Самостоятельная работа для директора

0
18

 

Несколько лет назад образовательные учреждения республики постепенно стали переходить на автономный режим работы. Сейчас можно подводить первые итоги, оценивать полученные результаты. Но споры о том, стоит ли менять правовой статус, не утихают до сих пор. Мы попросили директоров разных учебных заведений высказаться на эту тему.

 

Диляра КАРИМОВА, директор школы №146, г.Казань: 11

— Федеральный закон у нас в республике реализуется с определенными ограничениями. На автономию мы перешли в 2009 году. С одной стороны, работать можно, и работать достаточно интересно. Мы в постоянном поиске, но очень много препон, которые сдерживают темп нашей работы. Можно делать это эффективнее. С другой стороны, вода камень точит, как говорится. И если стараешься, то многого добиваешься. Приведу пример. Мы воспользовались тем, что средства, высвобождающиеся при экономии по оплате коммунальных услуг, можно переводить на другие статьи расходов. В частности, за два года мы на два миллиона рублей приобрели интерактивного оборудования за счет рационального использования средств на ЖКУ, жесткого режима экономии. В этом году планируем переводить сэкономленные средства на премию для учителей. У нас и сейчас зарплата учителей в среднем на 20% выше.

В автономные учреждения субсидии от государства поступают в полном объеме, и ими мы распоряжаемся самостоятельно. Как АОУ находимся на упрощенной системе налогообложения и экономим на этом. Более того, у нас своя, самостоятельная бухгалтерия, мы все жестко и четко отслеживаем — все поступления, расходы. Ни одна копейка нигде не оседает, что возможно именно благодаря нашему статусу. Как учреждение, работающее по программе «Школа инновационного опыта», принимаем у себя руководителей и всегда готовы поделиться опытом. У нас бывали не только директора казанских школ, но и делегации из Москвы, Республики Саха (Якутия).

При переходе на автономию, надо учитывать несколько факторов. Один из них — специфика территории. Школам, в которых мало детей, сложно будет выжить в условиях автономии. Другое дело — большие школы, крепко стоящие на ногах, имеющие свою систему работы. Им будет легче. Тем более мэр Казани неоднократно на городских совещаниях говорил, равно как и президенты республики и страны подчеркивали, что за автономными учреждениями — будущее. По крайней мере, в новой концепции нашей школы говорится о том, что АОУ будет предоставляться больше свободы. Тогда мы сможем еще быстрее добиваться результатов.

 

Зоя РЕДЬКО, директор лицея №78 имени А.С. Пушкина, г.Наб.Челны: 22

— На автономию мы перешли в 2007 году. И нисколько не жалеем. У лицея появились более широкие возможности для организации учебно-воспитательного процесса, совершенствования материально-технической базы, финансирования научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, кроме того, более рационально распределять средства для оснащения лицея. Конечно, в каждом виде работы свои сложности. Согласно закону, АОУ по решению наблюдательного совета вправе самостоятельно формировать смету доходов и расходов, проводить тендеры, выбирать поставщиков и т.д. Со временем мы надеемся, что работа в режиме автономии позволит улучшить и оснащение, и содержание образовательного процесса. Что касается самого перехода на автономию, все зависит от материально-технической базы АОУ, квалификации педагогов и ряда других факторов. Выбор автономии должен быть обоснованным. Несмотря на то, что автономные учреждения имеют возможность самостоятельно зарабатывать (оказывать платные образовательные услуги), государственные субсидии, и республиканские, и федеральные, поступают в том же объеме, что и в бюджетные учреждения. Просто благодаря автономии появляются дополнительные возможности пополнять фонд лицея.

 

Николай ВОРОПАЕВ, директор политехнического колледжа, г. Заинск: 33

— Мы не автономное образовательное учреждение. Наш коллектив против этого. АОУ практически не пользуются привилегиями, завтра у них могут возникнуть проблемы по имущественным вопросам, по налогам. Они обязаны зарабатывать деньги, поэтому в учебном заведении вводятся платные услуги. Работа такого образовательного учреждения считается эффективной тогда, когда 50% студентов — платники, а у нас почти все получают образование за счет бюджета. Несколько лет назад, когда в автономию перешел ряд училищ и лицеев, выигравших приоритетный нацпроект «Образование», им были предоставлены преференции при покупке оборудования — минуя госзакупки. Но сейчас все это отменено.

В итоге получается: чтобы выживать, сегодня учебные заведения должны заниматься коммерцией. Но образование — не бизнес, выживать таким образом нельзя! Искать другие источники дохода можно и будучи бюджетными учреждениями. Вопрос автономии должен решаться только внутри коллектива педагогов, нужно просчитывать все шаги на длительную перспективу. Учебное заведение должно учить и воспитывать — это главное, а зарабатывание денег должно быть вторичным.

Наша делегация была в Германии, Австрии, Финляндии. Там государственные колледжи имеют полную автономию, они самостоятельно решают, как им рационально потратить бюджетные средства, какую мебель, оборудование закупить, у какого производителя. Там прекрасные условия для обучения и получения профессии, это автономия, но им запрещено зарабатывать деньги, они должны только учить! А у нас, будь ты автономным или бюджетным, все закупки проходят в соответствии с 94-м Федеральным законом, и никакой гарантии, что ты закупишь дешевое, но качественное оборудование, нет, да и понятие «автономное» полностью теряется!

 

Леонид АВРАМЕНКО, директор художественной школы №1,                                г. Нижнекамск: 44

— Я разговаривал с руководителем челнинской художественной школы после того, как она перешла на автономию. Сначала было все хорошо, там сами распоряжались деньгами, часть административных препон была убрана. Школа сама выбирала, что и куда тратить, экономила деньги. Но спустя полгода все закончилось. Федеральное казначейство все взяло в свои руки. Были внесены изменения в закон об автономных образовательных учреждениях, свобода оказалась временной. В общем, те, кто перешел на автономию, за год никаких положительных перемен не ощутили.

В ближайшее время грядут изменения в законе об образовании, где будет возможность перейти из сферы дополнительного образования на новый статус — «Школа искусств предпрофессиональной подготовки». Будем стараться попасть в эту категорию образовательных учреждений и заодно планируем уйти из автономии, став бюджетным образовательным учреждением.

 

 

Мнения, как видим, разошлись. Автономия имеет свои плюсы и минусы, но важно суметь верно распорядиться полученными возможностями. Мы приглашаем заинтересованных руководителей других образовательных учреждений к продолжению дискуссии на страницах журнала.

 

 

1        2        3

 

 

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя