Умники и умницы

0
48

Гимназия №6, что на улице Фучика, лучшая школа Татарстана-2009. В принципе этой фразы было бы достаточно, и дальше журналисту пришлось бы монотонно перечислять все заслуги и достижения этого учебного заведения. Но в нашем случае не все так однозначно. Гимназия №6 — это не просто школа с раздельным обучением и дополнительным образованием. В ней явно появилось что-то новое или хорошо забытое старое, или произошел синтез традиций дореволюционных гимназий, советских школ и современных педагогических тенденций.
И действительно, в нашем сознании закрепилось понятие «школа». Чем же гимназия отличается от школы? Гимназия — это место, где не просто дают общие знания, но формируют человека как личность. Если переходить на научный язык, то цель гимназии заключается в создании социально-гуманистического и гуманитарного образовательного пространства, способствующего развитию личности выпускника. Именно этого принципа придерживаются в гимназии №6. Кроме того, в гимназии №6 уверены, что не последнюю роль в воспитании личности занимает раздельное обучение. Многочисленные исследования показали, что с учетом гендерных особенностей, раздельное обучение повышает мотивацию к обучению. Говоря проще, мальчики не отвлекаются на девочек, а если и отвлекаются, то не во время общеобразовательных уроков. То есть обучение раздельное, но «свободное» время они проводят вместе. А провести его есть где. Дополнительное образование в гимназии №6 — это целый комплекс гуманитарно-спортивных предметов. Ученики гимназии могут заниматься музыкой и пением, живописью и театром, айкидо и краеведением, художественной гимнастикой и шахматами. А еще в гимназии №6 есть школа развития дошколят и спецкурсы по подготовке к поступлению в вуз.
Во взаимодействии с лингвистическим, гуманитарным, естественно-математическим направлениями реализуется цикл художественных дисциплин. Учебные программы художественно-эстетического цикла связаны с программами по литературе, истории, английскому языку. Театральная и хореографические студии, кружок изобразительного искусства, шахматный клуб, спортивные секции, школа художественной гимнастики — все это обеспечивает развитие и реализацию творческих способностей учащихся гимназии. В итоге более 90 учащихся гимназии в 2009 году стали призерами различных конкурсов и соревнований.

Отдельно хочется сказать о том, как в гимназии №6 относятся к здоровью своих учеников. Сохранение здоровья детей непосредственно в процессе обучения является одним из ведущих направлений инновационной деятельности гимназии. Здесь речь идет о внедрении здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни, профилактических и реабилитационных мероприятиях с педагогами и школьниками. В 2007 году гимназии №6 присвоен статус «Школа золотого уровня», содействующая здоровью. 
Особую роль в пропаганде здорового образа жизни играет школьный театр. Уже более восьми лет на его сцене идут спектакли о проблемах молодежи, в частности, о смертельной опасности под названием «наркотики». Причем детям не навязываются правила игры. Они отталкиваются от собственного понимания роли и театрального процесса. Благодаря такому подходу создаются оптимальные условия развития творческих способностей у детей. Важно, что наряду с детьми в спектаклях заняты педагоги и родители. А главный результат — эффект сопереживания и образование в области здоровья.
Сегодня, когда родители хотят видеть своего ребенка образованным, воспитанным и при этом физически здоровым, гимназия делает все, чтобы создать условия для такого развития. Большое значение в этом играет психологическая служба, целью которой является разработка и реализация здоровьесберегающих технологий. Особое внимание уделяется детям с неуравновешенной психикой. В гимназии уже пятый год успешно реализуется авторская программа «Арт-терапия средствами изобразительного искусства», основанная на методе психологического лечения посредством художественного творчества. Результаты показывают, что у детей группы коррекции по сравнению с группой контрольной наблюдается снижение баллов по шкалам «невротические симптомы» и «гиперкинетический синдром».
Продолжая тему здорового образа жизни, стоит отметить, что в гимназии №6 есть и другие авторские программы и проекты: «Береги здоровье смолоду», «Школа здоровья», «Культура здоровой жизни», «Гигиеническое обучение и воспитание в школе», «Профилактика детской агрессивности». Все эти программы и проекты основаны на глубоком анализе диагностики детских заболеваний, проблем социального характера и направлены на укрепление здоровья и формирование особого уклада школьной жизни с пользой для здоровья каждого ее «обитателя». О том, что гимназисты живут полноценной школьной жизнью, говорит статистика. Ежегодно 10 — 12 выпускников гимназии №6 — медалисты. Все выпускники продолжают учебу в вузах Казани, России и за рубежом. Учащиеся гимназии постоянно занимают призовые командные и личные места в районных, городских, республиканских, зональных предметных олимпиадах. Среди выпускников гимназии есть чемпион мира по шахматам, чемпион Европы по художественной гимнастике, чемпион РТ по лыжным гонкам, а также победитель Всероссийской интеллектуальной игры «Умники и Умницы». Впрочем, то, что касается «Умников и Умниц»… Пожалуй, всех учащихся гимназии №6 можно причислить к этой категории. Ведь все они достойно носят имя современного российского гимназиста.

Савва РАВОДИН

Информация к размышлению
1 сентября 1990 года в новом микрорайоне по улице Фучика была открыта школа №138 с раздельным обучением девочек и мальчиков. В феврале 1991 года на основании приказа №555 по Министерству образования РТ на базе средней общеобразовательной школы №138 открыта гимназия с углубленным изучением иностранных языков и художественно-эстетическим уклоном с присвоением порядкового №6. Решением главы администрации Приволжского района от 2.02.91 г. за №235 при гимназии №6 была открыта «Школа развития для детей 5- 6-летнего возраста». На основании «Договора о творческом сотрудничестве по реализации образовательных проектов» с 1.09.94 г. на базе гимназии №6 создан бизнес-класс при факультете довузовской подготовки КГТУ для учащихся 10 — 11 классов.
Информация к размышлению
В 1990 году на базе гимназии №6 был открыт филиал музыкальной школы №8, получивший в 1994 г. статус самостоятельного образовательного учреждения. В 1992 году началась поисково-исследовательская деятельность учащихся в области археологии по изучению средневековой истории родного края под научным руководством академика РТ А.А.Бурханова. В 1998 году на базе гимназии открыли археологический музей. В 1999 году на базе гимназии была открыта спортивная школа «Айкидо». С 2002 года в рамках сотрудничества гимназии с ДМШ №20 в начальной школе открываются классы с эстетическим уклоном — хоровая капелла мальчиков. С 2003 года гимназия сотрудничает со школой художественной гимнастики «Приволжанка».

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя