Раис ШАЙХЕЛИСЛАМОВ: Приоритеты определены

0
25

Ключевая задача образовательной политики — реализация прав детей и молодежи на качественное образование, формирование личности будущего гражданина как основы человеческого потенциала нашего общества и системы мер, направленных на обеспечение инновационной экономики высококвалифицированными кадрами.

Последние пять лет Татарстан стабильно занимал 2 — 3 места в Российской Федерации (после Москвы) по вводу в эксплуатацию общеобразовательных учреждений. Только в прошлом году, к примеру, открылись 25 школ на 5673 ученических мест и 6 детских садов на 280 мест. А на текущий и капитальный ремонт по консолидированному бюджету израсходовано 352,9 млн руб.

Минувший год стал первым годом реализации приоритетного национального проекта «Образование». В Татарстане его идея, содержание и направления позитивно восприняты обществом, имеют большой капитал доверия и поддержки. Это обязывает к эффективным действиям. Что удалось уже сделать? Во-первых, создать необходимую нормативную правовую базу реализации национального проекта. Во-вторых, отработать принципы взаимодействия с органами местного самоуправления. В-третьих, создать ряд важных институтов гражданского общества, прежде всего, в образовании — ассоциации молодых ученых, экспертные советы в городах и районах.

Проект активно поддержан Правительством республики: принята перспективная Программа мероприятий Кабинета Министров на 2006 — 2007годы. В числе наиболее значимых решений — выделение дополнительных премий правительства по миллиону рублей каждая для инновационных школ-победителей общероссийского конкурса, а также премии учителям, подготовившим победителей общероссийских и международных предметных олимпиад. За счет республиканских средств приобретено 55 автобусов — на 30,4 млн руб., учебно-наглядные пособия и учебное оборудование — на 35,18 млн руб.

Основной эффект реализации проекта в том, что существенно возросла инновационная восприимчивость отрасли. Сегодня отчетливо определились три направления изменений:
— роль классного руководителя определена как приоритет национального развития;
— определены как приоритеты формирование института лидерства и человеческого капитала в образовании;
— особое внимание уделено развитию и поддержке особо одаренных среди учащихся и молодежи.

Победителями в рамках проекта стали действительно уникальные школы, учителя и молодежь. Но обеспечить системные и долгосрочные изменения в образовании можно только при условии превращения опыта лучших в массовую практику.

Положительная тенденция дошкольного образования

Сегодня важнейшая задача состоит в том, чтобы идеология проекта распространялась не только на школы, но и на другие уровни образования, в частности — на систему дошкольного образования. В республике около двух тысяч дошкольных образовательных учреждений и число детей в них ежегодно увеличивается. Сейчас наблюдается положительная тенденция роста охвата детей дошкольным образованием: За последние четыре года она поднялась до 70,8%.

Ученик, пришедший в первый класс школы без подготовки, испытывает больше трудностей, чем прошедший подготовку в дошкольном образовательном учреждении. Ему сложнее адаптироваться к школьному обучению. Он комплексует, у него нет навыков общения со сверстниками, самостоятельности, ответственности, умения работать в группе. Такие дети осваивают учебные предметы со значительными трудностями из-за недостаточного развития умственной работоспособности, мелкой моторики, двигательных навыков, а также недостаточного развития образного мышления и воображения.

Поэтому мы проводим целенаправленную работу по внедрению в республике системы предшкольного образования. В России оно должно быть введено к 2010 году. Разработаны региональная модель предшкольного образования, программа «Предшкольное образование» с учетом национально-регионального компонента, в процессе разработки соответствующие учебно-методические комплекты.

Профилизация — перспективное направление

Серьезным элементом модернизации начального образования стало введение нового содержания обучения. Усилена деятельностная составляющая образовательного процесса. В учебный план начальных классов с прошлого года введены предметы «Иностранный язык» и «Информатика». Обязательное их изучение на начальном этапе школьного обучения предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке учителя. Это обусловлено еще и тем, что в республике 438 из 707 сельских начальных школ малокомплектные. В них обучаются 2190 детей. В этих школах из-за отсутствия необходимой учебной нагрузки невозможно содержать специалистов по информатике и иностранному языку. А это значит, что педагогическим вузам необходимо серьезно готовить учителей начальных классов для села по новой специализации по иностранному языку и информатике, а также по методикам их преподавания. Наша задача на 2007 год — разработать и внести на рассмотрение Министерства образования и науки Российской Федерации проект нового стандарта по специальности «Преподавание в начальных классах». Сейчас мы работаем над созданием базовых школ в сельской местности и многопрофильных лицеев для старшеклассников в городах. Уже разработаны учебные планы по 15 профилям. Профилизация — одно из перспективных направлений повышения эффективности общего образования. Не случайно на августовской конференции мы отмечали, что выпускники профильных школ и классов показывают более высокий уровень знаний. Это подтверждают и результаты Единого государственного экзамена.

Истекший год знаменателен тем, что начался реальный процесс создания муниципальными образованиями базовых школ в сельской местности. В республике по состоянию на первое января текущего года созданы 103 базовые школы. Надо особо отметить необходимость продуманного и осторожного подхода к созданию базовых школ. Речь идет не о сокращении или закрытии сельских школ, а, прежде всего, об обеспечении доступности села к качественному образованию.

Если в малокомплектной школе один учитель ведет нередко четыре, иногда и пять уроков, в том числе по предметам, по которым у него нет высшего образования, это не значит, что школу надо немедленно преобразовывать. Нужно проводить серьезную подготовку учителей по востребованным предметам.

Не каждая сельская малокомплектная школа имеет своего преподавателя информатики и свой компьютерный класс. Нужно ли из-за этого покупать автобус и возить школьников в соседнее село? Думается, можно остановиться на следующем очень простом решении. Сельская базовая школа используется в районе не только как ресурсный центр профильного обучения. Сегодня при ней формируются группы учителей-специалистов, работающих по сетевому обслуживанию близлежащих малокомплектных школ, для преподавания профильных и элективных учебных предметов на базе школ-заказчиков. В настоящее время в Татарстане более 200 квалифицированных учителей ведут преподавание для учащихся близлежащих сел на сетевой основе.

Однако в отдельных районах есть вакансии: в Алексеевском (иностранный, татарский), Верхнеуслонском (иностранный), Камско-Устьинском (иностранный, физика, математика), Кайбицком (иностранный, татарский), Мамадышском (иностранный), Спасском (татарский, иностранный, ОБЖ), Черемшанском (иностранный), Чистопольском (иностранный). В то же время здесь нет и учителей, работающих по сетевому принципу.

Примером эффективного профильного образования, на мой взгляд, служит кадетская школа. Одним из ярких результатов качества кадетского образования и воспитания стал первый выпуск 21 кадета Тетюшской школы-интерната, большинство из которых — дети сложной судьбы. Они стали победителями Всероссийского конкурса кадетских общеобразовательных учреждений. Из них 18% окончили школу с медалями, а остальные — на «4» и «5». Сегодня бывшие кадеты обучаются в высших учебных заведениях Казани, Санкт-Петербурга, Ульяновска, в колледжах, в высших военных училищах.

В нашем министерстве разработан проект новой программы развития кадетского образования на 2007 — 2009 годы.

Важное место в системе образования республики занимают национальные школы.

В целом удельный вес национальных школ сохраняется, успешно развиваются школы и гимназии с этнокультурным компонентом содержания образования. Так, в декабре прошлого года в Елабужском районе открыта школа с кряшенским этнокультурным компонентом содержания образования, в Казани планируется открытие школы с чувашским.

В истекшем году министерством разработан учебный план для школ с этнокультурным компонентом. Он позволяет учитывать особенности каждой школы, не ущемляя прав детей ни одного народа. Сегодня в русскоязычных группах общеобразовательных школ республики реализуется эксперимент по интенсивному изучению татарского и иностранного языков, основанный на технологии концентрированного обучения. Успешно апробирован в 86 общеобразовательных учреждениях учебно-методический комплекс «Татарча да яхшы бел» для 5 — 6 классов. Сравнительная проверка устных навыков речи показала, что в экспериментальных классах наблюдается значительная речевая активность.

К новому учебному году мы должны разработать учебно-методический комплект по концентрированному обучению иностранному языку в 7 — 8 классах, создать непрерывную линию учебников по методике преподавания татарского языка как иностранного со 2 по 6 класс.

Сегодня на всех уровнях российского общества развернулась дискуссия по поводу изучения в школах предмета «Основы православной культуры». По совместному проекту нашего министерства, Института Российской истории Российской Академии наук, Института истории Академии наук Республики Татарстан подготовлено учебное пособие «История религий». К обсуждению содержания учебника подключились Академия наук РТ, представители религиозных конфессий, депутаты, учителя, специалисты в области истории. Содержание учебника потребует некоторой доработки, но в целом данное пособие может служить для ознакомления учащихся с традициями мировых религий, раскрытия культурного и духовного наследия народов многонациональной страны.

Интернет — в каждую школу

В настоящее время совместно с Таттелекомом и Министерством связи и информатизации мы реализуем проект по обеспечению широкополосного доступа образовательных учреждений к сети Интернет. Планируется, что в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» к началу 2007 — 2008 учебного года все школы республики будут подключены к Интернету по высокоскоростной технологии широкополосного доступа.

Сегодня наступает принципиально новый этап информатизации. А потому и необходимо внедрять технику, соответствующую последним мировым достижениям, модернизировать обучение педагогов и систему информационного и научно- методического обеспечения. Это позволит устранить разрыв между европейской и нашей школой.

В учебный процесс активно входит локализованная на татарский язык операционная система Windows XP, востребованная в республике, в учреждениях образования с этнокультурным компонентом в регионах России.

Одним из важнейших направлений нашей деятельности должно стать развитие и модификация республиканского образовательного портала, его возможность для развертывания сети дистанционного образования. В настоящее время на портале размещено более 2500 электронных и учебных материалов для учащихся и педагогов республики, инновационные образовательные проекты, ссылки на Web-ресурсы сети Интернет.

ЕГЭ — завышенные оценки

Внедрение ЕГЭ позволило обнаружить, что учителя на местах не всегда требовательны. Определенная часть из них использует заниженные критерии оценивания обучающихся. И это в то время, когда российские требования ужесточаются, а педагогические измерения приобретают в образовании огромную значимость. Сравнение результатов контрольных работ по химии и физике с результатами ЕГЭ показывают, что общеобразовательные учреждения значительно завышают оценки, при этом в некоторых из них наблюдается существенная разница от 1,1 до 2,4 баллов.

Новый подход в профессиональной подготовке

В конце октября прошлого года Кабинет Министров РТ одобрил Концепцию реформирования республиканской системы профессионального образования. Она предусматривает следующие меры: заключение соглашения между бизнес-сообществом и Правительством республики; создание профессиональных колледжей с двухуровневой системой подготовки кадров (НПО и СПО); повышение ответственности отраслевых министерств и базовых предприятий за состояние дел в системе подготовки кадров; создание отраслевых образовательных кластеров; переход на нормативное бюджетное финансирование подготовки кадров; переход на преимущественный набор обучающихся после 11 класса; модернизацию содержания и технологии обучения; пропаганду рабочих профессий в СМИ; совершенствование республиканской нормативно-правовой базы в сфере профессионального образования.

В соответствии с поручением Правительства РТ за прошедшие несколько месяцев Межведомственной комиссией по экономическим и социальным вопросам, Министерством образования и науки РТ во взаимодействии с отраслевыми министерствами и ведущими вузами республики проделана значительная работа. В частности, под руководством первого заместителя Премьер-министра РТ Равиля Муратова прошли совещания по созданию образовательных кластеров в отраслях экономики. В ходе открытого обсуждения достигнуто понимание по ключевым вопросам Концепции реформирования. На сегодня обозначились 14 отраслевых образовательных кластеров в разных отраслях экономики. Во взаимодействии с отраслевыми министерствами и ведущими вузами по разработанным Межведомственной комиссией рекомендациям составлены паспорта образовательных кластеров. Они еще требуют доработки и детализации. Однако проведенный анализ паспортов уже показал эффективность работы.

По материалам выступления
на итоговой коллегии
Министерства образования и науки РТ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя