Здесь воспитывают элиту

0
24

Трудно назвать идею раздельного обучения новой. Ведь по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения. Сегодня среди сторонников раздельного обучения — врачи, психологи, генетики, педагоги, которые убеждены в том, что мальчики и девочки развиваются по-разному — у них разные интересы, игры, пристрастия. В биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года. Поэтому учить детей лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.
В Казани есть прекрасное учебное заведение для девочек, вызывающее восторг и восхищение жителей республики. Речь идет о гимназии-интернате №4 Кировского района города. Здесь убеждены в том, что обучать и воспитывать девочку — это воспитывать само общество, потому что оно формируется семьей. А душа семьи — это женщина. Первый выпуск воспитанниц гимназии состоялся в 2001 — 2002 учебном году. Поистине это оказался «золотой» выпуск, ведь 80 процентов девочек стали медалистами. Прошло уже несколько лет, а качество образования здесь остается на высочайшем уровне. Немало девочек, закончивших это образовательное учреждение, поступили в престижные вузы России, Турции, Америки, Канады, Швейцарии, Англии, Китая.
Гимназия-интернат №4 берет свое начало с татарско-турецкого лицея. Два первых татарско-турецких лицея были открыты в 1992 году в Казани и Набережных Челнах. Именно эта сеть образовательных учреждений еще с 90-х годов завоевала необычайную популярность среди жителей республики. Выпускники лицеев очень сильно отличались от остальных ребят. Они вызывали восхищение знанием нескольких языков, обширным кругозором, поражали своей воспитанностью, порядочностью, нравственностью, устойчивыми моральными принципами. Многие родители, которые по принципу «сарафанного радио» узнавали об этих образовательных учреждениях, мечтали отдать своих детей именно сюда. В результате оказаться воспитанником лицея стало далеко не так просто. Огромный конкурс, как при поступлении в вуз, дает шанс только самым способным и талантливым. Высокий уровень образования лицеисты из года в год подтверждают на школьных предметных олимпиадах — общегородских, республиканских, всероссийских и даже международных. Помимо успешного выступления на олимпиадах, девочки активно участвуют на всероссийских, республиканских, городских научно-практических конференциях и конкурсах.
Известный в Татарстане ученый, писатель, профессор КГУ Хатип Миннегулов так отозвался о выпускниках этих учебных заведений: «В Казанском госуниверситете, где я работаю профессором, они учатся на различных факультетах. Наши коллеги очень хорошо отзываются об их учебе, воспитанности. Из числа выпускников лицеев уже выросли известные ученые, деятели литературы и культуры. Татарско-турецкие лицеи на практике отлично зарекомендовали себя; сама жизнь требует сохранения и приумножения этого положительного опыта».
Изначально лицеи предназначались исключительно для мальчиков, но когда многие родители стали настойчиво просить подобное образовательное учреждение для девочек, было принято решение об открытии женского лицея. Его официальное открытие состоялось в 1997 году, а за год до этого исключительно силами спонсоров удалось восстановить здание бывшего детского сада для нового лицея. Впрочем, даже не восстановить, а фактически заново все построить — ведь здание было почти полностью разрушено.
И вот уже более десяти лет в стенах учебного заведения воспитывается элита республики. Эти девочки готовы и к тому, чтобы сделать головокружительную карьеру, и к тому, чтобы стать хозяйками уютных семейных очагов. Воспитанию девочек уделяется особое внимание. Преподаватели на своем собственном примере показывают, что можно, а что нельзя, помогают отличить «белое» от «черного», воспитывают нравственные принципы.
Секрет успеха гимназии — в особенностях учебной программы, вобравшей лучшие достижения педагогической науки России, Татарстана и Турции, а также в квалифицированных педагогических кадрах и современном оснащении классов. Здесь гармонично сплетаются мировая и национальная системы образования; интерес к отечественной истории, культуре и языку сочетается с приобщением к достижениям мировой цивилизации.
История делает девочек мудрыми, поэзия — чистыми, математика — проницательными, естествознание — глубоко мыслящими, мораль — серьезными, логика и риторика — способными защищаться. Все эти и другие предметы в полном объеме представлены в гимназии. Но самое главное — возможность в совершенстве овладеть английским, русским, турецким и татарским языками, обучаясь одновременно на четырех языках. Такие предметы, как математика, химия, физика, биология, начиная с 8 класса, преподаются на английском языке. В гимназии имеется спутниковое телевидение. Многие кабинеты оборудованы интерактивными досками. На базе учебного заведения предусмотрен благоустроенный пансион, ключевым словом которого можно назвать слово «забота». Все дети здесь окружены поистине материнской любовью. А в свободное от учебы время девочки вместе с воспитателями и учителями устраивают коллективные поездки в лес, совершают экскурсии в музеи, посещают театры и так далее. Для развития способностей и талантов детей функционируют различные кружки и клубы, театральная студия.
Директор гимназии Марат Минтагирович Фатиев сам является первым выпускником татарско-турецкого лицея Бугульмы. До того как стать директором гимназии-интерната Кировского района Казани, он работал сначала преподавателем, а потом заместителем начальника управления отдела образования Кировского района. И отнюдь не случайно именно его назначили директором гимназии. Ведь в этих учебных заведениях чрезвычайно важны традиции для поддержания того духа единения, патриотизма, порядочности и высокого качества образования. Для сохранения таких традиций необходим человек, который знает эту структуру изнутри, который сам прошел через нее, который будет способствовать тому, чтобы не уронить планку. Марат Минтагирович прекрасно справляется с этой обязанностью. Кстати, ставка на выпускников — важная черта гимназии. Ведь здесь уже работают в качестве преподавателей те девочки, которые когда-то сами получили путевку в жизнь в этих стенах. С уверенностью можно сказать только одно: учебное заведение уже заняло свою достойную нишу в российском образовательном пространстве, логически вписываясь в общепринятые учебные стандарты и внося в них западноевропейские образовательные ценности. Более того, сегодня, когда система образования в России переживает не лучшие времена и идет поиск оптимальных моделей для ее реформирования, ни в коем случае нельзя отказываться от гимназии, в частности, и татарско-турецких лицеев — в целом, которые более чем полновесно доказали свою конкурентоспособность с традиционными школами.

Альбина ХАЗИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя