ШКОЛА – БУДУЩЕЕ НАЦИИ

0
54

Среди социальных институтов, от которых зависит сохранение и развитие культур народов России, важнейшее место занимают национальные школы. Именно они воспитывают человека как обладателя неповторимого менталитета, как высокоразвитого носителя родного языка. Эту необходимую миссию почти 30 лет выполняет татарская гимназия №2 имени Шигабутдина Марджани при Казанском федеральном университете – центр национального образования. Что входит в его структуру, какие принципы и ценности лежат в основе жизни гимназии, рассказала ее бессменный директор Камария ХАМИДУЛЛИНА, народный учитель Республики Татарстан, почетный гражданин города Казани, депутат Городской думы, член президиума Исполкома Всемирного конгресса татар.

Говорить, чувствовать, созидать на языке своего народа

Когда звучит словосочетание «национальная школа», то нередко малознакомые с этим вопросом люди думают, что здесь изучают фольклор и национальное искусство. Конечно же, наши учащиеся всегда погружены в атмосферу традиций, непрерывно знакомятся с народным творчеством и классической литературой, музыкой, с современным творчеством национальных поэтов, писателей, композиторов, художников. Но все же не это главная отличительная особенность гимназии. В основе ее лежит преподавание предметов общеобразовательного цикла на родном языке, это ключевая составляющая национального образования, прописанная как в официальных регламентирующих документах, так и в классических педагогических теориях.

Юные робототехники

Первая задача, миссия национального образования – формировать личность как носителя этнической идентичности, продолжателя традиций народа, которому она принадлежит. А это возможно тогда, когда человек растет и развивается, учась и общаясь на родном языке, потому что через язык происходит приобщение к национальному самосознанию, слияние с ним. Проще говоря, разве можно в полной мере понимать, куда движется твоя нация, если не владеешь языком, на котором создаются ее литература, публицистика, наука? Находясь вне языкового пространства, уже с трудом можно причислить себя к национальному сообществу, а значит, и повлиять на его жизнь… В этом заключаются глубочайшая суть и значение национального образования. Казалось бы, понятные всем вещи, даже не нужно о них говорить вслух! Но, к сожалению, приходится повторять, вновь и вновь разъяснять и нередко даже противостоять ложным утверждениям, звучащим порой с тех или иных трибун…

Создавая условия для образования на родном языке, государство тем самым защищает себя. Да, именно так, потому что, если говорить на примере нашей республики, в Татарстане два государственных языка, а значит, оба они должны тщательно охраняться. Так как же можно пустить эти процессы на самотек? Переложить ответственность на семьи? Но, к сожалению, далеко не все из них дают языковую подготовку своим детям. По статистике, которая меня очень тревожит, больше половины татарских детей обучаются в школе на русском, каждый третий родитель татарской национальности указывает родным языком своего ребенка… русский! В таких условиях именно школа с родным языком преподавания предметов становится главным социальным институтом, защищающим язык, предохраняющим от потерь, масштаб которых нельзя описать словами. Национальные школы служат гарантом сохранения нации, потому что именно в них есть «мохит» – та среда, где формируется человек с идентичностью, способный сохранить, развить и понести дальше богатейшее наследие древней, многомиллионной нации.

Одно из базовых условий работы татарской гимназии №2 имени Шигабутдина Марджани – это ее открытость, общедоступность. Наше учебное заведение бюджетное и муниципальное, сюда может поступить по прописке каждый ребенок микрорайона и все другие дети города при наличии свободных мест. Никакого конкурсного отбора мы не проводим. Школа – самый гуманный среди всех социальных институтов, и раз уж наше общество идет по пути гуманизации жизни, то нужно работать со всеми, делая упор на высокий профессиональный уровень педагогов. В течение 30 лет гимназия придерживается этого принципа и доказывает: в обучении нет невозможного. Гимназисты получают образование на татарском и английском языках, с успехом сдают ЕГЭ на русском. В наше учебное заведение поступают и дети из русскоязычных семей, живущих в микрорайоне. Через полгода каждый ребенок осваивает татарский на хорошем уровне, и этот процесс происходит мягко, естественно, так как коллектив владеет всеми необходимыми навыками и методиками.

В 2013 году благодаря выделенным республикой целевым средствам из федерального бюджета на базе гимназии был открыт детский сад «Балакай». Это дает возможность детям уже на дошкольном этапе погрузиться в языковую среду, а значит, полностью подготовиться к дальнейшему обучению в гимназии на татарском – государственном языке республики.

 

Образование – «ваяние образа жизни»

Каждый учебный день воспитанники татарской гимназии №2 встречают… на улице, на школьном стадионе! В любое время года и в любую погоду мы совершаем пробежку босиком под музыку. В этом году утренним гимном выбрана прекрасная песня «Бэйрэм буген» Джаудата Файзи на стихи Габдуллы Тукая. Это состояние праздника в душе – лейтмотив жизни в гимназии. Все, что происходит с человеком в школе, должно сопровождаться радостью. Нужно, чтобы рядом с учеником обязательно находился учитель, помогающий преодолевать трудности. Это залог настоящего образования – «ваяния образа жизни», формирования мыслящего человека с разбуженной красочной душой. Мы придерживаемся классического правила: «Сначала ребенка нужно полюбить, потом – учить».

Мастера национальной борьбы корэш с Президентом РТ Рустамом МИННИХАНОВЫМ

Сегодня педагогический коллектив татарской гимназии №2 переживает счастливое время, которое можно назвать ее «золотым веком». Здесь работают люди, соответствующие высокому слову «остаз» – учитель, наставник, просветитель. Каждый педагог владеет татарским и русским языком, каждый третий – английским.

Образование в гимназии структурировалось по крупным направлениям. Так, благодаря учителям предметов математического цикла возникла целая школа воспитания инженерного мышления. Ее курирует заместитель директора Рустам Саидович Гимранов, имеющий, наряду с педагогическим, и инженерно­машиностроительное образование. Он помогает группе педагогов, которые ведут дополнительные занятия по программированию, робототехнике, шахматам, математике.

В естественно-­научном направлении обязательное условие – познание природы через опыт. В кабинете физики стоят солнечные батареи, в школьном дворе работает метеостанция, подключенная к компьютеру учителя географии. Ребята работают с цифровыми микроскопами и другими приборами в цифровых лабораториях. После капитального ремонта, проведенного по углубленной программе в здании гимназии в 2014–2015 годах, все кабинеты стали интерактивными благодаря установленному в них современному мультимедийному оборудованию.

Зал народного художника РСФСР и ТАССР Баки Урманче

Более 25 лет назад учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель Татарстана Альфинур Далиловна Бушуева основала в гимназии кружок изучения наследия А. С. Пушкина, который за прошедшие годы вырос в целую Пушкинскую школу детского творчества. В октябре в очередной раз двое ее воспитанников из второго и шестого класса вернулись из Санкт­Петербурга с конференции Всероссийского музея А. С. Пушкина. Научные работы наших гимназистов по таким темам, как, например, «Мотивы Корана в произведениях А. С. Пушкина», «Пушкин и Тукай», «Дэрдменд и Лермонтов», всегда вызывают интерес там, где выступают ребята: в Москве, в Финляндии, в Пушкиногорье.

Аналогичную славу, только уже в спортивном юношеском мире, снискали гимназисты под руководством блестящего тренера по национальной борьбе корэш Николая Васильевича Крылова. Абсолютное большинство наших мальчишек за время школьной жизни проходят через «школу Крылова», как мы ее называем, что невозможно переоценить в плане физической подготовки и воспитания характера.

У татарской гимназии №2 есть свой музейный комплекс: музей Шигабутдина Марджани, экспозиция шамаилей, зал Баки Урманче с подлинными творениями великого скульптора, музей творчества Мансура Рахимова «Эхо ХХ века», Пушкинский зал, картинная галерея. Собственный художественный фонд гимназии насчитывает 501 единицу произведений искусства.

Знания, красота, любовь – из этого состоит педагогика, в которую мы верим всем сердцем. И знаем, что только она обеспечит счастье мира, где предстоит жить нашим детям.

 

Центр национального образования для всех

Пять лет назад, в октябре 2014 года, татарскую гимназию №2 имени Шигабутдина Марджани посетил Президент Республики Татарстан Р. Н. Минниханов и пожелал, чтобы здесь обязательно бывали приезжающие со всего мира в Казань татары. Как раз накануне гимназия получила статус первого в Татарстане центра национального образования – ресурсной базы Министерства образования и науки РТ, Всемирного конгресса татар и Казанского федерального университета по изучению, сохранению и распространению языка, культуры, истории татарского народа.

Картинная галерея

Статус центра национального образования дал гимназии возможность еще активнее и масштабнее продолжать ту работу, которая ведется здесь на протяжении многих лет. Так, например, уже давно сложилась традиция привозить к нам делегации Всемирного конгресса татар. Пожалуй, не осталось зарубежной страны с татарской диаспорой, жители которой еще не бывали в гимназии имени Марджани. Однажды здесь занимались ребята из Австралии, свободно общаясь при этом с учащимися гимназии на английском языке. Несколько раз в гимназии по спецпрограмме получали уроки языка и народного искусства дети­татары из Финляндии и других стран.

Есть благие намерения развить это направление деятельности, чтобы на базе гимназии работал центр изучения языка, и татары со всего мира, а также все желающие могли обучаться языку, находясь в пространстве, напитанном духом национальных традиций. Верю, что с помощью Всевышнего и эта добрая мечта осуществится. Нужно прикладывать все силы, если ты причастен к святому делу сбережения наследия предков – тех, благодаря кому мы живем, кто всегда незримо поддерживает и защищает нас.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя