Что такое «халяль» и с чем его едят?

0
29

Ильнур ГАЙНУЛЛИНОднажды я попала на чаепитие с арабами. Чай-то зарубежные гости пили, но вот есть торт категорически отказались, мотивируя тем, что это не халяльный продукт. Уже тогда я задумалась над тем, а если бы на торте было указано «халяль», можно ли было сразу этому поверить? В новостях часто говорят о подпольных складах по производству колбас, масла, кондитерских изделий. А защищена ли от этого продукция, предназначенная специально для мусульман? На эту тему мы беседуем с руководителем Комитета по стандарту «Халяль» при духовном управлении мусульман РТ (ДУМ) Ильнуром ГАЙНУЛЛИНЫМ.

— Ильнур Ахатович, насколько мне известно, Комитет по стандарту «Халяль» был создан сравнительно недавно, в конце 2005 года. Но ведь продукция под этой маркой продавалась и раньше. Приобретая ее в то время, можно ли было быть уверенным в ее подлинности? И насколько изменилась ситуация сегодня?

— Действительно, продукты под маркой «халяль» появились в республике уже в 1990-е годы. Некоторые компании раньше всех осознали существенные выгоды от подобного бизнеса. Эта продукция, хотя и ориентирована на мусульманскую прослойку, но ее употребляют и чуваши, и русские, и мордва — и не видят в этом ничего зазорного. Наоборот, очень хорошо отзываются о ней. Да и сам товарный вид заметно отличается в выгодном плане.

Могли ли мы быть уверенными в качестве несколько лет назад? Да нет, конечно. Нельзя ведь доверять только упаковке. Потребитель хочет и имеет полное право на гарантии того, что соблюдены все нормы, касающиеся забоя животных, хранения, транспортировки и т. д. Раньше разрешения на производство выдавали по своему усмотрению местные имамамы. Но впоследствии муфтият республики отозвал «самодеятельные» лицензии. Хотя продукция никуда не исчезла и предлагалась на рынках города. В течение десяти лет это являлось проблемой не только для республики, но и для всей страны.

Сегодня ситуация качественно изменилась. В связи с тем, что в Духовное управление мусульман неоднократно поступали обращения, вернее, жалобы, было принято решение организовать функцию контроля всех производителей колбасных изделий, мяса, кондитерских изделий под маркой «халяль».

Не секрет, что это уже довольно распространенный бренд. Надо сказать, что в мире товарооборот данной продукции составляет триллиард долларов в год. Очень много стран задействовано в этом процессе. Наш комитет является постоянным участником международного халяль-форума, который проходит в Куала-Лумпуре (Малайзии). Там собираются более двухсот международных компаний, но российских среди них можно па пальцам пересчитать. Видимо, не до конца осознали ту нишу, которая еще далеко не заполнена. А ведь в России 20 млн мусульман, то есть реальных потребителей продукции халяль. Это целая индустрия, включающая в себя не только мясо, полуфабрикаты и кондитерские изделия, но и косметику, медицинские препараты, банковские и страховые услуги.

Хочу отметить, что мэр Казани Ильсур Метшин недавно принял решение на размещение халяль-маркетов во всех районах города. Многие потребители обращались к нам с подобной просьбой, что доказывает востребованность продукции. Маркеты будут составлять примерно 50 — 100 кв. м и строиться по оригинальному дизайнерскому проекту.

— Комитет, руководителем которого вы являетесь, утвердил «Общие положения и основные требования к производству и реализации халяльной продукции». Кто участвовал в составлении этого важного документа? Отличается ли он чем-то от других, принятых в мировой практике?

— Прежде всего, отмечу, что с этой целью была создана инициативная группа во главе с муфтием республики Гусман хазратом Исхаковым и с участием председателя совета мусульманских ученых РТ, имам-хатыйба мечети Кул-Шариф Рамиль хазрата Юнусова. Разумеется, в утвержденном документе даны ссылки на ряд богословских учений и нормативов, на положения международной ассамблеи по вопросам фетв в части забоя животных, ингредиентов продукции и т. д. Кроме того, мы переняли часть опыта других стран, в которых уже давно занимаются производством этой продукции. Конечно, мы приблизили эти условия к нашему менталитету. Татары достаточно щепетильно относятся к чистоте и порядку. Говоря о халяле, нам недостаточно было указать в требованиях только то, что животное должно быть забито по всем требованиям и канонам ислама. Здесь необходимо говорить об идеальной чистоте, особенно когда речь идет о транспортировке и хранении. У нас был реализован уникальный пилотный проект на Чеховском рынке Казани, где мясорубка, ножи, доски использовались исключительно под эту продукцию. Витрина, куда кладется мясо, должна быть закрытой, чтобы пыль не ложилась, и мухи не летали.

Замечу, что представители ветеринарии и санэпидемстанции, с которыми мы общались неоднократно, с большим удовлетворением относятся к халяль-продукции. Они отмечают, что данная марка — дополнительный значок качества.

— Назовите, пожалуйста, хотя бы вкратце, одни из самых главных требований, и какие из них чаще всего нарушаются?

— Особые требования предъявляются как к сырью (запрет использования свинины, свиного сала, жира и т. п.), процессу забоя животных, так и к персоналу, производственным помещениям, транспорту, инструменту, спецодежде, упаковке и маркировке. На мясокомбинатах от электрошока скотина испытывает определенный стресс. Выделение отрицательных гормонов и адреналина потом сказывается на качестве мяса, оно становится безвкусным. Если мы говорим о халяле, то при забое животных исключен электрошок, речь идет только о ручном забое. Это требование чаще всего и нарушается.

Кроме того, одним из главных нарушений является выкладка товара на местах. Существует понятие разграничения товаров. Халяльная продукция может продаваться в супермаркетах, но она должна быть обязательно отделена либо оргстеклом, либо еще как-то. К сожалению, некоторые московские торговые дома, не понимая важности этого вопроса, все перемешивают. Это грубейшее нарушение. К примеру, если мясо, не покрытое оболочкой, соприкасается с обычным мясом, оно уже не халяль. Наш комитет проводит ряд определенных консультаций с рядом производителей, которые, в свою очередь, обучают своих супервайзеров, как надо правильно выкладывать товар. От этого ведь, в конечном счете, зависит и доход производителя и продавца, разумеется. По опыту знаю, что покупатель может не взять продукцию халяль, если она продается вкупе с другой.

— Есть ли реальная возможность привлечения к ответственности лиц, нарушающих законы производства и продажи данной продукции? Были уже прецеденты в этом плане?

— Самое страшное для любого производителя — не штраф и даже не судебное разбирательство. Штраф можно ведь заплатить — и дальше заниматься своим делом. Главное, что мы имеем возможность в СМИ и в мечетях объявить о том, что данный производитель, несмотря на ряд предупреждений, производит контрафактную продукцию. Когда сам потребитель объявит бойкот, это будет самое неприятное, и отразится на всей продукции данной компании, не только на халяле. Такие случаи нам уже известны. Так что это не шутки.

— Продукция, поступающая к нам из других регионов страны, и, соответственно, не обладающая свидетельством республиканского Комитета по стандарту «Халяль», насколько мы можем доверять ей? Ведь у нас нет достоверных данных о ее происхождении…

— У Йошкар-олинского мясокомбината сертификат имеется. Мы подписали соглашение с духовным управлением республики Марий-Эл. Сейчас на стадии реализации подписание соглашения с муфтиятом Чувашской республики и с Башкортостаном. Действительно, потребитель привык доверять сертифицированной продукции, нашему логотипу, в котором слово «халяль» написано на русском, арабском и английском языках. Если он не видит этого логотипа, у него возникают сомнения. Покупатель имеет полное право знать происхождение товара, в противном случае он может обратиться в судебные инстанции по поводу разъяснения ситуации. Поэтому мы планируем устроить в ближайшее время расширенное заседание ДУМ по вопросу развития халяль-индустрии в республике, пригласив туда службу Роспотребнадзора, санэпидемстанции, ветеринарии и даже правоохранительных органов — УБЭП. Необходимо будет вновь провести рейды по рынкам, магазинам, где присутствует контрафактная продукция. А контрафакт на рынке, конечно, существует. Особенно по двум позициям — колбасная продукция, привозимая из других регионов страны, не зарегистрированная ни в ДУМ своего региона, ни у нас, либо полуфабрикаты, которые называются «мусульманские», «по законам ислама», «по канонам шариата» и т. д. Ничего общего с халялем они не имеют. И даже в крупных гипермаркетах республики производители, пользуясь тем, что существует раскрученный бренд, которому народ привык доверять, просто злоупотребляют чувствами верующих. Мы проводили исследования, в результате чего выяснили, что эти продукты готовятся в подпольных помещениях либо в мини-цехах самих гипермаркетов. Никто не может объяснить, откуда мясо поставляется для подобных полуфабрикатов и колбас.

— Скольким производителям Комитет по стандарту «Халяль» выдал уже необходимый сертификат, гарантирующий качество продукции?

— Существует определенная процедура по получению сертификата. Она не настолько проста, как кажется простому обывателю. Изначально мы проверяем предприятие на соответствие требованиям канонов ислама (требования к самому производству, к ножам, персоналу, хранению, транспортировке и выкладке товара в торговых местах). То есть выдаем акт проверки на предприятиях. Если есть какие-то нарушения, недоработки, то определяем срок для их устранения. И, наконец, выдаем свидетельство от ДУМ за моей подписью о постановке на учет юридического лица в специальный реестр халяль-производителей. Затем сертификационный центр «Тест-Татарстан» выдает сертификат качества на производство и реализацию подобной продукции. Не все готовы к этой процедуре, хотя она может занимать всего неделю при условии, что у производителей есть документы-сертификаты, выданные ранее на их обычную продукцию. В настоящий момент в республике известно около сорока компаний, из них получили сертификаты чуть больше тридцати. Остальные — на подходе.

Наш сертификат — единственный в стране, выдаваемый на основании общих требований и положений, разработанных специально для этой продукции. Мы нашим документом гордимся, и, конечно, рады тому, что сам центр по сертификации, стандартизации и продвижению халяль-продукции находится именно в Татарстане.

Отмечу, что мы подписали меморандум с казахстанской стороной, представители которой пошли по нашему пути, переняли наши разработки и утвердили у себя в ГОСТе. Президент Казахстана Н. Назарбаев обозначил как одно из приоритетных направлений в экономике — развитие халяльной индустрии. Имеется в виду не только поддержка отечественных производителей, но и привлечение инвестиций. В связи с этим, чего бы мне особенно хотелось: чтобы наше правительство обратило должное внимание на эту тему. Ведь сегодня появляются производители халяль-продукции даже в тех регионах, где мусульманская прослойка незначительна, например, Ростовская, Белгородская область, Подмосковье. А Татарстан имеет определенное имя в исламском мире. Когда мы были в Куала-Лумпуре и встречались с королем и премьер-министром Малайзии, мы заручились их поддержкой по продвижению продукции наших производителей, которые будут участвовать на международных форумах (я имею в виду вопрос экспорта). Необходимо только, чтобы наши правительственные структуры дали нам возможность совместно участвовать в международных мероприятиях, связанных с халяль-индустрией, и продвигать наших производителей, в чем они сегодня и нуждаются.

Альбина ТИЛЕКЖАНОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя