Учиться, учиться и еще раз — учиться

0
28

Согласитесь, это выражение справедливо для каждого. Но более всего ему следуют те, кто взял на себя задачу воспитания будущих поколений. Обучение педагога не заканчивается университетскими годами. Чтобы соответствовать стремительно меняющимся требованиям времени, ему необходимо постоянное совершенствование собственной личности. Только тогда он сможет вложить в подрастающие поколения умение адаптироваться к складывающимся условиям. Помочь в этом учителям призван Институт непрерывного педагогического образования (ИНПО) в Набережных Челнах, который отмечает этим летом свое 15-летие.


 
О главном

Чем обусловлена необходимость существования ИНПО? Так уж сложилось, что методики подготовки учителей неизбежно устаревают. То, что было актуальным еще десятилетие назад, ныне уже неприемлемо — запросы общества меняются. Сегодня оно желает видеть в педагоге эрудированного, всесторонне развитого человека, высококвалифицированного специалиста, способного построить полноценный диалог с классной аудиторией, обучить методам работы с информацией, а не просто нести и транслировать знания. А это и является тактической целью работы ИНПО — формирование профессиональной компетентности педагогических кадров, умеющих исследовать, проектировать свою деятельность, обобщать и использовать передовой педагогически опыт, быть носителем культуры, рассматривать свою деятельность как средство развития учащихся.


ИНПО является высшим учебным заведением системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В июне 1992 года слиянием филиала Татарского института усовершенствования учителей и методического центра ГУО был образован Региональный центр непрерывного образования, который спустя полтора года (в октябре 1993-го) получил статус института. У истоков его создания стоял Габдулхай Халилович САМИГУЛЛИН, по сей день являющийся его бессменным ректором.


 
Г.Х. Самигуллин — выпускник Казанского государственного педагогического института. С 1992 года возглавляет ИНПО. Кандидат биологических наук, доцент, председатель Ученого совета ИНПО, почетный гражданин города Набережные Челны.


 
ИНПО можно считать ведущим учреждением в системе дополнительного профессионального образования. Он всегда гибко реагировал на все новое, что предлагала система образования. И сейчас, в ходе работы по переходу к многоуровневому педагогическому образованию, на коллектив института возлагается задача проектирования новых образовательных систем и технологий и внедрения их в работу учебных заведений.


Не остается в неизменном виде и перечень направлений переподготовки и повышения квалификации. Сегодня появляется множество новых специальностей и направлений педагогической деятельности, и институт моментально покрывает потребность в таких кадрах. В настоящее время переподготовка здесь проводится по 10 направлениям, а повышение квалификации — по 14. На семинары и курсы сюда съезжаются педагоги из разных уголков России.


В состав ИНПО входят кафедры:

— управления образованием;

— естественно-математических и обществоведческих дисциплин;

— филологии;

— дошкольного и начального образования;

— воспитания и дополнительного образования;

— общей педагогики и психологии;


лаборатории:

— инновационных технологий управления;

— психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;

— коррекционной педагогики и психологии;

— предпрофильной подготовки и профильного обучения;

— коммуникативных технологий;

— научно-методического сопровождения ЕГЭ;

— социальных исследований в образовании;

— информатизации образования;

— факультет переподготовки педагогических кадров.


В штатном составе института 4 доктора, 31 кандидат наук, 21 методист-практик и 26 преподавателей, среди которых трое носят звания заслуженного учителя РФ и РТ. Активно привлекаются к учебному процессу ведущие специалисты Министерства образования и науки России и Татарстана, образовательных учреждений Казани, Самары, Ижевска, Перми, Оренбурга, Тюмени, Москвы, высококвалифицированные практики, авторы школьных учебников, известные ученые. Сотрудничество с культурным центром им. Гете (Дюссельдорф, Германия) и Альянсом учителей французского языка Татарстана и Франции благотворно сказывается на уровне подготовке преподавателей иностранных языков.


 
Справка

За период с 1992 по 2005 годы повысили квалификацию и прошли профессиональную переподготовку более 40 тыс. человек, в число которых входят и педагоги, и родители, и руководящие работники предприятий и учреждений.


 
ИНПО оказывает практическую помощь аттестующимся учителям, готовя их к квалификационным испытаниям на соискание первой и второй категорий. При аттестации педагогов и учебных заведений сотрудники института дают экспертную оценку образовательным программам, программам развития учебных заведений, авторским учебным программам, осуществляют рецензирование авторефератов диссертационных исследований и научное рецензирование.


 
Справка

За период с 2000 по 2005 годы результаты исследований института нашли отражение в 23 книгах монографического и учебно-методического характера, в двух сборниках статей, в трех сборниках тезисов. Опубликовано 150 научных статей, 64 тезиса на научных конференциях, 15 методических рекомендаций. Защищены 12 кандидатских диссертаций.


 
Теория — в практику

Научно-исследовательская работа занимает одну из ведущих позиций в деятельности ИНПО. И действительно, изучение теоретической составляющей образовательной деятельности и внедрение ее в практическую работу способно дать блестящие результаты, как, например, более легкое усвоение предмета учащимися, менее травматичный переход на увеличивающуюся учебную нагрузку.


Специалисты ИНПО изыскивают наиболее действенные способы, методы обучения, и как инновационные они внедряются в практику учебных заведений РТ и РФ. Например, в Башкортостане, Удмуртии, Пермской и Свердловской областях апробируется технология развивающего обучения на принципах психодидактики. В учебных заведениях Набережных Челнов ведется развивающее обучение по системам Эльконина-Давыдова и Л.В. Занкова. Многие школы переведены на образовательную программу «Школа 2100», одобрены и применяются методики обучения татарскому языку русскоязычных учащихся младших классов. Детсады активно используют методики подготовки к школе по принципам развивающих технологий обучения, обучают грамоте и счету с двух лет по методике А.Н. Зайцева.


 
Справка

При научно-методическом обеспечении ИНПО в школах Набережных Челнов реализуются 42 новых учебных предмета, 18 новых учебных программ, 14 учебных пособий, 45 направлений внедрения новых форм организации познавательной деятельности в образовательном процессе, методов, средств, технологий.


 
Печатным словом

С 1996 года институт издает собственный научно-методический журнал «Наука и школа» («Фэн hэм мэктэп»). За почти 11 лет своего существования он стал, без преувеличения, настольной книгой педагогов нашей страны. На страницах журнала публикуется самая оперативная информация о деятельности системы образования, затрагиваются наболевшие проблемы, делается попытка творческого их осмысления и нахождения оптимальных путей решения. Педагоги найдут интересными статьи о новейших научно-методических разработках по проблемам педагогики, профильного и предпрофильного обучения, смогут перенять передовой педагогический опыт, использовать в своей работе апробированные инновации. Что интересно, круг читателей не ограничен лишь работниками сферы образования. Руководители всех уровней могут ознакомиться с рекомендациями по вопросам управления, родители найдут для себя полезную информацию о семейном воспитании школьника, сам же учащийся с интересом полистает странички, посвященные юным читателям. Журнал оказывает действенную помощь в публикации научных работ аттестующимся педагогам, аспирантам. «Наука и школа» — журнал двуязычный (выходит на татарском и русском языках), ежемесячный тираж составляет две с половиной тысячи экземпляров и распространяется он по подписке не только в Татарстане, но и на всей территории России.


 
Взгляд в будущее

Институт развивается, ориентируясь на принципы, определенные государственными программами в сфере образования и сформулированные в Программе развития ИНПО на 2004 — 2009 годы. В общем виде цели института на ближайшие годы таковы:

— обеспечение взаимосвязи науки и практики путем создания площадок для апробации и внедрения научно-методических разработок, экспериментального исследования проблем и поиска их решения (в настоящий момент функционируют 19 опорных, 14 творческих и одна экспериментальная площадка, создана электронная база направлений их деятельности);

— оптимизация развития системы образования с учетом потребности республики через мониторинг и прогнозирование развития отдельных образовательных учреждений и систем;

— развитие национальных образовательных учреждений, обеспечивающих удовлетворение потребности в образовательных услугах на родном языке;

— научно-методическая поддержка введения предпрофильной подготовки и профильного обучения, проведения ЕГЭ и реализации новых образовательных стандартов;

— создание в образовательном пространстве физической и социальной среды, сохраняющей здоровье детей, разрабатывая и внедряя спецкурсы «Здоровьесберегающие технологии в образовании» и проводя проблемные семинары по культуре здоровья;

— информатизация образования, введение дистанционного обучения.


В настоящее время завершается подготовительный этап реализации этой программы, и уже можно говорить о первых результатах, которые, безусловно, являются значимыми достижениями начальной стадии развития ИНПО.


Маргарита АЛЕКСАНДРОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя