КАЗАНСКОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ В ЛИЦАХ

0
165

Казанское высшее артиллерийское командное училище по решению высшего руководства приобрело статус базового училища рода войск. Это означает, что история этого учебного заведения и заложенные традиции оценены на самом высоком уровне. Казанские офицеры служат во всех уголках нашей страны, представляя военную элиту России. В честь Дня защитника Отечества мы показываем Казанское артиллерийское училище в лицах. 

Григорий Иванович ПАВЛОВ, доктор технических наук, профессор кафедры «Конструкции эксплуатации и проектирования специальных устройств»:

По результатам последних трех лет является лучшим методистом училища. Не раз был признан лучшим ученым и преподавателем года. В настоящее время выполняет в качестве руководителя Грант Академии Наук Татарстана, который получил два года назад.

— В юности проблема выбора, кем быть, не стояла. Вот только я думал, что офицер — это такая профессия, а оказалось — призвание. В 1979 году я поступил в Казанское высшее военно-инженерное училище. В то время оно занималось подготовкой ракетчиков, но в силу статуса секретности заведения узнали мы об этом, будучи уже курсантами. Многие тогда покинули стены училища раз и навсегда, я же, окончив, пошел служить боевым офицером. Помню разговор с Александром Сергеевичем Фигуровым, который настоятельно советовал мне идти в адъюнктуру. Я отказался, но время расставило все на свои места, и все получилось так, как он и предсказывал. После службы в войсках был направлен в родное училище, где в течение семи лет в должности курсового офицера воспитывал будущих командиров-артиллеристов. А всю дальнейшую жизнь посвятил научно-педагогической деятельности.

Научная школа Артиллерийского училища издавна считается сильной. «Сверху» поручали решать неоднозначные, сложные проблемы и вопросы военного дела. Четыре раза я принимал участие в испытании новой ракетной техники. Общение с известнейшими инженерами, разработчиками ракетных установок окрыляло, обогащало новыми знаниями, а от самого процесса испытаний захватывало дух.

Постепенно я вливался и в педагогику. Как преподаватель пытаюсь разнообразить жизнь курсантов, которая, на мой взгляд, недостаточно насыщена событиями. Не хотелось бы, чтобы скука разочаровала их в учебе и в профессии. 


Али Анварович ХАЛИДОВ, полковник, профессор кафедры стрельбы.

«Всю свою жизнь он отдал Казанскому артиллерийскому училищу» — так говорят о нем его сослуживцы. Со школы Али Анварович увлекся техническими науками. Поэтому сразу после сдачи экзаменов в училище, в прямом смысле, отправился на поиски кафедры «Автоматизированные системы управления войсками», о существовании которой ему рассказали при поступлении. Встретивший Али начальник кафедры С.Н. Филоненко, наверное, и не догадывался, что юноша станет его приемником. За годы А.А. Халидов прошел путь от абитуриента до начальника кафедры. После перепрофилирования училища на артиллерийский — в связи с сокращением кафедры — он был назначен профессором кафедры стрельбы, но не расстался с преподаваемой им дисциплиной — «Информатикой».

Немногословность и сдержанность этого человека не позволяют ему рассказывать о себе много и красочно. Но за внешней скромностью стоит «нескромный» список заслуг в педагогической и научно-исследовательской работе. В сложные годы, когда решалась судьба училища как военно-учебного заведения, он выполнил огромную работу при переводе училища на артиллерийский профиль. Принимал непосредственное участие в разработке учебных программ. На нем держится программное обеспечение проведения занятий, так как многие программные продукты разработал и внедрил именно он.

Признанный в училище методист не терпит излишней «самодеятельности» в плане проведения занятий с курсантами. Это образец выполнения общевоинских уставов и служебного долга. Наверное, поэтому во многом благодаря его примеру у отличников рождается желание попробовать себя в качестве преподавателя. 


Воспитание офицера — это целая наука, но неверно было бы думать, что Казанское артиллерийское училище занимается только военной научной деятельностью, на кафедрах не утихает научная работа и другого характера. Лучшей по итогам года названа кафедра конструкций эксплуатации и проектирования специальных устройств, возглавляет которую доктор технических наук, заведующий акустической лабораторией, полковник Анатолий Васильевич КОЧЕРГИН.

Под непосредственным руководством этого человека проводится уникальная научная работа по разработке слуховых аппаратов, позволяющих глухим слышать, а немым говорить.

— Практика в этом вопросе такова, что восстановлением слуха всегда занимались медики. В основе мировых разработок слуховых аппаратов лежит принцип усиления громкости звука до таких параметров, пока он не будет восприниматься больным человеком. Это, на мой взгляд, только усугубляет положение больных, — говорит Анатолий Кочергин.

Ученые кафедры пошли по другому пути. Они исходили из того, что люди теряют слух, начиная с высоких частот и, как следствие, испытывают трудности и в области низких. А потеря слуха ведет к постепенному разрушению речи. Идея военных заключается в переносе информации в ту область звукового диапазона, где больной воспринимает звуки. Чтобы человек адаптировался к несколько измененному звучанию речи, проводятся занятия на стационарном тренажере. Затем индивидуальная программа закладывается в слуховой аппарат. Инвестиционно-венчурный фонд оказал финансовую поддержку программе, благодаря чему в течение двух лет планируется открыть Центр коррекции слуха и речи сначала в Казани, а потом и в других городах. По словам Анатолия Кочергина, проделана большая работа: закончена отделка кабинета для занятий с больными, закуплено оборудование, а главное, приглашены лучшие сурдологи.

Преемственность поколений — это то, чем всегда вправе будет гордиться Казанское артиллерийское училище. Ежегодно порядка 250 молодых ребят поступают на первый курс, желающих при этом в два — три раза больше. Лучшие, как правило, поступают в адъюнктуру и продолжают дело своих преподавателей. 


Александр АЛЕКСАНДРОВ, сержант, V курс, трехкратный стипендиат «Благотворительного фонда В. Потанина», награжден премией Правительства Российской Федерации:

— Участвовали в потанинской стипендии вместе с братом. Конкурс экстраординарный, я бы даже сказал, экстремальный. Мне показалось, что самым непростым было определить лидера, который бы повел всю команду, а ведь все мы отличники и каждый в своем учебном заведении считается лучшим. Но в Тольятти, куда мы приехали за третьей победой, со всеми участниками встретились уже друзьями. В прошлом году нам посчастливилось представлять училище на Международных соревнованиях, где курсантов стран СНГ, ближнего зарубежья и России проверяли на знание международной конвенции по защите прав военнослужащих. Не обошлось и без демонстрации физической подготовки. Погоняли нас тогда, помню, очень хорошо.

Сам я из Нижнекамска, и хоть Казань рядом, о существовании Артиллерийского училища не знал. Учась уже в 11 классе, я и не думал, что буду военным. Однажды услышал, что сюда трудно поступить, вот и решил попробовать. Артиллерийское училище, безусловно, хороший старт, в том числе и для военной карьеры. Мы получаем два высших образования: инженера-электромеханика и управленца подразделениями. На курсе учатся около 250 человек, но все мы по-разному видим себя в училище и используем данный нам шанс. Для многих — это прямая дорога в жизнь, возможность подняться. Человеку, который не по собственному желанию пришел в училище, армейский порядок может показаться слишком суровым. На мой взгляд, родители этих ребят, боясь за будущее сына, таким образом просто перекладывают ответственность на доброго друга полковника. Но здесь «игра большими ставками». Ведь по окончании человеку придется командовать людьми взрослыми и уровень его знаний, физическая и моральная подготовка должны быть лучше, по крайней мере, вдвое, чем у подчиненных. В противном случае он измучает весь личный состав.


 Виктор МОНДА, курсант V курса, стипендиат Президентской премии Российской Федерации:

— Я родился в семье военнослужащего, мой отец сейчас в звании полковника. Поступая в Казанское артиллерийское, я продолжил семейную традицию. И нисколько об этом не жалею. Вы сказали, что преподаватели переживают по поводу однообразия жизни курсантов? По-моему, это напрасно. Слушая своих друзей с «гражданки«, понимаю, что учеба там проходит гораздо скучнее, чем здесь. Лично для меня особенно интересно прошел первый курс, когда мы только вливались в эту жизнь — как в другой мир. Училище — очень хорошая школа, военная и жизненная. Я вполне доволен тем, как проходят наши занятия. Училище располагает хорошей материально-технической базой. Недавно у нас появился новый компьютерный класс. Высокому качеству образования способствуют и новые интересные образовательные программы и проекты. А если говорить о друзьях, которых я здесь обрел, то где еще вы найдете такой сплоченный коллектив, здесь радость и боль одна на всех! За эти годы у меня серьезно поменялось ощущение себя, восприятие других людей, вообще мира. Ярче что ли стал видеть жизненные события, ценить свободу. Наверное, только тот, кто окончил это училище, поймет наш восторг и нашу гордость за него. После того, как отслужу боевым офицером, не исключаю возможности вернуться в родные пенаты преподавать, передавать свой опыт следующим поколениям.

Александра СВЕТЛОВА

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя