Учим по-новому

0
23

«Если бы вы знали, как необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича».
А.П.Чехов

Общество всегда предъявляло высокие требования к тем, кто учит и воспитывает, что вполне закономерно и естественно. А с учетом кардинальной реформы образования, проводимой за последние годы, эти требования сильно возросли. Тем более что уже с 2010 года в общеобразовательных школах внедряются стандарты второго поколения. При этом очень многое будет зависеть от квалификации, компетентности, личностных характеристик педагогов. В августе этого года на традиционной августовской конференции в Казани, собирающей педагогическое сообщество всей республики, Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев подчеркнул значимость средних профессиональных педагогических учебных заведений. Это актуально уже потому, что во многих регионах страны идет процесс оптимизации, сокращения, создания учебных комплексов и даже закрытия отдельных учебных заведений. В Татарстане же ситуация в этом плане оптимистичная. В настоящий момент как в Казанском педагогическом колледже, так и во всех средних педагогических учебных заведениях республики идет целенаправленная, плодотворная работа в плане подготовки специалистов нового формата. Разрабатывается стратегия, готовятся программные документы, которые в процессе реализации будут совершенствоваться, по инициативе Министерства образования и науки РТ создается инициативная рабочая группа для разработки комплексной программы развития образования.
В связи с этим выездное заседание Президиума Совета директоров средних педагогических учебных заведений РФ и Совета директоров РТ, которое проходило в октябре нынешнего года на базе ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж», заслуживает особого внимания. В рамках этого мероприятия средние педагогические учебные заведения и базовые общеобразовательные школы республики наглядно продемонстрировали свое участие в эксперименте по реализации поручения Президента РТ М.Ш.Шаймиева относительно подготовки учителей нового формата. Опытом экспериментальной работы также поделились директора Мензелинского и Набережночелнинского педагогических колледжей. Немаловажным фактом является и то, что в заседании принимал участие заместитель министра образования и науки РТ А.И.Поминов.
В современном обществе, помимо теоретических знаний, необходимо развивать ребенка как личность, формировать у него умение и желание учиться, осуществлять духовно-нравственное и эстетическое воспитание, укреплять физическое и психическое состояние, учитывать индивидуальные способности. Именно с этой целью Министерством образования и науки РФ совместно с группой ученых и специалистов были разработаны государственные образовательные стандарты второго поколения.
Необходимо отметить, что в Татарстане давно и активно включились в эту работу. В нынешнем году 22 школы нашей республики с первого класса апробируют новые стандарты, в том числе базовые школы Казанского педагогического колледжа — гимназии №75 и 125. Причем ряд учителей этих гимназий сами принимали участие в экспертизе стандартов второго поколения. Именно поэтому в рамках октябрьского заседания Президиума Совета директоров средних педагогических учебных заведений РФ и Совета директоров РТ было не просто рассказано о том, как ведется работа, какие приоритетные задачи выбраны, как проводился «ликбез» с учителями школ, но и наглядно показаны некие промежуточные результаты. В частности, преподаватели колледжа продемонстрировали открытые мастер-классы на экспериментальных площадках Казанского педагогического колледжа.
— Мы пытаемся создавать эффективные условия для внедрения новых стандартов образования, — рассказывает директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Григорьевна Залялова. — Наш колледж является экспериментальной площадкой Института педагогики и психологии профессионального образования РАО. Под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего лабораторией педагогического образования и гуманитарной подготовки Риммы Хамитовны Гильмеевой ведется экспериментальная работа по реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов. Более 90 процентов учителей начальных классов в школах — это выпускники средних педагогических учебных заведений РТ, поэтому мы с ними работаем в тесном контакте. Перед нами поставлены большие задачи, много планов и задумок.
С 26 по 28 октября заседание Президиума Совета директоров средних педагогических учебных заведений РФ продолжило свою работу в городах Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан по проблеме реализации национального проекта «Образование».
Все мероприятия, которые проводились в эти дни на базе Казанского педагогического колледжа и его базовых гимназиях, посетила и Вера Михайловна КОРНЕЕВА — директор Совета директоров средних педагогических учебных заведений РФ. Вера Михайловна — племянница знаменитого художника Н.И.Фешина и внучка Н.Н.Бельковича, который в XIX веке открыл в Казани художественную школу (ныне Казанское художественное училище). В Казани Вера Корнеева посетила художественное училище, подружилась с его сотрудниками. Можно быть уверенными в том, что дружба с нашей республикой будет иметь для нее интересное продолжение. Что касается непосредственно ее работы, то, будучи великолепным специалистом, математиком, она всей душой болеет за подготовку качественных педагогов и убеждена в том, что учить других и быть педагогами должны лучшие.
— Вера Михайловна, в свете многочисленных преобразований в образовательном пространстве страны, каковы основные проблемы, стоящие сегодня перед средними педагогическими учебными заведениями?
— Если говорить очень кратко, то прежде всего речь идет о недостаточном количестве специальностей в существующем классификаторе. Во-вторых, очень жаль, что сегодня окончательно закрыта возможность реализации бакалавриата для средних педагогических учебных заведений. И, наконец, процесс оптимизации учебных заведений по вертикали либо по горизонтали, которую мы сегодня наблюдаем почти повсеместно, может обернуться для нас большими проблемами в недалеком будущем. Сегодня учебные заведения сокращаются, сливаются друг с другом, а потом неизбежно возникнет обратный процесс, и мы столкнемся с острой нехваткой образовательных учреждений.

   

— Что, на ваш взгляд, вызвало необходимость в определении учителя новой формации и каким он должен быть?
— Начнем с того, что прогресс в сфере образования произошел кардинальный, по сравнению с тем, что было 20 — 30 лет назад. Посмотрите, как далеко ушли сегодня информационные технологии: появились интерактивные доски, модемы, мультимедийная техника, что в совокупности облегчает труд педагога, помогает быстрее и доходчивее донести накопленные знания до каждого ученика. В этом прогресс человечества и прогресс в подготовке учителя совершенно новой формации. Не случайно следующий год объявлен Годом учителя. Самообразовываться необходимо постоянно. Главное для современного педагога — не стоять на месте, развиваться в ногу со временем не только в плане технического прогресса, но и духовно.
На мой взгляд, в педагогических учебных заведениях выпускают не просто высококвалифицированных специалистов, а нравственно, морально подготовленных для общества людей. Происходит это за счет грамотно выстроенной воспитательной работы, создания различных обществ, кружков и т.д. Наши выпускники, как правило, становятся лидерами. Мы работаем над тем, чтобы готовить успешных специалистов в области образования.
— В чем заключается главная задача Совета директоров педагогических училищ и колледжей России?
— Совет был создан приказом Министерства образования РФ 20 лет назад. Его председателем назначили Тамару Ивановну Карпову, директора педагогического колледжа №4 города Санкт-Петербурга — она и поныне является его председателем. 6 лет назад по инициативе Тамары Ивановны и Президиума Совета он приобрел юридический статус, позволивший расширить границы сотрудничества и социального партнерства. У нас большие цели и задачи, одна из которых — повышение квалификации и передача опыта, накопленного в лучших передовых учебных заведениях страны. Хочу отметить, что в состав Совета входит и большая часть учебных заведений Татарстана, которые работают не только активно и продуктивно, но и на перспективу. Именно поэтому здесь проходит очередное заседание Президиума Совета директоров. В стране уже давно обратили внимание на то, что правительство Татарстана каким-то опережающим планом находит совершенно новые пути и подходы к системе образования. Самое главное, что здесь определена правильная установка Президентом республики и министром образования РТ — все самое лучшее и передовое должно быть здесь.

Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя