Какова элита, таково и общество

0
23

Ученый-социолог, доктор социологических наук, ректор Института государственной службы при Президенте Республики Татарстан Андрей ЕРШОВПохоже, современное российское общество уже привыкло к тому, что сегодня у нас есть элита. Правда, она существовала и раньше, но вслух о ней не говорили. Сейчас говорят много, и не только говорят, но проявляют повышенный интерес. Причем не всегда — здоровый. Откуда она появилась, как формируется отечественная элита на обширном российском пространстве и в отдельном регионе? На эти вопросы отвечает известный в нашей республике ученый-социолог, доктор социологических наук, ректор Института государственной службы при Президенте Республики Татарстан Андрей ЕРШОВ.

— Андрей Николаевич, что собой представляет элита?

— Национальная элита в любой стране выступает в качестве важнейшего символа, сам факт наличия и облик которого объединяет население этой страны сначала по внешним, вершинным признакам, затем на уровне глубины ценностей и чувств. Своим примером представители элиты создают образцы поведения, которые затем тиражируются всеми остальными членами общества.

И если следовать этой логике, то можно сказать: какова элита, таково и общество. И наоборот. Элита формируется постепенно, и потому, наверное, ни об одном государстве, ни об одном обществе невозможно сказать, что вот там, тогда, к такому-то времени элита уже сформировалась или сформируется. В широком смысле элита — высший слой в любой социально-политической системе, обеспечивающий ее интеграцию и выполняющий управленческие функции.

При таком подходе элита — внеисторическая категория, атрибут любого общества.

— Есть ли какие-либо особенности формирования региональной элиты? Как она воспринимается обществом?

— Раскрывая особенности формирования элиты в строго научном плане, следует заявить со всей определенностью:

конечно, элита существует в политологическом и социологическом смысле как правящий класс. Но такой ответ явно недостаточный. Восприятие элиты имеет непосредственный выход на уровень обыденного сознания. По данным опросов общественного мнения, проведенных в Татарстане в период с 2002 по 2006 годы, деятельность элиты связывается у населения с ожиданиями глобальных общественных изменений, которые в значительной степени сводятся к усовершенствованию бытовой стороны жизни. Кроме того, граждан волнуют другие проблемы: усиление борьбы с преступностью и коррупцией, обеспечение законности, защита малоимущих слоев населения, сокращение и ликвидация безработицы и обеспечение социальной справедливости.Объективно существуя для общественного мнения, привлекая его внимание, эти проблемы способствуют формированию определенного отношения к элитам. Социальные противоречия формируют у населения эталонный облик элиты.

— Что характерно для татарстанской элиты?

— Осмысленное вхождение Республики Татарстан в реформенные процессы, избавившее общество от «шоковой терапии», актуализировало значимость качеств, кажущихся взаимоисключающими, но, в конечном счете, послуживших продуктивности политического и социокультурного диалога с российской элитой и населением республики. Консерватизм и инновационность, политическая прозорливость и умение в нужный момент допускать отступление назад, чтобы противостоять превратностям политических интриг, умение возражать и способность сдерживать эмоции, «держа удары», щедрость и экономическая лаконичность, способность подчиняться и предлагать альтернативные решения, умение решать тактические проблемы и способность к долгосрочному прогнозированию, самонадеянность и партнерство, политическая непосредственность и дипломатическая взвешенность, верность слову и способность поступиться своими принципами на пользу общего дела — качества, придающие особый колорит татарстанской элите, позволившие сформировать культуру толерантности.- Какова роль элиты в современном обществе? — Важнейшая функция элиты — играть роль социального агента, «жизненные миры» которого вбирают в себя глобальные межцивилизационные взаимодействия, подготавливая социокультурные предпосылки для перехода к современному плюралистическому обществу с конкурирующими системами понимания действительности. В связи с этим не может не настораживать ситуация, когда вместо поиска баланса твердости и гибкости, дисциплины и инициативы, иерархических и сетевых принципов в бюрократической элите резко возрастают иерархичность и жесткость. Достигнув предельных величин, они становятся тормозом, препятствием к нормальному выполнению каких бы то ни было функций. Инструкции и правила должны выполняться, но при одном условии: если они отталкиваются от реальной жизни.

— Как население относится к российской элите?

— По данным социологических исследований, сегодня даже самые высокие рейтинги политиков строятся со стороны населения в основном на «любви с оговоркой». Одна из причин этого явления кроется в нашей истории. Недоверие и неуважение граждан по отношению к элите не способствовало формированию традиции уважения к политическому лидерству. В сознании большинства людей практически отсутствует образ политического героя. Люди не любят политиков, которые не отвечают элементарным требованиям гуманности, этики. Они не могут любить политиков, чьи высказывания циничны. Сегодня общественное сознание, как правило, не реагирует болезненно на резкие социальные перемещения элиты, нет былой ненависти, бичевания ушедших лидеров, не столь радикальны требования нового «настоящего» вождя, лидера или героя.- Какие моменты должна учитывать правящая элита на местах?- Сегодня человек вырастает в мире, в котором отсутствуют общие ценности, определяющие поведение в разных сферах жизни, и единая реальность, идентичная для всех. Реализация принципов местного самоуправления, муниципальной службы как власти, самой близкой к народу, требует осознания этих перспектив. Объективно существуя как социальный институт оказания качественных муниципальных услуг населению, муниципальная служба нужна не для формирования единой реальности под названием «местное самоуправление», а для оперативного реагирования, ответа на любой, даже самый неординарный запрос со стороны населения. Вот почему так важен вопрос о становлении местных, муниципальных элит, обладающих культурой толерантности, широким кругозором, эстетикой мышления, огромным чувством ответственности за каждое принятое решение. Если элита не умеет выслушивать неприятную для себя информацию и делать выводы, то такая элита обречена на непредвиденные неприятности. Верхние эшелоны аппаратной иерархии все чаще считают ненужным обосновывать собственные решения, объяснять свои действия, логику, мотивы, подменяя это рекламой и пиаром. Другая аппаратная болезнь — неэффективное использование потенциала науки.

— А как его использовать эффективно?

— Надо сохранять разнообразие и самобытность научных школ. Это создает предпосылки для формирования региональной элиты. Однако механизм ее рекрутирования сегодня еще не выкристаллизовался. На мой взгляд, в этом процессе важно осознание того, что невозможно заниматься кадровой политикой, выходящей за рамки принципов формирования элит.

— Кто должен формировать элиту?

— Формирование элиты в обществе — это специальная и важная государственная задача. С недавних пор и российская власть взяла на себя ответственность за этот процесс. Первое требование, которое было предъявлено к национальной элите, — она должна работать на укрепление целостности государства и не должна сводиться к конгломерату отраслевых лобби. Второе: она должна быть национально ориентированной и ответственной перед населением, с которым она генетически связана. Наконец, в-третьих, она должна демонстрировать всему обществу высокие духовные и нравственные ценности и идеалы социальной жизни. Вершиной реализации проекта под названием «Национальная элита» стало создание Общественной палаты, смысл которого — предоставить культурной и духовной элите достойное место в российской политической системе. Сегодня производство высококвалифицированной элиты — меритократии, необходимость в которой постоянно будет увеличиваться по мере развития «информационного человека» в информационном обществе, напрямую связано с поиском мобильных образовательных систем, которые соответствовали бы духу времени. В информационном обществе огромное значение имеют инновационные способности элиты, умение нестандартно мыслить, договариваться с оппонентами, делать их своими союзниками. Новые звезды могут загореться и на нашем политическом небосклоне. Вопрос лишь в том, самостоятельный свет идет от этой политической звезды или отраженный. И с точки зрения здоровья общества мы должны строить механизм формирования элиты таким образом, чтобы в нем всегда оставалась надежда, возможность притока свежих идей. Несомненно, политическая элита связана с другими сферами жизни. Для общества очень опасно, если элита будет «вариться в собственном соку». Практика кадровых назначений в государственной и муниципальной службе не исключает использования ресурса бизнес-элиты. И в самом этом факте нет ничего негативного.

Отношение экономической элиты к профессии очень серьезное. Этот факт делает ее надежной опорой в осознании принадлежности человека к определенной элитарной группе общества. Криминальный фон этот процесс приобретает лишь в том случае, если мы не знаем, чьи именно интересы тот или иной политический деятель отражает. Стоит обратить внимание на то, что благодаря партиям в правительственную элиту приходит много людей малоизвестных или вообще неизвестных. Как правило, они и не востребованы целиком и полностью, поскольку были выведены на свет своими партиями, но сами по себе не являются ни партийной, ни профессиональной элитой.

— Откуда приходят люди, вливающиеся в элиту? Как они формируются? Какие ценности исповедуют, несут в себе?

— Несмотря на многозначность термина «элита», современные элитологи считают, что подлинная элита — та, которая глубоко осознает интересы общества и профессионально действует в направлении их реализации. Компетентность, профессионализм — непременное, но недостаточное и даже не главное качество подлинной элиты, главное же — ее моральные качества, готовность ставить интересы общества выше своих личных и групповых интересов, руководствоваться ими, жить ими. Ее призвание — служение народу в самом высоком смысле этого слова. Поэтому часть общества, профессионально выполняющая функции управления обществом — не всегда подлинная элита, это может быть и квази-элита. И тогда мы имеем квази-гражданское общество. Подлинная политическая элита — это патриоты, которые не только любят свой народ, но для кого интересы народа выше личных и групповых интересов, которые устремлены к действиям, отвечающим интересам широких народных масс. Сам термин «элита» возникает в условиях, когда рекрутирование в нее имеет тенденцию определяться не просто принадлежностью к привилегированному классу или слою, а именно личностными качествами, интеллектом, творческими достижениями. Совершенно очевидно, что ныне и в обозримом будущем общество не может функционировать без элиты. Значит, квалифицированную элиту, ориентированную на высокие гуманистические ценности, нужно готовить, причем готовить загодя, по возможности планомерно. Именно в этом плане важна проблема элитного образования, которое может оптимизировать процесс формирования и смены элит в социально дифференцированном обществе.

— Значит, по-вашему, будущую элиту нужно готовить загодя? Это должно быть какое-то специальное образование?

— Под элитным подразумевается, прежде всего, высококачественное образование, которое носит открытый характер. Им охватываются молодые люди, отличающиеся высокими интеллектуальными способностями, являющиеся выходцами из любых социальных слоев, классов, групп. Здесь критерием отбора служат не знатность, богатство или связи, а именно интеллектуальные качества личности, ее таланты.

— Очевидно, должна бы существовать и определенная государственная политика России в области элитного образования?

— Конечно, она, на мой взгляд, должна заключаться в «точечной» поддержке талантливой и способной молодежи. Такая поддержка включала бы в себя поиск и отбор одаренных детей, талантливых юношей и девушек, главным образом, путем проведения конкурсов – региональных и общероссийских, олимпиад, присуждения грантов победителям и призерам, чтобы они могли подготовиться для поступления в элитные вузы России и зарубежья. Кроме того, необходимо ускорение движения к плюралистической модели образования. Конвергенция образовательных систем необходима также в связи с принятием Россией Болонской конвенции. Приходится признать, что скорость изменчивости современной управленческой среды настолько высока, что за время выстраивания профессиональной карьеры одним человеком его основополагающие знания могут несколько раз полностью устареть морально. Сегодня ставится под сомнение установка высшей школы на то, что знания, закладываемые в головы студентов, будут незыблемыми в течение всей его жизни. Профессионал, осваивающий управленческие знания, должен изначально допускать, что предлагаемое мировоззрение не является истиной в последней инстанции, а представляется лишь одной из рабочих моделей мышления, срок актуальности которой ограничен несколькими годами. Совершенно очевидно, что квалифицированную элиту, ориентированную на высокие гуманистические ценности, нужно готовить планомерно. Именно этот процесс позволит реально оптимизировать процесс рекрутирования и смены элит в обществе, развивая те традиции великой культуры, благодаря которым население республики вносит неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации.

Владимир КУЗЬМИЧЕВ

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя