ВРЕМЯ НОВОГО ПОДЪЕМА

0
77

Почему в Казанскую государственную академию ветеринарной медицины имени Н. Э. Баумана стремятся даже из Приморского края и Калининграда? Как в этом вузе школьники-троечники превращаются в успешных ученых? Когда с казанским дипломом ветспециалиста можно будет продолжить образование в Европе? Об этом говорим с ректором Казанской ГАВМ, доктором ветеринарных наук, профессором Рустамом РАВИЛОВЫМ.

Рустам Хаметович, мы беседуем во время приемной кампании, идущей в вузах. Как она проходит в Казанской академии ветеринарной медицины, в частности каков интерес абитуриентов к самым востребованным на селе специальностям – ветеринарная медицина и зооинженерия?

– За несколько последних учебных сезонов интерес абитуриентов к нашей академии сильно вырос, и это несмотря на «пустой коридор», в который сейчас вошли вузы из­-за демографического провала 1990­-х годов. Возьмем для примера трехлетний срок, в течение которого я работаю в должности ректора. Если в 2016 году на День открытых дверей академии зарегистрировались 25-­27 человек, то в 2019­-м – 100­-110 при тех же цифрах набора студентов. Существенное прибавление, верно? Оно связано с рядом причин.

Во­-первых, подъем агропромышленного комплекса. Цифровизация, это очень актуальное сейчас понятие, затрагивает и сельское хозяйство. Если раньше работа ветеринарного врача или ветфельдшера была физически очень тяжелой, то сегодня хозяйства и государственные ветеринарные объединения оснащены техникой, которая делает труд людей и легче, и эффективнее. А главное, он достойно оплачивается.

Начинающий специалист, придя в динамично развивающееся хозяйство, может рассчитывать на стартовый доход в 25-­30 тысяч с карьерными и материальными перспективами. Прибавим к этой сумме ежемесячные доплаты по государственным программам поддержки молодых специалистов, субсидии на приобретение земельного участка, строительство жилья, подъемные средства на обустройство быта, предоставление личного транспорта… Сегодня работу на селе и успешность вполне можно считать синонимами, и это не преувеличение. Молодежь больше не стремится любыми путями остаться в городе. Хотя тенденция урбанизации сохранилась, она общемировая, но при этом многие наши выпускники возвращаются на село, которое преображается на глазах. Сейчас муниципальные районы Татарстана не только имеют схожий с крупными городами средний уровень доходов населения, но и аналогичное качество жизни. Я имею в виду транспортную мобильность, условия для отдыха, культурного досуга, занятий спортом. Уже не говорю о преимуществах сельского уклада жизни, которых множество!

Вторая немаловажная причина, по которой абитуриенты охотно поступают в академию, – это комфортные условия обучения здесь. За несколько последних лет Правительство республики и лично Президент Р. Н. Минниханов выделили вузу в общей сложности порядка 300 миллионов рублей, на которые был проведен капитальный ремонт учебных зданий и общежитий, оборудованы учебные аудитории и лаборатории, проведена реконструкция котельной, построен новый современный стадион. Светлые, теплые, технически оснащенные аудитории для лекций и практических занятий, оборудованные лаборатории, удобные спортивные залы – это реалии нашей студенческой жизни.

Большое внимание мы уделяем безопасности на территории студенческого кампуса. У вуза есть собственная служба безопасности. В общежитии предоставляются места всем, кто в этом нуждается. К слову сказать, в нем живут и некоторые казанские ребята, те, кому далеко добираться до вуза или есть какая­-либо сложная жизненная ситуация. После ремонта в общежитии стало приятно находиться каждому: там благоустроено, стоит новая мебель, нет недостатка в душевых кабинах – их восемь на 400 жилых мест. Отремонтированы туалеты, умывальники и кухни, установлены новые двери в комнатах и пластиковые окна.

Отмечу, что поступать в Казанскую академию ветеринарной медицины приезжает много людей из других регионов страны, в том числе из дальних, от Приморского края до Калининграда, а также из тех, где есть свои сильные ветеринарные вузы и факультеты, например из Уфы, Ижевска, Самары, Челябинска. Каждый год количество иногородних абитуриентов растет. Многие из них после окончания нашего вуза остаются на предприятиях АПК республики.

Чем выше конкурс среди поступающих, тем больше возможностей у нас, у приемной комиссии, принять талантливых, мотивированных студентов.

Известно, что в вузы сельскохозяйственного профиля в обязательном порядке направляются и так называемые целевики – от муниципальных районов, местных хозяйств. Многие считают, что это обстоятельство заведомо понижает градус студенческой активности. Возможно, раньше отчасти имело место быть, когда к целевому набору относились как к лазейке – поступить в вуз даже с низким баллом. Однако сейчас, согласно принятому новому закону, если выпускник­-целевик не поступает на работу в направившее его на учебу хозяйство, то оно… выплачивает компенсацию вузу! Это серьезно повысило ответственность людей, которые заключают договоры о целевом обучении, что также очень положительно для академии.

 

Сильные абитуриенты, которые вливаются в «семью» академии, готовы к сложному учебному процессу. А это гарант его качества, верно?

– Есть принципиальные факторы, от которых зависит качество образования. Конечно же, приятно работать со студентами с высокими баллами ЕГЭ. Но, поверьте моему многолетнему педагогическому опыту, не это главное. Решающая роль принадлежит преподавателю, как он строит работу, умеет ли заинтересовать. И здесь мы неизбежно должны говорить о доходах вузовских педагогов. До майских указов Президента 2012 года заработная плата заведующего кафедрой составляла 17–18 тысяч рублей. Признаюсь, мне порой стыдно было сказать друзьям, сколько получаю в академии… Умные, талантливые, перспективные люди вынуждены были уходить из вузов, трудно было набрать аспирантов. К счастью, ситуация изменилась. Сегодня средняя зарплата в академии составляет около 64 тысяч рублей, доход заведующего кафедрой – порядка 90 тысяч рублей. Он увеличивается в зависимости от возможности выполнения хоздоговорных работ, от полученных грантов. Ассистент кафедры, окончивший аспирантуру и защитивший кандидатскую диссертацию, получает около 30 тысяч рублей, это в несколько раз больше, чем шесть лет назад! Желающих заниматься наукой много.

Сейчас профессорско-­преподавательский состав заточен на результативную работу. Люди работают в условиях здоровой конкурентной среды. Так, были введены новые правила аттестации, по которым ты показываешь и знания в своей предметной сфере, и владение информационными технологиями, и грамотность письменной, устной речи. Разработана система проф-стажировок для преподавателей. Знаете, Марат Готович Ахметов несколько раз пенял в наш адрес: «Вы «асфальтные профессора и доценты». Чтобы нельзя было в этом упрекнуть, каждый наш сотрудник в обязательном порядке раз в год стажируется на предприятии своего профиля, изучает инновации в действии, наблюдает за производственным процессом изнутри. Это очень помогает быть компетентным в своей области преподавания и исследований.

В течение учебного года преподаватели, аналогично студенческой балльно-­рейтинговой системе, формируют свои персональные рейтинги. Лидеры получают премии, самые активные кафедры – средства на приобретение оргтехники. В этом подходе к работе я полностью разделяю точку зрения Президента РТ Рустама Нургалиевича Минниханова, который часто повторяет на совещаниях: «Для чего поощрять отстающих? Лучше поддержать тех, кто движется вперед, и тогда они достигнут еще больших высот».

Еще один интересный акцент. Мы с профессорско-­преподавательским составом объявили борьбу списыванию! Имею в виду не только проверки контрольных и курсовых в программе «Антиплагиат», нет, я говорю о целой системе воспитания самостоятельного познания и мышления у студентов: умения отвечать на вопросы, писать научные работы и презентовать их устно, говоря своими словами… Когда мы только начали внедрять эту новую систему оценки студентов, некоторые сотрудники опасались, что она покажется слишком сложной. Но нет, все справились благодаря тому, что… просто начали заниматься! В конце прошедшего учебного года на экзамены в академию приезжал начальник Главного управления ветеринарии КМ РТ Алмаз Гаптраупович Хисамутдинов, и он был приятно удивлен тем, как студенты отвечали на заданные вопросы, проявляли свою компетентность.

 

Правы специалисты по управлению талантами, которые утверждают, что абсолютно в каждом учащемся есть большой потенциал, который нужно суметь раскрыть…

– В этом моя позиция принципиальна и неизменна! Как ректор я всегда повторяю сотрудникам, что главные люди в академии – студенты. Они – и объект нашей работы, и одновременно субъект – источники идей, предложений, интересных новшеств. В сети «ВКонтакте» большинство моих друзей – студенты. Мы постоянно находимся в диалоге, и так должно быть.

Знаете, один профессор нашей академии, заведующий кафедрой и видный ученый, как-­то рассказал мне в дружеской беседе, что в школе был круглым троечником. Педагоги умудрились отбить у него всякую охоту заниматься. В итоге одаренный ребенок оказался совершенно непримечательным, посредственным учеником. Но, поступив в ветеринарный институт, он почувствовал интерес к образованию, науке и раскрылся многими гранями таланта. Сейчас на встречах его одноклассники удивляются и восхищаются достижениями товарища. История его успеха – это эталон того, как вуз должен влиять на студента. Это как в семье, где сначала родители проявляют уважение и любовь к ребенку, а потом дети «возвращают» уважение родителям, так и в учебном заведении мы должны сделать все, чтобы раскрыть потенциал своих студентов, а они в ответ порадуют нас своими успехами.

 

В продолжение ваших слов о талантливых ученых. Какие перспективные исследования и разработки сейчас ведутся в Казанской ГАВМ?

– У нас есть два подхода к научной работе. Первый – это практические исследования и разработки, подходящие для внедрения уже сейчас. Например, в области разработки и производства кормовых добавок, подстилок, удобрений – здесь у нас немало достижений. Второй – те проекты, которые не дают такого же быстрого и ощутимого результата сейчас, но очень перспективны в будущем. Это такие области деятельности, как иммунология, молекулярная биология, технологии изучения химизма бактерий… Те ученые, кто ведет разработки в этих сферах, получают пристальное внимание в мировом научном сообществе, имеют высокий индекс цитируемости.

Мы также участвуем в этой научной конкуренции, чему очень способствуют и наши международные связи. Например, недавно я в составе делегации, возглавляемой Президентом Республики Татарстан, посетил Тюрингию (регион Германии), где мы осуществляем учебно­-научные проекты с местным научно-­исследовательским центром. Наши студенты уже третий год в летние месяцы проходят двухмесячные стажировки в клиниках и лабораториях центра, с тематикой исследований немецких коллег завязаны наши аспирантские работы. Например, одним из проектов является внедрение тестов по определению белка-­маркера в крови лошадей, что позволяет выявить предрасположенность к травмам суставов животных. Для Татарстана, где коневодство развито, это направление исследований актуально и значимо. У нас много дружественных связей и с другими зарубежными научными центрами и вузами, куда также отправляются студенты для обучения и обмена опытом. В свою очередь и мы регулярно принимаем у себя иностранных коллег, которые читают у нас лекции, проводят мастер­-классы.

 

Значит, один из старейших ветеринарных вузов России сохраняет международную узнаваемость сегодня?

– Конечно. Скажу больше, в мае нынешнего года Казанская государственная академия ветеринарной медицины стала аффилированным членом Европейской ассоциации учреждений ветеринарного образования (ЕАЕVE) – одним из пяти российских вузов, наряду с Московской и Санкт-­Петербургской ветеринарными академиями, уфимским и ставропольским ветеринарными факультетами аграрных университетов. Примечательно, что международные эксперты, приехав в Россию, первым делом посетили Казань. Они провели ознакомительный визит, дали свои рекомендации и замечания, а также заключение о возможности аккредитации образовательного процесса в академии по критериям европейского ветеринарного образования. Сейчас мы ведем работу по устранению замечаний, чтобы в 2021 году пройти аккредитацию и стать полноправным членом ЕАЕVE, что даст много новых возможностей для развития и сотрудникам, и студентам, и выпускникам академии.

 

Рустам Хаметович, общаясь с учениками, с молодыми коллегами, что советуете для достижения успеха?

– Один из важнейших советов – не стремиться получить в жизни все и сразу. Терпение и труд, может быть, звучат банально, но именно они отличают по­-настоящему успешных людей от тех, кто только хотят достижений. Так всегда говорила мне научный руководитель, доктор наук, профессор Расаля Ахатовна Шафикова. К сожалению, она рано ушла из жизни, но я всегда с благодарностью вспоминаю ее уроки мудрости. Работая под ее руководством, я иногда злился, не понимая, для чего делать больше, чем сейчас требуется. Но потом все пригодилось при работе над докторской диссертацией, приносило свои плоды. Конечно, когда ты молод, не всегда хочется вкалывать, тратить свободное время на скрупулезный труд, сидя в лаборатории или на другом рабочем месте… Но все воздается сторицей. Вслед приходят и карьерные возможности, и материальные блага, и перспективы творческого профессионального роста, и многое другое. Поэтому я говорю молодежи: не жалейте времени на труд! И этого я более всего желаю начинающим коллегам – сильного стремления к успеху, к масштабным целям, которое обязательно приведет к большим победам.

 

Беседовала Диана ГАЛЛЯМОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя