Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ: В ожидании чуда

0
12

 

«Гений — редкость в мире классической музыки, но русский баритон Дмитрий Хворостовский – один из них. Он — великолепен, аудитория обожает его. Стоит ему выйти на подмостки — зал взрывается аплодисментами. Это, без сомнения, подтверждает тот факт, что он — один из величайших сольных исполнителей нашего времени». Так отзывается о Дмитрии Хворостовском авторитетная еженедельная газета Великобритании The Guardian.

В настоящее время Дмитрий Хворостовский — один из самых популярных оперных певцов в мире. Прославленный солист исполняет главные партии в известных операх и регулярно дает сольные концерты в сопровождении таких коллективов, как Сан-Францисский симфонический, Роттердамский, Нью-Йоркский филармонические оркестры. А в последние деньки нынешнего лета всемирно известный баритон приехал в Казань по личному приглашению художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александра Сладковского, чтобы порадовать жителей и гостей третьей столицы выступлением на международном оперном фестивале «Казанская осень». В течение двухчасового мероприятия Дмитрий Хворостовский в сопровождении ГСО РТ под управлением Александра Сладковского исполнял популярные арии из опер Вагнера, Чайковского, Верди, романсы Рубинштейна, Н.Шишкина, Б.Фомина и другие. Постскриптумом к мероприятию стали восторженные овации и аплодисменты публики, а также шикарный праздничный салют. Перед выступлением Дмитрий Хворостовский поделился планами на будущее и впечатлениями о Казани.

Дмитрий Александрович, исполнение оперных партий под открытым небом становится обычной мировой практикой. Как вы относитесь к выступлениям на таких площадках?

Я прекрасно отношусь к любому роду выступлений. У меня бывают концерты на открытых площадках, в камерных залах, на площадях, в оперных театрах — каждый из них по-своему уникален и ярок. В принципе для исполнителя в любом месте встреча с публикой — всегда испытание. Радует, что в Татарстане зрители доброжелательные. В Казани я чувствую поддержку единомышленников и ощущаю вдохновение музицировать — делать музыку вместе. 

Несколько недель назад вы выступали в гала-концерте напротив удивительно красивого барочного фасада Пажайслисского монастыря литовского города Каунас. А международный оперный фестиваль под открытым небом «Казанская осень» проходит вблизи северной стены Казанского Кремля и набережной реки Казанки — на площади Дворца земледельцев. Для вас играет роль историческое значение места выступления?

— Исторические места и моменты меня, конечно, в жизни, в карьере балуют. Пример — концерт у стен Московского Кремля на Красной площади. Петь там для меня огромная радость, почет и наслаждение. Пажайслисский монастырь — намоленное место. Я там чувствую особую энергетику, ощущаю трепет.

После сегодняшнего концерта вы отправитесь на гастроли?

— Из Казани на два дня прилечу домой. Потом поеду открывать оперный сезон в Венской государственной опере «Штаатсопер» (Wiener Staatsoper).

Некоторое время назад вы начали успешное сотрудничество с популярным русским композитором Игорем Крутым, дали совместные концерты в Москве, Петербурге, Киеве, Нью-Йорке и выпустили альбом Deja vu…

— В форме музицирования родился проект, который мы сделали несколько лет назад. Игорь продолжает писать музыку для меня, в некотором роде это условие наших отношений и дружбы. И в скором времени, я думаю, у нас будет еще один новый проект.

Может быть, откроете секрет успеха?

— В чем секрет успеха? Не знаю… Может быть, это определенное стечение обстоятельств, каких-то индивидуальных данных. Фаина Раневская говорила: «Талант как бородавка — либо он есть, либо его нет». Она может вырасти на любом участке тела. Как правило, талант — совокупность, «скопление бородавок», ведь любой из нас, признается он себе или нет, от классической музыки находится в ожидании чуда. Она делает людей лучше, облагораживает, подвигает стремиться к идеалу, самосовершенствоваться, в том числе и нас, артистов.  

Я тоже процитирую Раневскую. Она как-то сказала: «Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию»…

— Ой, сплошь и рядом! Театральное искусство, в моем случае опера — коллективный жанр. Принимая участие в постановке, чувствуешь себя частью громадного, сложного, иногда непредсказуемого организма. И в этом случае ты выступаешь не столько для себя, сколько ради результата всего спектакля.

Дмитрий Александрович, у вас есть любимая оперная партия?

— Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь».  

А как вы оцениваете партию легендарного злодея в трагической опере «Отелло»?

— Роль Яго — моя новая роль, я еще на сцене ее не играл, так что посмотрим.

Почему вы отказываетесь заседать в жюри медийных проектов?

— Потому что у меня много работы и мне есть чем заняться и что делать. Я думаю, подобные предложения, поступающие профессионалам моего уровня, несколько неуместны, поскольку мы не можем позволить себе такой роскоши — сниматься в телепроектах регулярно. Я с легкостью отсекаю подобные предложения, так как очень занят. Просмотр телевизора, считаю, абсолютно пустым времяпрепровождением.

Если бы вы не были оперным певцом, то кем бы стали?

— Понятие не имею, может быть, пьяницей подзаборным (смеется).

Это уж слишком…

— Просто пение идет со мной по всей жизни, с детства. Это единственное, что я умею делать.

Вы пели колыбельные песни на ночь своим детям?

— К сожалению, я редко бываю дома, малышам пела колыбельные, наверное, их мама. Сейчас мои дети уже выросли — у меня их четверо, даже самая младшая дочка выросла. Она уже сама мне поет.

Вы желаете, чтобы ваши дети пошли по вашим стопам и в будущем стали оперными исполнителями?

— Я не могу желать этого, потому что, во-первых, талант отдыхает на втором поколении, во-вторых, пока что не вижу у них ярко выраженных оперных талантов. Конечно, у моих детей сильные голоса, они любят музыку и занимаются ею, впрочем, как и многими другими вещами. Не буду загадывать наперед, посмотрим. Главное, чтобы они были счастливыми и любимыми. Хотелось бы увидеть, как исполняются их желания — мечтаю дожить до этого времени.

Вы сказали, что классическая музыка облагораживает. Как привить любовь к Чайковскому, Рахманинову и к другим композиторам?

— Прежде всего, воспитание начинается с семьи и школы. Сейчас на телевидении и в Интернете звучит коммерциализированная российская музыка. Она не воспитывает, а оказывает, скорее, негативное влияние на формирование личности. Я призываю, прежде всего, каждую семью, каждого родителя, бабушку, дедушку уделять большее внимание классической музыке, театру и литературе. Это надо делать с самых ранних лет и даже раньше, ведь ребенок уже усваивает информацию, находясь в утробе матери.

Вы выросли на классической музыке?

— Да, у нас дома всегда звучала классическая музыка, хотя папа не профессиональный музыкант. Кода я родился, он начал серьезно заниматься пением, и все его репетиции мне были слышны. Папа, отрабатывая голосовые упражнения, спрашивал: «Дима, тебе меня не жалко?» Если не жалко, значит, он заново перепевал фразу. А к шести годам я начал понимать музыку и сам увлекся вокалом.  

Существует распространенный стереотип, что опера — для элиты, состоятельной части общества. Фестиваль «Казанская осень» — бесплатный и направлен на популяризацию оперного искусства. Вы верите, что можно приобщить к опере широкие массы населения?

— Конечно! Есть пример — практика Метрополитен-опера (The Opéra-Théatre de Metz Métropole). Мои оперы транслируются по всему миру, в том числе на площадях, и туда может попасть абсолютно любой человек. Когда у меня предполагались гастроли по Венесуэле, Колумбии и Мексике, продюсер попросил: «Скажи пару слов на испанском языке, поприветствуй эту страну, эту страну и т. д.». И я приветствовал. После выступления люди искренне благодарили меня. Там были и студенты, и пожилые, у многих из них нет возможности посетить платное выступление. Уверен, что у большинства после концерта возникает интерес к опере. И меня это радует.

Когда-то оперы, которые специально ставились, чтобы быть снятыми как фильм, были очень популярны. Сейчас фильм-опера опять возвращается в кинопрокат. Как вы думаете, кинозапись может заменить живое исполнение?

— При оперном и музыкальном исполнении эмоциональный фактор самый главный. Живого исполнения ничем не заменить.

 

 Беседовала Алина АХМЕТЗЯНОВА

 

Справка

Дмитрий Александрович Хворостовский родился 16 октября 1962 года в Красноярске. Народный артист России (1995), лауреат Государственной премии РСФСР имени Глинки (1991). Окончил Красноярское педучилище им. А.М. Горького и Красноярский институт искусств. В 1985-1990 гг. был солистом Красноярского театра оперы и балета. После победы в 1989 г. в международном конкурсе имеет ангажементы в Королевском театре Ковент-Гарден (Лондон), Баварской опере, Munich State Opera, Берлинской опере, театре Ла Скала (Милан), Венской опере, Театре Колон (Буэнос-Айрес), Метрополитен-опера (Нью-Йорк), Лирической опере в Чикаго, Мариинском театре Санкт-Петербурга, московском театре «Новая опера», оперной сцене Зальцбургского фестиваля.

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя