократить разрыв в уровнях жизни людей, сделав чуть более благополучными нижние социальные слои, ведь это самая большая часть населения. Если человек старше 60 лет теряет работу, его охватывает отчаяние. Увы, я знаю немало безработных отставных офицеров, ученых — кандидатов и докторов наук. Как тут не вспомнить царскую Россию, где за высокое офицерское звание или за звание приват-доцента университета (и, конечно, за вклад в честь и достоинство России) человека одаривали дворянским титулом, а за звание профессора возвышали в графы со всеми прилагающимися владениями, землями… Так случилось с Ломоносовым, крестьянином по происхождению. Уважение к человеку, пожалуй, лучше всего воспитывает патриотизм. Конечно, глядя на бельгийских безработных, которые посещают театры, или на немецких пенсионеров, путешествующих по миру, наша молодежь делает соответствующие выводы… Страна должна защищать своих людей. Когда простой, бедный или безработный человек,почувствует к себе уважение со стороны государства, тогда мы будем не только говорить о патриотизме, но и почувствуем этот патриотизм сердцем и душой.

 

Беседовала Диана ГАЛЛЯМОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя