Мусагит ХАБИБУЛЛИН: Прошлое всегда напомнит о себе

0
107

В середине восьмидесятых годов прошлого века советские школьники раз в неделю проводили урок под названием «Политическая информация», когда дежурный ученик должен был подготовить небольшой обзор важнейших мировых событий. В то время казалось, что все в этом мире неспокойно: воюют Палестина с Израилем, Ирак с Ираном, Америка ведет «холодную» войну с социалистическими странами. С тех пор мир изменился кардинально. Нет социалистических стран, закончилась «холодная» война, неизменным осталось одно — нескончаемые вооруженные конфликты и взаимное непонимание друг друга. Да еще добавилась борьба с терроризмом. При этом идут постоянные разговоры об интеграции в мировое сообщество. Даже у человека, который всеми силами стремится отгородиться от политики и не обращать внимания на то, что происходит вокруг, не получится это сделать. Нельзя «закрыться» в себе, ведь, в конечном счете, все, что будет происходить в дальнейшем в стране, требует от каждого из нас активных шагов и выражения своей позиции. Для того чтобы попытаться выяснить, почему Россию на Западе воспринимают не так, как хотелось бы, и чем нам грозит глобализация, корреспондент журнала «Элита Татарстана» встретился с известным писателем, членом Союза писателей России, почетным академиком Российской Гуманитарной Академии наук, обладателем Международной премии им. Кул Гали Мусагитом ХАБИБУЛЛИНЫМ.


— Мусагит Мударисович, насколько вы интересуетесь политикой, и влияет ли она как-то на ваше творчество?


Политика — грязное дело. Она нередко совершается руками отдельных людей во имя какой-то идеологии, и не всегда мирными средствами. Я долгое время изучал историю и написал немало произведений на историческую тематику, поэтому могу смело выступать с подобным утверждением. Вспомним историю европейских империй. Когда я постоянно читаю о том, что Атилла разрушил цивилизацию Римской империи, мне так и хочется спросить, что это была за цивилизация? Об этом почему-то не пишут. Но ведь это была рабская империя. Атилла не разрушил империю, а освободил людей от рабства. Почему целые страны и народы быстро сдались ему? Да потому, что он объявил свободными рабов. Об этом историки умалчивают. В Византийской империи император Константин начал отвоевывать колонии, которые раньше принадлежали Римской империи, и насильно крестил население — под страхом смерти. После него Феодосий Первый, затем Феодосий Второй продолжили насильственное крещение. Учащихся женской академии продали в рабство, а преподавателей судили и посадили в тюрьму. Все это происходило якобы во имя религии. Были разрушены все академические институты, сожжена крупнейшая в Европе Александрийская библиотека. Хорошо, что бесценные труды, например, Аристотеля и Платона, успели спасти и увезти в Сирию. И только в XVII — XVIII веках эти издания возвратились в Грецию. Сегодня, когда я вижу по телевизору, как восстают студенты в Греции против православия и хотят возвратить свою древнюю культуру, я убеждаюсь в том, что прошлое всегда напомнит о себе, его нельзя забыть или отмахнуться от него.


Почему сегодня нет мирного сосуществования в отдельных государствах? Потому что религия и сейчас кое-где является политикой. Но только наука опирается на серьезные доказательства, археологические раскопки, летописи. Поэтому сегодня греческие студенты и восстают, узнав, какая красивая и развитая культура была разрушена под воздействием насаждения христианства. В связи с этим могу сказать одно: когда духовная, вернее, религиозная составляющая человека включается в мирную политическую жизнь, это в определенной степени становится опасным.


— Я слышала такую точку зрения, что сегодня очень важно развенчать навязываемый миф о России-неудачнице, «стране, которая всегда впадала то в смиренное рабство, то в безудержную вольницу, в черные периоды, где лишь изредка всплывали светлые островки свободы». Каково ваше отношение к этому вопросу? Почему сложился такой миф, да и миф ли это?


Отношение к стране зависит от того, насколько гуманно и демократично подходит к своему народу правительство. А в России еще со времен варягов существовала психология управления народом по принципу: разделяй и властвуй. От этой установки до сих пор не могут отойти. Россия никогда не была хорошим примером для Европы. Мы сами постоянно ориентируемся либо на Америку, либо на европейские страны, либо (в отдельных вопросах) на Азию. Разве о нашей стране говорят, что здесь люди хорошо живут, получают высокую зарплату и т. п.? Нет, потому что в России всегда, прежде всего, думали о том, как сохранить империю, это мышление сохранилось до сих пор, несмотря на развал СССР. Но империи, какими бы они хорошими и демократичными ни были, все равно умирают, они не могут быть вечными. Гуманист Лев Гумилев говорил, что империя — это как дуб, который долго растет, долго живет, потом или сохнет на корню, или гниет. Остаются только народы. Страна либо стремится к улучшению жизни своего населения, либо к созданию разрушительного оружия. В России первого пока как-то не наблюдается.


Сегодня очень много говорят о глобализации, которая, с одной стороны, вызывает интерес к универсальным ценностям, а с другой — возникает опасность потери национальной идентичности. На ваш взгляд, что подразумевает под собой понятие глобализация и грозит ли это чем-то для регионов, в частности, для Татарстана?


— Что такое глобализация? Стремление человечества к прогрессивной жизни. А прогресс не может быть без соседа. Если ты изобрел что-то ценное, и сосед тебе помог в этом процессе, это тоже признак глобализации. Если сохранить свой родной язык, традиции, обычаи, и не вмешиваться в духовный мир соседа, то глобализация не страшна. Страшно то, что она может привести к уничтожению культуры малых народов. У каждой нации — свое мироздание, и невозможно представить, чтобы все стали одинаково смотреть на те или иные вещи. Если из многотысячного разноцветья останется всего один цветок, это никому не будет интересно. Радуга должна оставаться в человеческом мире. Вот в Якутии есть народы, которые совсем забыли родной язык, говорят исключительно по-русски, мне их искренне жаль. Один известный академик сказал, что нацию сберечь могут только песни и история. Вы знаете, чуваши, марийцы, удмурты до сих пор раскаиваются в том, что когда-то были крещены. Находясь в Удмуртии, я стал свидетелем того, как местное население молилось дубу, да у них в крови осталось язычество. Кстати, там построили прекрасную церковь, с золотыми куполами, а она пустая. Потому что русских мало, а удмурты тяготеют к своей древней религии и культуре.


Если вспомнить историю, определившееся с эпохи Петра Первого стремление европеизировать страну было необходимо в то время, иначе страна безнадежно отстала бы в своем развитии. Насколько оправданно сегодняшнее желание России приблизить государство к европейскому уровню?


— Несмотря ни на что, нам еще не хватает современных технологий для развития отдельных отраслей науки и промышленности. Мы даже свои машины не можем представить как следует на крупнейших выставках, отстаем по тем или иным параметрам. Неплохо, если бы каждая школа имела собственные лаборатории для более полноценного изучения естественных предметов.
Мы из других областей привозим для реализации яйца, молоко, а разве у нас нет собственных продуктов? Привозим комбикорма из других городов, как будто у самих их нет. Разве это нормально? Возьмем Владивосток. Там ведь население живет, в основном, благодаря ловле рыбы — так уже давным-давно, казалось бы, надо было бы обустроить рыбообрабатывающую сферу в том регионе. А то местные жители ловят рыбку — и тут же с российского корабля на корабль японский передают. В Японии эта отрасль развита просто великолепно. Я служил в свое время во Владивостоке и знаю ситуацию. И сейчас ничего не изменилось. Поэтому, конечно, хотелось бы не просто стремления к мировому уровню во многих вопросах, а стремления принести пользу своей стране благодаря применению самых прогрессивных методов работы и оборудования во всех отраслях промышленности, желания улучшить существование народа. В России, конечно, люди терпеливые, но нельзя этим пользоваться бесконечно.

Альбина СУЛТАН

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Прокомментируйте
Пожалуйста, введите свое имя