Школа, где живут музы

0
40

ГузалияТенешева, директор МАУДО «Детская школа искусств 


Второй год подряд Детская школа искусств №13 в Набережных Челнах занимает 1-е место в республиканском рейтинге учреждений дополнительного образования художественно-эстетического направления.

        

Если главная задача общеобразовательной школы – дать учащимся фундаментальные знания по всем предметам школьной программы, то дополнительное образование уже давно является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала детей и подростков. Именно этим уже больше четверти века занимается уникальная в своем роде Детская школа искусств №13 в Набережных Челнах.

Ее уникальность в том, что она отличается завидным набором разнообразных направлений дополнительного образования. В стенах школы счастливо уживаются все музы искусств, становясь для мальчишек и девчонок на многие годы духовной опорой и источником вдохновения. Образовательная среда школы включает 14 комплексных программ, которые реализуются на 12 отделениях: художественном, дизайна, хореографии, театральном, народных инструментов, духовых инструментов, струнно-смычковых инструментов, фортепианном, вокальном, эстрадно-джазовом, вокально-хоровом и отделении раннего эстетического воспитания.

Ежегодно порог школы, а ее четыре филиала расположены в разных районах города на Каме, переступают более 800 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. Плюс детишки до 6 лет, для которых, учитывая потребность и желание родителей, организовано отделение раннего эстетического развития, где преподаются музыка, хореография и изобразительное искусство.

Это отделение стало своеобразной пробой сил для дошколят. Оно позволяет педагогам и родителям внимательно наблюдать за их развитием, выявлять и корректировать творческие способности и наклонности для дальнейшего обучения. И как итог к окончанию школы искусств учащиеся достигают повышенного уровня знаний и умений в избранной области, что создает дополнительные условия для их дальнейшей профориентации и самореализации. Мало того, все чаще многие родители и дети стали обращаться с просьбами об обучении параллельно двум дисциплинам.

Обширная образовательная среда школы искусств раскрывает и формирует не только творческие способности детей и подростков. Здесь ребята находят близких по духу и увлечениям друзей, значительно расширяется круг их общения, а вместе с ним развиваются их коммуникативные качества, что особенно ценно в современной жизни. Но и это еще не все.

Ансамбль баянистов Учащиеся школы с мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым на Дне города Звездочка школы Валерия Майорова

 

– Учеба в школе искусств, – уверена ее директор Гузалия Тенешева, почетный работник общего образования Российской Федерации, обладатель нагрудных знаков «За заслуги в образовании РТ» и «За заслуги перед городом Набережные Челны», – является действенным фактором психологической разгрузки детей. Что скрывать, учебная программа в средней школе очень напряженная, требующая постоянных умственных и психических усилий. А приходя в нашу школу, дети попадают в совершенно другую среду, где можно раскрепоститься, заняться любимым увлечением, выразить свои эмоции в танце, игре на различных инструментах, пении, рисунке…

Эта психологическая разгрузка как бумеранг. Она позволяет детям быстрее восстанавливать силы и лучше учиться в СОШ. Не менее важным становится и тот факт, что занятия в школе искусств помогают преодолеть кризис переходного возраста, безнадзорность, отвлекают детей от вредных привычек и формируют здоровый образ жизни. Выпускники школы не пойдут по подъездам и подвалам, в их жизни всегда есть реальная альтернатива.

В последние годы наметилась удивительная тенденция: если раньше детей в школу приводили в основном мамы, то сейчас этот приоритет остается за отцами. Но все, кто открывает двери школы искусств, сразу попадают в особую – не привычную казенную, а семейную уютную обстановку: просторные коридоры и вестибюли, ковры на полах, цветы, многочисленные стенды с фотографиями, удобные уголки отдыха… Тут и там оживленные группы детей, чей гомон дополняют звуки музыки и пение, доносящиеся из учебных аудиторий. Слух привлекает фортепианная импровизация – кто-то невидимый словно из ничего создает красивый музыкальный рисунок. 

– Нашу школу, – поясняет Гузалия Аббясовна, – отличают много образовательных, я бы так сказала, изюминок. Одна из них – музицирование. Обычно ребенка обучают нотной грамоте, четкому исполнению классики и почти никогда импровизации. А ведь это в крови у каждого ребенка. Поэтому мы открыли отделение импровизации. В этом нам помог Александр Львович Маклыгин – профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова. Благодаря его урокам и мастер-классам у нас и заработало отделение импровизации.

За эти годы в школе сложился прекрасный педагогический коллектив, который насчитывает более семи десятков преподавателей. Каждый уникум в своей профессии. Не случайно многие родители ведут детей к конкретному мастеру.  

Международный проект творческого развития детей и молодежи «Дети ХХI века»: и вновь мы лауреаты Младшая группа хореографического отделения Открытие фестиваля «Челны собирают друзей»

 

Высокий профессионализм преподавателей приносит замечательные плоды. Многие выпускники стали лауреатами и победителями известных российских и международных фестивалей и конкурсов, связали свою профессиональную жизнь с искусством. Например, братья Файхразиевы: Сайдаш – известный баянист, Зульфат – пианист, работает в Германии. Оперная певица Влада Боровко – в Англии. Гордостью школы стали также Роман Широких, Флорид Гиздатуллин, Эльмира Гильфанова и многие другие выпускники. Приезжая в Челны, они обязательно интересуются делами школы, приходят в гости, выступают перед учащимися.

– Вот сейчас широко обсуждается вопрос с преподаванием на татарском языке, – затрагивает важную тему Гузалия Аббясовна. – У нас этой проблемы, а в школе учатся дети многих национальностей, никогда не было – обучение ведется на русском и татарском языках. У нас есть педагоги, которые преподают на татарском языке в специально образованных группах, а также, если есть желание родителей и ребенка, проводят индивидуальные занятия. Обычно дети и родители сами выбирают, на каком языке им комфортнее получать знания, а также общаться между собой и с преподавателями вне занятий. Но когда выезжаем за пределы республики, мы обязательно везем и показываем свое родное – программу, отражающую самобытность и красоту национальной культуры, традиций и обычаев татарского народа.

Сегодня трудно подсчитать, сколько мероприятий ежегодно проводится в рамках школы, а также на выезде с участием ее молодых дарований в концертах, конкурсах и фестивалях вплоть до международных. Просторный директорский кабинет уже не может вместить всех наград – пора открывать музей. Но есть особая гордость школы искусств №13, отражающая ситуацию ее успеха и профессионального признания: она является организатором Международного фестиваля-конкурса молодых исполнителей «Челны собирают друзей». Уже 12 лет, каждую весну лучшие сценические площадки Челнов принимают до тысячи участников фестиваля со всей страны, ближнего и даже дальнего зарубежья. В его жюри – известные деятели культуры и искусства, которые также выступают на фестивальной сцене, что придает мероприятию особый творческий колорит.

 – В последние годы, – рассказывает Гузалия Тенешева, – мы убрали возрастной ценз, и сейчас участниками фестиваля «Челны собирают друзей» могут быть представители любого возраста. Это делает его настоящей площадкой дружбы народов, презентации самобытных культур и традиций, вызывающих восторг у зрителей и участников. Подводя итоги, возвращаясь к этим незабываемым дням, я часто ловлю себя на мысли: «Мы ли это всё сделали?»

Сейчас фестиваль проходит как проект «Единой России» при активном участии местных спонсоров и меценатов. Поэтому в золотом фонде друзей школы не только участники фестиваля, люди культуры и искусства, но и руководители местных предприятий и бизнесмены. Фотографии этих людей размещены на нескольких специальных стендах. Они же, вкупе с родителями, помогают школе решать многие хозяйственные вопросы и реализовывать творческие проекты.         

Один из важных штрихов в деятельности школы – организация творческих встреч с учащимися общеобразовательных учреждений во время каникул. Каждое отделение готовит специальную программу: ребята вместе с преподавателями популярно рассказывают гостям о том или ином виде искусства, демонстрируют свои достижения и навыки. И таких штрихов – не сосчитать.

– А сделать еще хочется очень многое, – не скрывает Гузалия Тенешева, за плечами которой 37 лет педагогической деятельности. – Все мы как творческие люди просто фонтанируем идеями. В прошлом году школе присудили первое место за оформление новогоднего праздника. Приближается очередной Новый год, вот сидим, обсуждаем новые проекты, хочется придумать что-то еще более интересное. Например, неплохо бы поставить сцену прямо под окнами школы в обрамлении светящихся новогодними огнями деревьев – посмотрите в окно, какое красивое место. И на этой сцене наши ребята будут давать концерты для жителей микрорайона и гостей города…

Каждое учебное заведение дополнительного образования может сохранить позиции только в том случае, если оно будет отвечать общественным потребностям и, в первую очередь, потребностям детей и родителей. Яркое тому свидетельство – школа искусств №13, которая вобрала лучшие практики системы дополнительного образования и обогатила их своими уникальными творческими разработками.

 

Алексей ДВИНСКИЙ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя