ТАКТИКУ ПРИДЕТСЯ ИЗМЕНИТЬ

0
114

 

Рузаль ЮСУПОВ, академик Академии наук РТ, доктор филологических наук, профессор, размышляет о дальнейшем развитии татарстанского языкового образования в новых условиях. Конструктивно критикует, анализирует, предлагает.

 

Отмена обязательного изучения татарского языка не означает полную потерю возможностей его освоения школьниками. Сохраняется право родителей обучать своих детей татарскому языку на добровольной основе, то есть факультативно. И это коренное изменение ситуации с изучением татарского языка обусловливает организацию преподавания в русских школах республики татарского языка в новых условиях и по-новому. И, следовательно, это изменение ситуации обязывает Министерство образования и науки республики, а также городские и районные органы образования создавать новую систему преподавания татарского языка. По-другому говоря, сохраняя стратегическую задачу обучения учащихся татарскому языку, следует изменить тактику реализации этой задачи.

Надо иметь в виду, что решение задачи обучения татарскому языку в новых условиях, то есть на добровольной основе посещения учениками занятий по данному предмету, будет гораздо сложнее, чем при предыдущей системе обязательности. Тут уже преподавателю не придется, как раньше, спокойно являться на урок, будучи уверенным в том, что класс будет полон учениками. Главной заботой его станет привлечение учащихся к изучению татарского языка. Здесь от него потребуется проявление недюжинного таланта, применения необходимых педагогических и психологических знаний для того, чтобы убедить учеников в жизненной необходимости приобретения знаний по данному предмету. Работу в целях убеждения учащихся заниматься изучением татарского языка придется проводить как с самими учениками, так и с их родителями, может быть, прежде всего именно с ними. Разъяснительная работа с учащимися и с их родителями о пользе изучения татарского языка будет приносить успех лишь тем преподавателям, кто, во-первых, сам глубоко убежден в острой необходимости привлечения учеников к занятиям по данному предмету, во-вторых, наделен умением убеждать их посредством использования примечательных фактов, таких, как например, в одном из последних номеров «Звезды Поволжья» изложила в своей замечательной статье «Зачем нам неродные языки?» опытный педагог Лия Корнилова. Она на многочисленных примерах убедительно доказывает о больших преимуществах владения и татарским языком.

Впредь работа преподавателей, занимающихся обучением детей в русских школах татарскому языку факультативно, будет иметь сходство с деятельностью работников, занятых в сфере экономики, основанной на

рыночных отношениях. Обучением учащихся татарскому языку на факультативной основе смогут успешно заниматься только лучшие учителя. Таким, которые в свое время случайно оказались на этом поприще, и тем, кто до этого работал спустя рукава, о принципу, как гласит татарская поговорка , «лишь бы день прошел», придется со школой расстаться. Ведь, одно дело привлечь учащихся к занятиям по татарскому языку, другое дело их удерживать, то есть суметь заинтересовать так, чтобы они успешно занимались до победного конца. А этого, разумеется, возможно добиваться лишь благодаря интересным, содержательным урокам, мастерской работе педагога. Прежней методикой, методами обморочения детей бог весть какими заданиями, что имело место до сих пор, более не придется работать. Преподавание татарского языка в качестве факультативного предмета будет вынуждать преподавателей трудиться самоотверженно, результативно, постоянно работая над повышением своих знаний, используя лучшую методику обучения.

Говоря об организации преподавания татарского языка на факультативной основе, следует иметь ввиду такой момент: стремясь охватить обучением этому языку всех учащихся, особое внимание должно быть обращено к изучению татарского языка детьми татар, которые обычно составляют не менее половины всех обучающихся в русскоязычных школах. Первостепенной задачей всех органов образования, всех общеобразовательных учебных заведений в республике должен стать максимальный охват обучением татарскому языку учащихся — татар, поскольку это их родной язык. Именно от эффективности работы учителей татарского языка в русских школах будет в значительной степени зависеть, по сколько тысяч юношей и девушек-татар, владеющих языком своих родителей и прародителей, а, значит, какую базу для сохранения и развития языка, культуры татар, будет приобретать или терять республика ежегодно. Кстати, заметим, из-за неудовлетворительной работы учителей татарского языка в русских школах за прошедшие четверть века армия не владеющих или слабо владеющих своим родным языком молодых людей-татар пополнилась сотнями тысяч людей себе подобных в языковом отношении. Это огромный урон в сохранении и развитии татарского народа как передовой цивилизованной нации.

Надо полагать, решение задачи организации эффективной работы по обучению учащихся русских школ на факультативной основе будет нелегким. Министерству образования и науки республики в этой связи предстоит принять ряд неотложных действенных мер. Это и повышение качественного уровня преподавателей татарского языка, это и создание новых учебников по данному предмету по рациональной коммуникативной методике и много другое из организационных моментов.

В нашей республике возникла еще одна не менее важная, чем предыдущая, задача, связанная с изучением татарского языка. Это прекращение процесса сокращения сети татарских школ и повышение

качества преподавания в них родного языка учащихся. Как известно, за последние годы в нашей республике из-за так называемой оптимизации намного сократилось количество общеобразовательных учебных заведений с татарским языком обучения. К тому же вследствие того, что в татарских школах по указанию Москвы ввели систему сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ) на русском языке, в этих школах стали переходить к обучению на русском языке. Нет надобности объяснять, что все эти действия приведут к уничтожению татарского литературного языка и, следовательно, в недалеком будущем – и татарской культуры и самого татарского народа как высокоразвитой древней нации, некогда имевшей свою государственность.

Очевидно, что Президент, правительство, парламент Татарстана в этой связи должны забить во все колокола и принять экстренные меры для сохранения татарских школ. Нужно прекратить сокращение татарских школ, наоборот, необходимо строить новые современные национальные учебные заведения, укреплять материальную базу имеющихся, повышать качественный уровень преподавательского состава в этих школах и улучшать преподавание родного языка.

Татарские школы в нашей республике должны стать лучшими, элитными. Для этого у республики возможности имеются. Для развития учебных заведений с татарским языком обучения следует привлекать средства спонсоров, частных лиц, имеющих миллиардное, многомиллионное состояние, нужно открывать образцовые частные школы и т.д. Успешное функционирование учебных заведений с родным языком обучения – это залог сохранения и развития татарского народа, его языка и культуры. Это аксиома.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя