От судьбы не уйти

0
66

 

В чем секрет женского счастья? Есть два фактора, играющих важную роль в жизни женщины, в ее самореализации и настроении. Это крепкая семья и любимая работа. И, конечно, умение самой строить свою судьбу, не плыть по течению. В этом твердо убеждена Стелла ПИСАРЕВА, основатель, главный хранитель и почетный директор музея КФУ, почетный член правления Ассоциации музеев Татарстана. Трудно поверить, но за ее плечами 70 лет профессионального стажа на благо музейного дела республики! Говорят, незаменимых людей не бывает, и все же Стелла Владимировна, по признанию тех, кто ее знает, незаменимый музейщик республики.

 

 

Закаленная испытаниями

 

Отец Стеллы Писаревой был кадровым военным, репрессирован и расстрелян в 1938 году. А детство ее прошло на Украине, в разных городах, поскольку отец – военный и приходилось переезжать с места на место.

Папу арестовали в 1938-м, – вспоминает Стелла Владимировна, – его тогда перевели на работу в Киев, а я с мамой должна была туда перебраться из Харькова, после окончания учебного года в школе. Мы приехали 26 апреля, 27-го папа ушел на работу и пропал. Нам говорили, что он у наркома, больше ничего не объясняли. Пока мы находились в Киеве, опечатали нашу квартиру с вещами в Харькове, так мы остались практически без ничего и без главной опоры и поддержки – моего папы. В Харькове жила мамина сестра с мужем, больным открытой формой туберкулеза. Меня оставили с ними. Мама же уехала к другой сестре, чтобы скрываться от ареста как жена «врага народа», тем более что ее работа была связана с Обществом культурных связей, с заграницей… Полтора года я не видела маму. Когда, наконец, мы встретились, началась война, и мы были эвакуированы в Казань. Спустя многие десятилетия моя внучка нашла список расстрелянных в 1938 году «врагов народа», среди них фамилия моего отца. Кто знает, может, если бы я не была дочерью «врага народа», судьба моя сложилась бы иначе. Но история не любит слова «если»…

 

Преданность профессии

Приветливая улыбка, открытый взгляд, безграничное обаяние, при этом твердый характер и ярко выраженные лидерские качества. Ее оптимизм, энергия и инициативность, желание сделать жизнь вокруг себя ярче и содержательнее всегда притягивали окружающих, как магнит. Когда после окончания историко-филологического факультета в 1946 году Стелле Писаревой предложили поработать год в музее им. А. Горького, она согласилась и…. осталась здесь на целых 18 лет.

Только со стороны может показаться, что это скучная работа, на самом деле она очень увлекает, – рассказывает Стелла Владимировна, – музей – это пространство, где каждый день можно узнавать что-то новое, придумывать, актуализировать… Удивительные и интереснейшие встречи, потрясающие истории, которые стоят за каждым экспонатом, все это очень близко мне по духу и по характеру, тем более что я всегда была активной, в студенческие годы выполняла военно-шефскую и культурно-массовую работу на факультете. Работая в музее им. А. М. Горького, дружила с семьей знаменитого писателя (тогда еще жива была его жена Екатерина Павловна Пешкова), с горьковским окружением – писателями, близкими ему по духу. С удовольствием училась анализировать и систематизировать большой объем информации, общалась с людьми разных профессий, возрастов и характеров, придумывала новые формы и методы показа экспозиций. Не секрет, что казанский период жизни Горького был тяжелым, но важным для его будущего, для закалки характера. Здесь он провел свои «университеты» среди ночлежек и трущоб. А мне повезло быть заместителем директора Марии Елизаровой, удивительной женщины, которая относилась к этому музею как к живому существу, делала все для того, чтобы здесь было интересно посетителям любых поколений.

 


Еще работая в музее А. Горького, Стелла Владимировна сотрудничала с местным телевидением, писала сценарии, вела передачу «Календарь искусств», посвященную юбилейным датам. Ей нравилось быть в гуще событий, общаться, предлагать свои идеи на ТВ. Тем более что тогда казанское телевидение только-только зарождалось, многое было в новинку, передачи шли без записи, в прямом эфире. Однажды Стелле Владимировне предложили перейти на постоянную работу в литературную редакцию казанской телестудии. Практически одновременно поступило приглашение заведовать литературной частью в Государственном музее ТАССР (ныне Национальный музей РТ). Как быть? Что выбрать? После недолгих сомнений и раздумий Стелла Владимировна предпочла музей, где в итоге проработала 14 лет. Позже создавала музей Ярослава Гашека в Бугульме (в связи с этим более 20 лет Стелла Писарева возглавляла республиканское Общество советско-чехословацкой дружбы), руководила созданием музея Янки Купалы в Печищах, музея истории города и КАМАЗа в Набережных Челнах…

Инструменты и личные вещи Симонова, Вишневского, Арбузовых, аппарат, на котором Завойский открыл явление парамагнитного резонанса, гальванометр с первой кардиограммой, уголок Лобачевского, мундир швейцара и многое-многое другое было собрано Стеллой Владимировной для ее главного детища – музея КГУ (КФУ). Именно она создала его с нуля и долгие годы была его бессменным руководителем.

Еще во время войны, когда нашу семью эвакуировали в Казань, – рассказывает Стелла Писарева, – в университете я не только училась, но и жила. Вот в этом самом зале, где сейчас располагается музей, было общежитие эвакуированных сотрудников Академии наук СССР. Разве я могла представить в тот период, что спустя годы вернусь сюда работать и останусь на десятилетия? Судьба… С предложением создать Музей истории КГУ ко мне пришли незадолго до его 175-летия. До юбилея оставалось чуть больше года, и за это время предстояло сделать очень многое, ведь еще не было ни одного экспоната, даже помещения… Выделили мне стол, стул в парткабинете, так все и начиналось. Но мне очень помогали преданные университету люди, в первую очередь ученые. Михаил Тихонович Нужин, бывший в те годы ректором, предложил мне поехать в любой университетский музей, чтобы перенять опыт (я выбрала Ленинградский университет). Большая поддержка была и от нового ректора – Александра Коновалова, блестяще знавшего историю КГУ. Я ходила по всем адресам, где можно было найти нужные экспонаты, ко мне приходили профессора, преподаватели, студенты, выпускники. Если перечислить всех, кто оказал поддержку для создания музея, понадобится очень много времени. Главное, что задача была выполнена – за год и два месяца до 175-летия КГУ музей был открыт. С того момента и до сегодняшнего дня моя жизнь неразрывно связана с ним.

Только сама Стелла Владимировна знает, сколько было потрачено сил, энергии, душевного тепла за это время, сколько бессонных ночей проведено, сколько пришлось обойти людей, чтобы найти бесценные экспонаты! Она искала казанские дома, где жили в эвакуации Игорь Курчатов, Петр Капица и другие крупные ученые, чтобы инициировать открытие мемориальных досок. И тему «Линия научной обороны» (про профессоров, академиков, волею судьбы оказавшихся в Казани в годы войны) лучше ее не знает никто.

Музей КФУ благодаря настойчивости Стеллы Владимировны состоялся, обрел множество интереснейших экспонатов. Пожалуй, ей очень подходит фраза: «Если вы действительно хотите чего-то добиться – беритесь и делайте. Какой бы ни была цель, ее не достичь до тех пор, пока человек не отбросит страх – и не «взлетит». Обстоятельства отбросят тебя назад, но не останавливайся, и ты достигнешь цели».

Всю свою долгую трудовую жизнь я занималась любимым делом, собирая и сохраняя информацию о тех, кто своим трудом, талантом прославил нашу страну. И мне очень повезло с окружением, я знаю много хороших людей. Мой совет молодым музейщикам — любите свое дело всей душой, всем сердцем, иначе не будет пользы ни вам самим, ни окружающим, – говорит Стелла Писарева. – Поверьте, эта профессия дает возможность для такого интересного и ценного общения, какое трудно найти в другой работе. Вот в музее КФУ много личных экспонатов известных профессоров. Собирая их вещи, мы узнаем не только то, какими они были в науке, но какими были в быту, что любили, какое у них было хобби. Сегодня как главный хранитель и почетный директор я пишу объемный труд по истории музея КГУ, о том, как все начиналось, об истории экспонатов, о случайностях, помогавших находить ценнные раритеты. Кстати, первым экспонатом музея стала печатка Лобачевского. Она хранилась у заведующего кафедрой геометрии, знаменитого математика, геометра Александра Петровича Нордена. Мне удалось выпросить у него эту печатку, и, хотя сделать это было не сложно, спустя какое-то время он мне признался: «Я так легко отдал вам этот экспонат только потому, что знаю вас, знаю, что он попал в надежные руки и будет сохранен для истории».

 

 

От Евтушенко до Медведева

 

Потомки Николая Лобачевского, Михаила Шолохова, Льва Толстого, дочь Федора Шаляпина Ирина Федоровна, литературовед и писатель Ираклий Андроников, Владимир Познер, множество ученых, творческих деятелей – с кем только не приходилось общаться Стелле Владимировне по долгу службы. В книге почетных гостей музея КФУ – автографы президентов Финляндии, Китая, Турции, Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева, Чингиза Айтматова, Юрия Соломина, Нонны Мордюковой, Евгения Евтушенко… Часто приезжал в музей правнук Льва Толстого Владимир Ильич. Все они знакомились с историей Казанского университета благодаря Стелле Писаревой, и лучше ее никто не смог бы провести экскурсию, ведь кто, как не она, знает историю каждого экспоната…

 

 

Стелла Владимировна – большая поклонница творчества Евтушенко. Она неоднократно встречалась с ним во время его поездок в Казань. Первый раз это произошло в 1969 году, когда поэт вынашивал идею о поэме, посвященной Казанскому университету, а Стелла Владимировна тогда еще трудилась в Государственном музее ТАССР. Уже через год, в 1970-м, состоялась премьера поэмы «Казанский университет». По словам современников, тогда в актовом зале КГУ наблюдался небывалый ажиотаж: люди сидели на подоконниках и стояли в проходах. Евтушенко и Писарева встречались еще не раз. В 1981 году поэт посетил Казань вместе с женой, гражданкой Великобритании Джен Батлер, и провел в музее КГУ целый день. Стелла Владимировна бережно хранит фотографию Евтушенко, сидящего за ее столом. В последний раз поэт приезжал в Казань на бенефис своего близкого друга, народного артиста Татарстана Эдуарда Трескина, и вновь не мог обойти своим вниманием Казанский университет. В музее хранится немало черно-белых снимков знаменитого поэта в стенах университета.

 – Для меня Евтушенко – великий поэт нашей современности и великий гражданин России, – говорит Стелла Владимировна. – Я никогда не забуду его стихотворение «Страхи», опубликованное в начале шестидесятых годов.

Умирают в России страхи

словно призраки прежних лет.

Лишь на паперти, как старухи,

кое-где еще просят на хлеб.

 

Я их помню во власти и силе

при дворе торжествующей лжи.

Страхи всюду как тени скользили,

проникали во все этажи.

 

Потихоньку людей приручали

и на все налагали печать:

где молчать бы –

кричать приучали,

и молчать –

где бы надо кричать.

 

В окружении правнуков

 

В музеях Казани частыми гостями были представители творческой интеллигенции, известные писатели, поэты, художники, драматические актеры, так что моей маме довелось общаться со многими прославленными людьми – рассказывает сын, Владимир Муравьев, заслуженный врач РФ и РТ, создатель и руководитель эндоскопического центра Республиканского клинического онкологического диспансера Минздрава РТ, бард. – Я сам вырос в стенах музея и очень благодарен маме за то, что она привила мне вкус и любовь к хорошей поэзии. Хотя моя профессиональная деятельность – медицина, но и творчеством я никогда не переставал заниматься. В детстве учился в музыкальной школе, занимался спортом, родители не ограничивали меня в увлечениях, за что я им очень благодарен. Мамой своей горжусь за ее беграничную преданность своему делу.

 


Сегодня у Стеллы Писаревой две внучки, правнуки – Элина, Данияр и Ева. Они радуют прабабушку своими успехами в школьных и творческих делах.

А в ее наградном багаже – множество благодарственных писем, медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения

В. И. Ленина», медаль «За трудовое отличие», почетные грамоты, звание заслуженного работника культуры РТ. Но главное ее достижение – искреннее уважение и признательность со стороны всех, кто знает ее как открытого, доброго и светлого человека.

 

Гузель ГАЛИЕВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя