Перспективы социального партнерства

0
46

 

 

Рудольф СИТДИКОВ,

директор Камского политехнического колледжа им. Л.Б.Васильева

 

Курс на модернизацию  реального  сектора отечественной  экономики и его инновационное развитие поставил на повестку дня вопрос о подготовке рабочих кадров, долгое время не находивший конструктивных путей решения. Но сегодня можно уверенно констатировать, что в этой области переход от дискуссий  к реальным делам  уже состоялся, и существуют точки роста, дающие положительный пример формирования кадрового потенциала для  современного индустриального производства. Это результат того, что наиболее дальновидные  руководители крупных промышленных объектов  приняли участие в решении этой назревшей проблемы.

            Вдохновляющий и обнадеживающий опыт  подготовки рабочих кадров в новых условиях  наработан в ГАОУ СПО «Камский политехнический колледж имени Л.Б.Васильева, что в Набережных Челнах. Как можно убедиться, огромное воспитательное  воздействие на здешних студентов  оказывает тот факт, что образовательное учреждение носит имя человека, ставшего легендой для жителей автограда,- первого генерального директора КАМАЗа, Героя Социалистического труда, участника Великой Отечественной войны. И не менее важно, что в последние три года, то есть в период радикальных преобразований, возглавляет колледж по рекомендации ОАО «КАМАЗ» один из учеников и сподвижников Льва Борисовича Васильева, заслуженный работник КАМАЗа Рудольф Ситдиков, за плечами которого трудовой путь от  электрика до заместителя  генерального директора  одного из заводов Камского  автогиганта.

            Сегодня Камский политехнический колледж  —  крупнейшее образовательное учреждение среднего профессионального образования в  Республике Татарстан. Здесь обучаются по 20-и специальностям  1400 студентов. При поддержке базового предприятия и содействии министерства  труда, занятости  и социальной защиты РТ и  министерства образования и науки РТ в  учебном заведении радикально обновлены как материально-техническое оснащение, так и  образовательные технологии, усилен  инновационный потенциал. Педагогический коллектив реализует стратегию, сформулированную в миссии колледжа: «От качества в образовании – к качеству на производстве».

            Перемены потребовали совершенствования качественных характеристик преподавательского состава и корпуса мастеров производственного обучения. Произошло обновление кадров, средний возраст работников коллектива стал моложе на семь лет. В то же время возрос уровень образованности и компетентности сотрудников колледжа. 80% их состава имеют квалификационные категории, и среди них даже трудятся восемь специалистов с ученой степенью. Качество подготовки рабочих кадров и специалистов технического профиля в стенах образовательного учреждения от этого существенно выигрывает.

            Известно, что молодежь проявляет сегодня повышенный интерес к новым информационным технологиям, тянется к продвинутому инновационному оборудованию. И поэтому росту популярности колледжа очень способствовало его оснащение мультимедийными средствами, внедрение инновационных технологий в образовательную среду. Действует уже пять учебных кабинетов с подобным оборудованием. В обучении высокую эффективность дает использование интерактивных досок. Уникальны их визуальные возможности, позволяющие студентам видеть, к примеру, деталь в трехмерном изображении. Готовятся к открытию еще четыре таких кабинета с мультимедийным оборудованием. А компьютерные классы, без которых невозможно представить учебный процесс в колледже, сегодня рассматриваются здесь уже все-таки как вчерашний день. Любят студенты и свой лингафонный кабинет, поскольку современный профессионал технического профиля должен владеть языками.

Неоценимую помощь оказывает колледжу базовое предприятие. КАМАЗ принес в дар кузнице своих кадров 40 единиц металлорежущих станков, а ведь это станочный парк настоящего цеха! И студенты здесь под руководством квалифицированных наставников даже нарабатывают профессиональное мастерство, осуществляя выпуск полезной продукции по заказам предприятий города. А новая сварочная лаборатория позволяет осваивать все виды сварок. В том числе здесь оборудование для сварки полипропиленовых труб, чему могут позавидовать и заводские специалисты. Группы автомехаников с увлечением занимаются в лаборатории по автоделу. А кроме того, здесь есть лаборатории для подготовки будущих кондитеров, швей, портных.

            Камский политехнический колледж им. Л.Б.Васильева стал настоящим творческим полигоном, где актуализируются все новые возможности социального партнерства сторон, заинтересованных в совершенствовании профессиональной подготовки рабочей молодежи. Договор о сотрудничестве между образовательным учреждением и базовым предприятием в нашем случае не формальный документ. Руководство КАМАЗа придает большое значение этим отношениям, оно окружает колледж повседневной заботой и поддержкой. Достаточно сказать, что установка и наладка станков, переданных в дар, была проделана камазовскими специалистами тоже бесплатно. Сотрудники колледжа привлекаются ко многим инновационным проектам концерна, в том числе и по Бережливому производству, получившему широкое распространение на заводах КАМАЗа. Они участвуют в круглых столах, конкурсах профессионального мастерства, проходят бесплатную стажировку на рабочих местах в реальном производстве. А представители автогиганта участвуют в составе комиссии по итоговой аттестации студентов, оценивают дипломные проекты. Это взаимодействие обеспечивает тесную связь теории с практикой при подготовке кадров.

            В колледже апробирована  и находит дальнейшее распространение дуальная система профессионального образования, которая включает в себя опыт заключения соглашений между работодателем, учебным заведением, студентами и их родителями. В настоящее время такая система функционирует между колледжем и ЗАО «Челныводоканал». Каждая сторона строго соблюдает свои обязательства. Предприятие формирует вариативную часть учебной программы, выделяет дополнительные стипендии для студентов, организует им оплачиваемую практику именно на том оборудовании, которое они изучают по учебному плану. А по окончании колледжа выпускникам гарантируется трудоустройство. Сегодня некоторые предприятия города уже выразили готовность заключить такие соглашения, поскольку успешность и выгодность этой работы доказана на практике.

Опыт Камского политехнического колледжа им. Л.Б.Васильева в развитии форм социального партнерства при подготовке высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда, привлекает широкий интерес представителей властных структур, бизнеса, производства, науки, образования. Это, в частности, показала прошедшая на базе учебного заведения республиканская научно-практическая конференция по теме: «Подготовка рабочих и специалистов будущего в условиях партнерства: работодатель – педагог – студент». Примечательно, что многие перспективные идеи на ней были озвучены самими студентами-участниками конференции.

В настоящее время на базе колледжа Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и Межрегиональным институтом повышения квалификации специалистов НПО и СПО РТ организованы курсы повышения квалификации мастеров и педагогов Закамской зоны по теме: «Технология разработки образовательных программ на основе ФГОС НПО, СПО нового поколения».

            По мнению директора колледжа Р.Ситдикова, в период реформирования системы образования, передачи финансовой ответственности с федерального на региональный уровень возрастает актуальность управленческой деятельности. Поэтому в образовательном учреждении внедрена и приносит ощутимые плоды оригинальная и высокоэффективная модель управления. Рутинные процедуры сокращены здесь применением  электронных информационно-коммуникационных средств. Динамично решать управленческие вопросы, обходиться без бумажной волокиты  дают возможность внутренняя локальная сеть, внутренний документооборот, электронный бухгалтерский учет, сайт колледжа, электронное расписание,  системы видеонаблюдения и пропускных терминалов.

            -Развитие материально-технической базы, оснащенности колледжа,- убежден Рудольф Мингазович,- это не цель, а средство плодотворной педагогической практики. Насильно навязать знания нельзя. И мы стремимся видеть, чем живет студент, и направлять его – своим примером, настойчивостью, квалификацией. Работая с любовью к учащимся, стараемся привить и им самоуважение и любовь к ближним, качества отца и продолжателя рода, который не боится будущего, готов к ответственности за него и развивается в деле, которое ему интересно.

   Евгений Коблев

 

     

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя