ВЫСОКИЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

0
64

Елена МЕРЗОН, директор Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета

 

Елабужский институт давно стал одним из главных символом города, где воедино слились славное прошлое и достойное будущее, органичная включенность в повседневный уклад провинциальной жизни и широкие возможности интеграции в мировое образовательное пространство. И хотя его история уникальна и за столетие он сменил не одно название и статус, он по-прежнему для всех остается Елабужским педагогическим — хранителем национальных духовных ценностей и альма-матер тех, кто носит почетное звание учителя.

Свою историю Елабужский институт ведет с 1898 года, когда почетная гражданка Елабуги Глафира Стахеева в память о своем покойном муже Василии Григорьевиче пожертвовала 500 тысяч рублей, огромные по тем временам деньги, на устройство учебного заведения. На возведение роскошного и величественного здания по проекту вятского губернского инженера Ивана Чарушина потребовалось четыре года, после чего там начался полноценный процесс подготовки домашних учительниц. А открытые при училище дополнительные педагогические курсы давали возможность выпускницам получить специальность учителя церковно-приходской школы или епархиального училища.

Шли годы, один строй сменял другой, одновременно менялся статус учебного заведения, так как появлялись новые задачи, актуальные на данный период развития государственной системы образования, но педагогическая составляющая этого учебного заведения оставалась прежней.

В годы Великой Отечественной войны Елабужский институт стал пристанищем для коллективов Ленинградского и Воронежского университетов, эвакуированных сюда в связи с наступлением фашистских войск. Учебная и лабораторная база института позволила продолжить научно-исследовательскую деятельность выдающимся советским академикам и профессорам, которые оказали огромное влияние на формирование в Елабужском институте научных школ.

Много изменений в работе вуза произошло в 1952 году после получения им статуса государственного педагогического института. Прежде всего, укрепилась учебно-производственная база, открылись новые факультеты, а также началась подготовка по ряду специальностей, необходимых для развития экономики республики. В 2003 году благодаря прочным традициям подготовки высококвалифицированных специалистов для системы образования и мощному научно-педагогическому потенциалу институт был преобразован в государственный педагогический университет (ЕГПУ). А в 2011 вуз вошел в структуру Казанского (Приволжского) федерального университета и с тех пор является его подразделением, решающим государственные задачи, направленные на формирование единства культурного и образовательного пространства, развитие приоритетных направлений в науке и инновационных педагогических технологий.

— Елабужский институт сегодня — это крупный учебно-научный комплекс и интеллектуальный центр, оказывающий значительное влияние на развитие экономики, образования, науки и культуры Приволжского федерального округа, — отмечает Елена МЕРЗОН, директор Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета. — А находясь в составе КФУ, мы имеем возможность более эффективно проводить учебную, воспитательную и научно-исследовательскую работу, используя передовой опыт ведущих вузов мира.

В настоящее время в структуре Елабужского института десять факультетов, где ведется подготовка бакалавров по восьми укрупненным группам специальностей, 13 направлениям и 24 профилям. Стоит отметить, что, сохраняя приоритетным педагогическое образование, институт активно развивает научно-инновационные направления — такие, как энергетика, технология транспортных процессов, прикладная информатика и др. При вузе действует аспирантура по пяти отраслям науки и 11 специальностям, а также Центр повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования. Сочетание мощной научной базы, практической направленности образования и высокой технической оснащенности учебного процесса год от года привлекает все большее число абитуриентов. Сегодня в вузе учится свыше 5000 студентов и аспирантов. Жизнь студентов института за пределами учебных занятий насыщена участием в спортивной, творческой и общественной жизни.

Основная работа по повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов в институте, конечно же, ложится на плечи компетентных преподавателей и научных работников. Коллектив вуза — творческий, мобильный, осваивающий и применяющий в своей работе инновационные образовательные и информационные технологии, активно участвующий в разработке новых методик преподавания. Основу научно-педагогического коллектива составляют 15 докторов наук и профессоров и более 120 кандидатов наук и доцентов.

Серьезная материально-техническая база Елабужского института позволяет активно внедрять в образовательный процесс самые передовые технологии. В распоряжении студентов и сотрудников вуза оснащенные новейшим оборудованием учебные корпуса и научно-исследовательские лаборатории, информационно-библиотечный комплекс с классической и электронной библиотеками, три благоустроенных общежития, сеть уникальных музеев, студия учебного телевидения, современный физкультурно-спортивный центр и оздоровительный лагерь.

Елабужский институт — мощный научный центр. Здесь по десяткам направлений ведется высококачественная научно-исследовательская работа, успешно осуществляются фундаментальные исследования. Нередко они проводятся на стыках наук, при участии специалистов с разных факультетов. В последнее время существенно увеличилось количество научных публикаций ученых института за рубежом, в журналах с высоким импакт-фактором, расширилась грантовая деятельность. Отдельных слов уважения заслуживает большая работа, проводимая учеными и педагогами Елабужского института в рамках гранта Министерства образования и науки РФ по разработке программ практикоориентированной подготовки педагогов, являющейся одной из самых актуальных в свете внедряемого нового образовательного стандарта.

Сотрудничество с ведущими российскими и мировыми вузами позволяет институту ежегодно направлять своих преподавателей и студентов на зарубежные стажировки и в свою очередь принимать из других стран ученых, которые, помимо лекционных мероприятий, создают здесь научно-исследовательские лаборатории. Результатом такой деятельности стало начало работы международного научно-образовательного центра изучения молодежных культур и лаборатории инновационных технологий в сфере поликультурного образования. Известные зарубежные и российские ученые активно участвуют в авторитетных в научном мире международных Стахеевских, Цветаевских, Тюркологических чтениях, проводимых в Елабуге.

Необходимо отметить, что Елабужский институт реализует уникальные многоуровневые инновационные программы и проекты, одному из которых, международному педагогическому форуму «Фестиваль школьных учителей», нет аналогов не только в России, но и на всем постсоветском пространстве. Лучшие педагоги и учителя-новаторы со всей страны съезжаются в начале августа в Елабугу, чтобы обменяться опытом и идеями. На протяжении четырех дней учителей ждут публичные лекции российских и зарубежных ученых-специалистов в области современного образования, «круглые столы» на актуальные темы, деловые игры, мастер-классы, тренинги, презентации передового педагогического опыта, выставки, культурная и оздоровительная программы, ярмарка учебно-методической литературы, творческие и профессиональные конкурсы. Такая яркая и насыщенная программа позволяет учителям накануне нового учебного года испытать душевный подъем, вдохновиться новыми идеями и зарядиться желанием постоянного самосовершенствования, дающего возможность всегда оставаясь на пике современности.

Не менее значимы образовательные проекты, реализуемые Елабужским институтом для школьников. Один из них — «Детский университет», направленный на расширение кругозора младшего школьника, развитие его творчества и нестандартного мышления путем участия в интерактивных занятиях, организуемых профессорами и доцентами вуза. У старших школьников есть возможность посетить летний лагерь для одаренных детей «ИнтеЛЛето», где опытные педагоги помогут ребятам овладеть ключевыми компетенциями, способствующими достижению успехов в обучении. Решению задачи по повышению интереса учащихся к физике, увеличению среднего балла результатов ЕГЭ по этому предмету и росту количества абитуриентов, желающих связать свою будущую профессию с этой наукой, призван еще один из проектов вуза — летняя физико-математическая школа.

Безусловно, вся масштабная деятельность, которую ведет Елабужский институт, способствует сохранению лучших традиций высшего педагогического образования и направлена на подготовку интеллектуальной элиты Республики Татарстан на основе интеграции образовательного процесса, научных исследований и инновационных педагогических подходов.

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя